Найти в Дзене

Экопсихософия как ноосферная мировоззренческая концепция. Куликова Н.В.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось проявлением системного кризиса практически во всех сферах бытия человеческой цивилизации. Как следствие, азрела необходимость осмысления и преодоления ряда проблем, накопившихся за период жизни человечества по технократической модели развития. Несмотря на то, что многие проблемы имеют кажущийся локальный характер, чаще всего они являются частными проявлениями глобальных проблем мировоззренческого порядка, без решения которых человечество обречено на гибель. К таким проблемам смело можно отнести проблемы социально-экологического, социально-психологического и философского характера, среди которых на первом месте стоят вопросы более гармоничного взаимодействия человека и природы, вопросы более осознанного отношения к ресурсам, которыми располагает человек и общество для продолжения жизни и развития человеческой цивилизации. Самыми ценными из имеющихся ресурсов являются базовые ресурсы, без которых невозможно в принципе продолжение жизни чел

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось проявлением системного кризиса практически во всех сферах бытия человеческой цивилизации. Как следствие, азрела необходимость осмысления и преодоления ряда проблем, накопившихся за период жизни человечества по технократической модели развития.

Несмотря на то, что многие проблемы имеют кажущийся локальный характер, чаще всего они являются частными проявлениями глобальных проблем мировоззренческого порядка, без решения которых человечество обречено на гибель.

К таким проблемам смело можно отнести проблемы социально-экологического, социально-психологического и философского характера, среди которых на первом месте стоят вопросы более гармоничного взаимодействия человека и природы, вопросы более осознанного отношения к ресурсам, которыми располагает человек и общество для продолжения жизни и развития человеческой цивилизации.

Самыми ценными из имеющихся ресурсов являются базовые ресурсы, без которых невозможно в принципе продолжение жизни человеческого рода на планете, это сам Человек и среда его обитания – Природа.

Усиливающееся деструктивное антропогенное и техногенное давление на окружающую среду ведет человечество к глобальному экологическому кризису, симптомы которого в настоящее время находят свое отражение в значительном усилении стрессов и увеличений угроз здоровью и, вследствие этого – в снижении адаптогенных реакций человеческого организма и его психики.

Поведение человека, отчуждающего себя от природы, не осознающего свое системное единство с биосферой и свою роль в гео-био-ценозе планеты, ведет к усугублению экологического кризиса, а значит – к ухудшению состояния биологической среды своего обитания, что создаёт угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества.

Постигая законы природы, и овладевая силами природы, общество, тем не менее, неспособно изменить их или подчинить социальным закономерностям, а значит должно гармонизировать свою деятельность сообразно им.

Изменения природной среды и возрастающее на их фоне число заболеваний в настоящее время приобрели статус первостепенных для осмысления и решения проблем.

Всё больше учёных, общественных и политических деятелей сходятся на том, что неразумное отношение человека к себе и неграмотная, безответственная человеческая деятельность способны коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым поставить цивилизацию перед угрозой гибели.

В подавляющем большинстве сегодняшних бедствий основным виновником является не непредсказуемость действия технологических средств или природных стихий, а неграмотная, непродуманная деятельность человека, наносящая непоправимый вред природе.

Непродуманная, значит, прежде всего, определенная неадекватным состоянием сознания и психики человека, основанная на неосмысленных реакциях и безответственном отношении его как к окружающей природе, так и к самому себе. Поэтому уместно, говоря об экологии среды, вести разговор об экологии самого человека, о необходимости развития экологической культуры.

Становится всё более ясно, что объединённое в планетарном масштабе человечество должно переходить к экологически ориентированному сознанию, мышлению и действию, к экологически ориентированному социальному развитию.

Сегодня наука «экология человека» (в теоретическом плане) изучает исходное состояние природных факторов, влияние на них антропогенных нагрузок и дает научное обоснование медико-экологических нормативов.

