А давайте узнаем сегодня о том, что же такое — сценическая речь и чем она отличается от речи повседневной. Как сообщает нам Википедия, сценическая речь — это одно из основных профессиональных средств выразительности актера. Входит в основной курс обучения актерскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники звучания голоса – действию.
Театр считается хранителем образцовой речи и школой общепринятого литературного произношения. Навык начали оттачивать ораторы Древней Греции. С тех пор она претерпела множество изменений. Ее стиль, характер, особенности неоднократно менялись. Долгое время нормой речи русского языка принято было считать произношение актёров МХАТа и некоторых других театров, за основу которого изначально было принято московское произношение XIX — первой половины XX веков. За несколько последних десятилетий ситуация изменилась, установилась некоторая подвижность, вариантность нормы.
Главными особенностями сценической речи являются гибкость, высота, звучность, объем голоса, а также правильная техника дыхания, четкость, ясность произношения, интонационная выразительность. Только улучшив каждый из компонентов, человек сможет воздействовать на окружающих людей с помощью слов и передавать им эмоции, чувства, переживания.
От того, как звучит голос зависит восприятие людей. Тихая невнятная речь с проглатыванием звуков едва ли привлечет внимание окружающих. Важно понимать, что четкая дикция, звучание голоса помогут не только заинтересовать людей, но и заслужить их доверие, завоевать авторитет.
Звучание можно тренировать дома, выполняя простые задания: чтение стихотворений, прозаических произведений с разной громкостью. Например, две первых строки нужно проговорить тихо, а следующие две –наоборот, громко. Проговаривание одной и той же фразы с разной интонацией. Произнесение фраз, слов голосами животных. Это развивает не только дикцию, но и фантазию. Улучшить дикцию можно, регулярно прочитывая длинный текст с закрытым ртом, проговаривая сложные сочетания звуков изо дня в день.
Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера. Быстро овладеть умением говорить поможет педагог по технике речи. Важно не только регулярно посещать занятия, но и проводить тренировки дома. Это позволит максимально быстро добиться хороших результатов. Педагог научит правильно дышать, покажет упражнения. Они не сложные, но эффективные. Составляющими компонентами уроков являются проговаривание скороговорок, чтение текстов с правильной расстановкой интонаций, дыхательная гимнастика.
Без правильного дыхания правильно и красиво говорить невозможно. Поэтому обучение начинается с постановки дыхания. Оно занимает достаточно времени. Обучающийся сценической речи должен зафиксировать в сознании понятие «вдох вниз живота». Без понимания технологии правильного дыхания невозможно получение результата. Упражнения подразделены на несколько групп:
1) упражнения, включающие в себя движения. Они облегчают выполнение правильного вдоха и выдоха, помогают закрепить навыки правильного дыхания, активизировать мышцы брюшного пресса;
2) упражнения на развитие дыхания, при которых тело в разных положениях: лежачем, сидячем, стоячем. Это помогает научиться следить за активизацией мышц брюшного пресса, регулировать его ритм;
3) упражнения, проводимые в быту. Главная цель – закрепление навыков правильного дыхания в повседневной жизни. Тренировка дыхания при чтении текстов.
Такие упражнения помогают научиться распределять выдох на части. Зарубежные специалисты применяют в своей практике упражнения на создание мысленных образов. Их главная цель — осознание ощущений тела. Человеку нужно представить образ движения. Упражнения сложные, справиться с ними не каждый.
Ну, и как же без артикуляции! Простой способ усовершенствовать артикуляцию — проговаривание гласных звуков громко и четко. Затем переходят к скороговоркам. Нужно начинать с самых простых и постепенно усложнять задачу. Скороговорки необходимо произносить тихо, медленно, а затем увеличивать громкость, скорость. Эффективны задания на развитие артикуляции: «Иголочка» — приоткрыть рот, высунуть напряженный язык на 5-10 секунд; «Заборчик» — улыбнуться, обнажив зубы, удерживая счет до 10; «Чашечка» — открыть рот, высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки. Артикуляционных упражнений множество. Справиться с ними могут даже маленькие дети.
Развитие техники сценической речи подразумевает работу актера над собой в нескольких направлениях. Упражнения по сценическому мастерству и развитию речи можно изучать самостоятельно, основываясь на рекомендациях К. С. Станиславского, можно посещать тренинги при театральных вузах и школах актерского мастерства. Главное – верить в собственные силы и не останавливаться на достигнутом.
Театр «Сова» тоже обучает сценической речи. И не только в студии при театре, но и сами актеры регулярно оттачивают свое мастерство на занятиях по речи. Как? Приходите к нам и узнаете ;) Скучно не бывает!
Екатерина Тен специально для театра "Сова".