В практическом отношении, экология человека включает адаптацию для всего живого тысяч имеющихся гигиенических предельно-допустимых концентраций (ПДК) во всех средах (воздух, вода, почва, продукты питания) и доз химических веществ, предельно-допустимых уровней (ПДУ) физических воздействий (шум, вибрация, электромагнитные и радиоактивные излучения) безопасных для человека и прочее.

Однако мы видим, что из сферы внимания ученых, занимающихся вопросами экологии человека и разрабатывающих т.н. экологические «стандарты», исключены наиболее важные, причинные объекты изучения – психологические стереотипы старой, отжившей системы мировоззрения.

мировоззрение - это теоретическая модель мира, построенная человеческим сознанием, причем, модель, совершенствующаяся и развивающаяся по мере развития общественного сознания, подтверждающаяся конкретной практикой взаимоотношений человека и внешней среды, объясняющая ему этот мир и его законы, дающая точку опоры человеческому сознанию. Модели этого рода, рождающиеся, существующие какое-то время и умирающие, то есть подчиняющаяся общим закономерностям развития и существования любых систем, как и все на этом свете. Модель, в конечном счете, определяющая направление развития человечества и его цель.

Необходимо особо подчеркнуть, что становление новой мировоззренческой модели, формирование нового общественного менталитета. Ощутимыми проявлениями является становления новых Традиций, поэтому на современном этапе крайне необходимо внедрять новые психо-экологические традиции отношения человека к себе и среде своего обитания.

Только в этом случае можно надеяться на те позитивные сдвиги в менталитете человека и общества, которые сформируют в обществе устойчивые императивы адекватного поведения. Адекватного – значит, прежде всего, адаптированного к условиям среды и требованиям времени, и, что особенно важно, согласованного с общими целями всей экосистемы.

Основными целями любой экосистемы всегда являются Жизнь и Развитие, что можно назвать одним словом – Эволюция. Значит, все, что не способствует достижению этих целей, априори является неадекватным, нецелесообразным, и следовательно – вредным или опасным для системы.

Для осмысления и определения цели, как следующей вехи развития, человечество создает себе новые, более сложные и совершенные модели мира, с учетом предыдущего опыта, внедрение которых в бытие также подчиняется общим закономерностям.

Зная эти системные закономерности, уже сейчас, используя последние достижения науки, можно с большой степенью вероятности прогнозировать процессы эволюции мировоззренческих парадигм систем в обществе, а значит – с большей степенью адекватности создавать социальные модели будущего.

В процессе существования человеческой цивилизации основным фактором, влияющим на формирование человека и уровень его миропонимания, всегда являлась мировоззренческая парадигма, способная объяснить человеку мир, в котором он живет. В свою очередь, парадигмы возникали и формировались в зависимости от развития понимания мира человеком.

Когда парадигму принимает большая часть сообщества, она становится обязательной точкой зрения. Как только парадигма принята, она действует как мощный катализатор эволюционного развития. Пока существование парадигмы остается само собой разумеющимся, только те проблемы будут считаться законными, для которых можно предложить решение, - это гарантирует быстрый успех, как нормальной науки, так и идеологической системы.

Парадигмы, следовательно, несут в себе не только познавательный, но и нормативный смысл; в дополнение к тому, что они являются утверждениями о природе реальности, они также определяют проблемное поле, устанавливают допустимые методы и набор стандартных решений. Некоторые проблемы, представлявшиеся прежде ключевыми, могут быть объявлены несообразными, а иные - отнесены к другим дисциплинам. Или же наоборот, какие-то вопросы, прежде не существовавшие или считавшиеся тривиальными, могут неожиданно оказаться в центре внимания.

Новая радикальная теория никогда не будет дополнением или приращением к существующим знаниям. Она меняет основные правила, требует решительного пересмотра или переформулирования фундаментальных допущений прежней теории, проводит переоценку существующих фактов и наблюдений.

В различных научных источниках давно уже высказываются мысли о мировоззренческом кризисе современной культуры и цивилизации. Сегодня не только философы и ученые, но и политики ведущих стран мира ищут пути выхода из той критической ситуации, которая складывается в мире. При этом мало кто возражает, что увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю именно индустриальной культу­ры.

Такая критика возникла не в результате научного осмысления экологических или социальных опасностей, возникающих постепенно при развитии технократической цивилизации, а из-за того, что многие ученые видят постепенное измельчание человеческой личности и духовную деградацию общества, разорвавшего связи с бытием и оказавшейся в плену у мировоззренческих иллюзий и социальных стереотипов

Наиболее остро вопрос о будущем нынешней цивилизации встал перед теми исследователями, которые впервые во всем объеме осознали глубину и масштабы надвигающегося духовно-нравственного кризиса. Они поняли, что любые социальные, экономические, экологические проблемы – это не результат отдельных ошибок и просчетов личностей, влияющих на принятие каких либо исторически важных решений, а последствия способа мышления и бытия современного человека.

Сегодня стержнем историче­ского развития сделалась проблема человека в ее различных измерениях: отношения человека и природы, человека и человека, личности и общества. Если эта проблема не будет решена по существу, то XXI век просто не состоится.

Кризис, который переживает современное общество, на первый взгляд, связан с проблемами экономики, экологии, энергетики и т. д.

Однако в осно­вании современной экономики и политики, энергетики и экологии всегда лежат научные концепции, создающиеся людьми для урегулирования различных взаимоотношений (например: человек-природа, человек-общество и др.), а значит - все эти вопросы связаны со способом мышления современного чело­века, форм его самосознания и познания. Причем, переживают кризис не какая-то отдельная форма сознания и тип деятель­ности, а все формы осмысления человеком самого себя, своих целей и форм их достижения.

Переживают поэтому кризис исходная парадигма социума, его самосознание, ибо индивидуализм, индустриализм и демократия в той форме, в которой они получили распространение в технократической модели жизни, не справляются с углубляющимися глобальными проблемами.

Суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, его мировосприятии, совокупности ценностных установок, предопределяющих его поступки и способы самореализации.

Человечество сможет отойти от края пропасти, только если пересмотрит свои мировоззренческие установки, если сможет привести свои представления о свободе, демократии, ответственности, смысле бытия, в соот­ветствие с требованиями концепции устойчивого развития. В этом случае промышленно развитые страны перестанут жить за счет менее развитых стран и будущих поколений, исходя из единства человечества, сумеют поставить на службу ему основные достижения в области науки, технологии, информатики и здравоохранения.

Сегодня является очевидным и бесспорным, что эта задача носит глобальный характер и может быть отнесена к приоритетным проблемам XXI века.

Задача изменения психологических стереотипов мышления и поведения человека – краеугольная, с точки зрения обретения им новой целевой ориентации: сохранение себя и окружающей среды как базиса собственного развития. Без глубинных преобразований психологических стереотипов человеческого поведения невозможно ожидать позитивных сдвигов ни в сторону осмысления данной реальности, ни в сторону исправления ошибок и решения проблем.

Учитывая высокий уровень сложности и междисциплинарный характер такого рода задач, безусловно, потребуется подключение многих наук - психологии, социологии, медицины, экологии, биологии и других, так или иначе связанных с изучением человека и природы.

Человек, являясь венцом планетарной эволюции, имея самый высокий уровень сложности системной организации, также являет собой экосистему. Причем, в отличие от природной экосистемы, он может изменять ход самоорганизованного эволюционного процесса по собственной воле и разумению. Тем он ценен для эволюции Природы, но тем он и опасен. Разрушая самого себя неправильным отношением к своему телу и разуму, нарушая равновесие окружающей природы, человек служит прямо противоположным эволюции целям.

Информационный характер новой эпохи породил не только возрастающее количество возможностей познания и коммуникации, но и увеличивающееся число новых стрессовых факторов, вызванных обилием нескоординированной, разноцелевой информации, обрушившейся на человека с неадаптированным к большим объемам такого рода информации сознанием.

Современные психиатры регистрируют возрастающее в геометрической(!) прогрессии число психических заболеваний. И это притом, что рамки психической нормы давно уже раздвинуты до, неясных для самих психиатров границ, «пограничных» состояний.

Психологи, в свою очередь, отмечают возрастающее количество нарушений психологического характера, связанных с эмоциональной депривацией и когнитивным диссонансом на фоне информационного прессинга СМИ, приводящих человека к неадекватным и, все чаще, опасным действиям и поступкам.

Экологи говорят об ухудшающейся экологической обстановке, вызванной неграмотным использованием природных ресурсов и техногенным характером преобразований окружающей среды.

Объектом изучения социологов и политологов все чаще становятся явления психогенного характера (растущий терроризм, наркотизация, криминализация и пр.) и они также отмечают изменения массового общественного сознания в сторону деградации.

Медики, со своей стороны, исследуя изменение характера заболеваний и регистрируя все новые и новые, внезапно возникающие и стремительно развивающиеся штаммы вирусных инфекций, отмечают резкое снижение иммунитета и, практически - отсутствие здоровья, у подавляющего числа людей. Особенно это характерно для нового поколения. Можно с горечью констатировать тот факт, что 100% физически здоровых детей рождается сегодня крайне мало, да и те, после недлительного проживания в нашем мире, они в любом случае его утрачивают.

Говоря о выживании цивилизации сегодня, пожалуй, пора говорить уже о сохранении здорового генного материала для репродукции последующих поколений, так как современное общество, в силу системной «болезненности» своего состояния, уже не способно обеспечить воспроизведение здорового поколения.

Естественные адаптационные механизмы, выработанные эволюцией у всех живых систем и позволяющие развивать те или иные жизнеспособные реакции, у современного человека (по сравнению с дикой природой) в значительной степени утратились и прежде всего, в силу развития медицины и технологий, «облегчающих» человеку выживание в природной среде и повысившие его конкурентоспособность по отношению к другим биологическим видам.

Все вышеизложенное еще раз убедительно доказывает необходимость пересмотра самих принципов жизни человека, его нравов и традиций, которые необходимы для выживания его как биологического вида в последующем.

При данном развитии событий для современного человека возникают следующие, альтернативные перспективы жизни:

1. Человек и дальше будет развивать свое сознание и бытие в сторону изобретения различного рода приспособлений, удовлетворяющих его растущие потребности и помогающих справляться с возникающими проблемами.

Тогда, например, только задача восстановления психического и физического здоровья потребует объединения усилий всей мировой науки для постоянного совершенствования методов «борьбы» с возрастающим количеством новых болезней и методов разрешения растущих психологических проблем на фоне увеличивающегося числа рисков и угроз. Это - направление дальнейшей «технологизации» жизни, предполагающее целевую ориентацию сознания человека и общества на совершенствование нового оружия «победы» над природой.

2. Человек, резко затормозив эволюцию «приспособлений» и «заменителей», значительно снизив темп технологического развития, попытается осуществить попытку «возврата» к природе и основное внимание станет уделять развитию и совершенствованию естественно-природных свойств и навыков, позволяющих ему решать задачи адаптации к изменениям природы.

В этом случае, задача восстановления и сохранения здоровья человека также потребует научно-практического обеспечения, но принципиально в ином направлении: поиск механизмов «приспособления» человеческого вида к естественно-природному существованию. Это - направление «антропологизации» жизни, предполагающее значительный скачок в области развития качественно нового сознания, причем – в условиях продолжающей развиваться в будущем технократизации и так же, как и в первом случае, на фоне увеличивающегося числа рисков и угроз.

Очевидно, что ни тот, ни другой вариант не приемлем, так как, либо приводит к плачевным итогам, либо вообще не гарантирует результат в силу новизны и масштабности проблемы, а также – отсутствия больших запасов времени на ее решение.

Очевидно также и то, что и в том, и в другом случаях речь идет о целевой ориентации сознания человека и о совершенствовании сознания как инструмента познания и управления сложными процессами собственной эволюции.

Из вышеизложенного следует, что, задача формирования нового мировоззрения в первую очередь – задача формирования качественно нового, экологизированного сознания, не могущая быть решенной без наличия системных теоретических моделей сознания и человека.

На базе экспериментальной лаборатории инновационных технологий «ЭЛИТ» при нашем институте, на протяжении пяти лет нами была апробирована новая концепция мировоззрения – Экопсихософия, созданная на основе новейших методологических достижениях ряда современных наук (системологии, экологии, философии, психологии, космологии, эниологии, информациологии и других), а также использованы перспективные достижения в области физиологии, биологии, нейропсихологии и парапсихологии.

Сотрудниками лаборатории были разработаны теоретические модели систем «Человек», «Сознание», «Нравственность», «Целеполагание» и др., апробация которых показала высокий уровень их дееспособности, адекватность исследуемым объектам и эффективность в решении прикладных задач.

Применяя данные модели, был проведен ряд научно-прикладных исследований, в итоге которых был сформирован ряд новых научных концепций, методологий и интеллектуальных технологий:

Были разработаны анкеты для проведения социологических опросов, карты для медико-психологических исследований и дневники для анализа динамики развития личности:

Помимо проведенной аналитической работы, был разработан ряд новых методов и методик коррекционной психологической направленности:

В ходе образовательной практики разработаны модели непрерывного и инновационного образования а также – апробирован комплекс инновационных дисциплин:

Кроме того, в ходе апробации новой экопсихософской концепции образования (триединство обучения, воспитания и образования) была реализована оздоровительная программа, в которой:…

Все вышеописанные мероприятия были реализованы в рамках экологически ориентированных программ и проектов просветительской, образовательной и оздоровительной направленности и, помимо богатого статистического материала, продемонстрировали высокий уровень эффективности внедрения новых, психо-экологических традиций, основанных на принципах Экопсихософии.

Термин «Экопсихософия» являет собой синтез трех, общепринятых в современной науке понятий: «Экология», «Психология» и «Философия».

Наиболее краткие формулировки данных понятий следующие:

1. «Экология» - «Наука о Доме». Причем, мы предлагаем под «домом» подразумевать не только Природу, самоорганизующуюся макро-эко-систему, являющуюся продуктом космической эволюции и обладающую самостоятельным «сознанием», но и Человека, микро-эко-систему, как вместилище, «дом», для его Духа и Сознания. То есть, мы рассматриваем человека и природу как объекты космической эволюции и в качестве со-творцов планетного сознания - Ноосферы;

2. «Психология» - «Наука о Душе». Под «Душой» мы подразумеваем энерго-информационную сущность Личности, являющейся продуктом планетной эволюции и вместилищем т.н. «Духа» – Индивидуальности Человека, являющейся продуктом космической эволюции;

3. «Философия» - «Любовь к Мудрости» (в данном случае мы используем слово «София» как известный синоним слова «Мудрость»), дисциплина, формирующая мировоззрение и миропонимание.

Таким образом, содержание понятия «экопсихософия» приобретает следующий смысл:

Экопсихософия – это новая философская школа, рассматривающая взаимодействие человека, общества и природы в рамках концепции устойчивого развития.

Целью этой школы является формирование у человечества системы ценностей, на основе которых каждый индивид и общество в целом смогут выстраивать экологичные стратегии развития.

Экопсихософия формирует методологические и концептуальные основы Мудрого отношения человека к себе, как к части природы.

Пути достижения этих целей экопсихософия видит в совершенствовании индивидуального и общественного сознания.

Под «Мудростью» в экопсихософии понимается триединство качеств развитой человеческой личности: Осознанность, Дееспособность и Ответственность, где:

1. Осознанность формируется Образованием, ориентированным на развитие человеческих ресурсов и, в первую очередь, развитие сознания личности и ее творческих качеств;

2. Дееспособность формируется Практикой (как основой социализации личности и основного инструмента познания), осуществляемой в целях развития себя и общества, то есть – в целях эволюции.

3. Ответственность формируется Воспитанием, направленным на привитие экологически ориентированной, «ноосферной» этики.

Экологичность данного подхода, особенно в рамках социума в целом, может быть обеспечена только за счет формирования информационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию т.н. «ноосферы». В данном случае в понятие «ноосфера» мы вкладываем совокупность знаний, методов и технологий оперирования ими, а также поддерживающую эту систему инфраструктуру. Существующие на сегодня понятия ноосферы мы рассматриваем как применимые к различным формам носителей знаний и информации. То есть, можно сказать, что ноосфера, как информационная система, существует и сейчас, но, будучи представлена на традиционных носителях, имеющих ограничения в силу несовершенства методов коммуникации и неразвитости информационной инфраструктуры, в сегодняшнем состоянии не является эффективным инструментом решения глобальных задач, стоящих перед человечеством.

Иными словами, мы утверждаем, что ноосфера, как компонента планетарного сознания, существует, но нуждается в совершенствовании.

Экопсихософия, таким образом, является ноосферно-ориентированной мировоззренческой концепцией. В рамках данной концепции постулируются некоторые утверждения:

· Планета Земля - это сложнейший «живой организм» (т.е. - сложная гетерогенная система) со сложившимся за многие миллионы лет эволюционными «традициями» и механизмами сохранения устойчивого равновесия (гомеостаза);

· Состояние гео - и биосферы Земли (т.н. Природы), по мере развития человеческой цивилизации, напрямую и в полной мере стало зависеть от состояния ноосферы («разумной» оболочки планеты);

· Ноосфера является компонентой планетарного Сознания, в которой коллективное сознание людей занимает самую высокую ступень иерархической лестницы;

· Психосфера представляет собой оценочную и эмоциональную компоненту общественного сознания, которая приписывается тем или иным элементам сигносферы.

· Сигносфера представляет собой компоненты общественного сознания, образованную совокупностью символов, знаки и признаки, интерпретируемых с помощью ноо- и психосфер.

· Общепланетарное человеческое сознание складывается, в свою очередь, из коллективных сознаний различных общественных групп, объединенных одной и той же устойчивой системой мировоззрения.

· Коллективное сознание той или иной группы складывается из сознаний отдельных индивидуумов, его образующих.

· От состояния сознания людей зависит состояние Ноосферы, а от этого, в свою очередь - состояние всей планеты в космическом масштабе.

Отсюда, важнейшими научными и методологическими задачами экопсихософии являются:

- исследование сознания человека и общества в целях разработки новых систем образования и воспитания, призванных развивать качественно новое мышление и обеспечить переход человечества на следующую ступень своей эволюции;

- формирование путей и методов создания информационной инфраструктуры и информационно-аналитического инструментария для обеспечения функционирования планетарного сознания.

Основными идеями экопсихософии как научного направления являются:

1. В теоретико-методологическом аспекте - синтез уже доказавших свою состоятельность и перспективность методов и методик по воспитанию, оздоровлению, образованию и социально-психологической адаптации личности;

2. В прикладном аспекте - разработка единой, универсальной концепции комплексного развития человеческих ресурсов, учитывающей индивидуальные особенности каждого человека или отдельных социальных групп.

Как было упомянуто выше, задача эта решается нами в реальной просветительской, образовательной и оздоровительной практике, основанной на парадигме ресурсного развития человека, а также - в рамках проектной деятельности по разработке и внедрению новейших информационных технологий в аналитическую, образовательную и оздоровительную сферы.

Перед нами сегодня стоит серьезная эволюционная задача, соразмерная по значимости появлению первого человека на земле: задача формирования качественно нового субъекта - Человечества. Процесс его рождения, будучи пока неосознанным даже критической массой людей, требует глобальной и качественной перестройки всего планетарного организма, начинающегося всегда с перестройки сознания отдельных личностей.

Эволюционные преобразования, происходящие на нашей планете, требуют пристального внимания к развитию личности каждого человека и всего общества в целом. Так называемые «вызовы грядущего» уже проявляют свои требования к тем человеческим ресурсам, которые станут в скором времени необходимым условием гармоничной жизни будущего Человека и базовой основой для формирования общества.

Развитие человеческих ресурсов, как основная концепция образования и воспитания личности, уже сегодня завоевывает крепкие позиции в мировой практике.

Эталоном нового Человека Экопсихософия провозглашает человека Духовного, Осознающего и Действующего.

* «Духовный» - значит: с высоким уровнем личностного самосознания, ответственности и стремления найти свой, индивидуальный способ самореализации во благо развития всего человечества;

* «Осознающий» - значит: сознающий себя и свою творческую миссию, оснащенный современными средствами познания мира и собственного развития, понимающий Законы Бытия и живущий по высоким нравственным нормам;

* «Действующий» - значит: целеустремленный, имеющий высокий уровень самоинициации и гражданской активности, нацеленный на общественно полезный результат своего труда.

Все это требует осмысленного, комплексного подхода к развитию всех уровней человеческой личности: биологического, социального, интеллектуального и душевно-духовного.

В нашей стране, в последнее время, довольно бурно стал вестись поиск, разработка и внедрение различных инноваций в деле воспитания, оздоровления и образования детей и взрослых. Появилось большое количество школ духовного развития, физического совершенствования, целительских центров различной направленности (от валеологии до космоэнергетики), центров социально-психологической реабилитации и пр. Результаты их деятельности имеют как положительные, так и отрицательные аспекты влияния на человека.

Во всех этих попытках создать нового человека есть один, но весьма существенный недостаток: все они относятся к разряду «натурных» экспериментов и представляют собой эмпирический, но не строго научный, способ действия. Кроме того, при всей важности задачи формирования качественно новой личности человека, до сих пор отсутствует методологическое единство и не осуществляется общая координация действий между такими центрами и школами. Что, безусловно, приводит к разрозненности и бессистемности процесса и может быть отягощено нежелательными последствиями.

Задачи развития личности, кто бы этим ни занимался, сегодня имеют общегосударственное и общепланетарное значение, а значит - ответственность и подготовка «Учителей» этого процесса должны быть соответствующими. Оттого, какие цели и ценности, какой уровень осознанности имеется у педагогов, целителей и воспитателей, зависит, какими станут их ученики, пациенты и воспитанники.

В качестве научно-обоснованной и методологически оснащенной попытки осуществления такой задачи, в рамках ЭкоПсихоСофии, в реальной образовательной и воспитательной практике, реализуется Принцип Комплексного Развития Личности.

Для решения данной задачи были разработаны и апробированы следующие программы (см. Приложения):

В ходе создания концепции по всем вышеупомянутым научным и прикладным направлениям работ были защищены кандидатские (10) и докторские (5) диссертации, составлены отчеты и проведен ряд научно-практических семинаров и методических Советов.

Опыт реализации Принципа Комплексного Развития Личности, реализованный в процессе внедрения программ, инновационных дисциплин, методов и технологий, основанных на концепции Экопсихософии, продемонстрировал системную целостность данного подхода и высокую эффективность в решении задач формирования нового Человека и становления новых, психо-экологических, ноосферно ориентированных традиций.

Куликова Н.В., Конотопов П.Ю.