У меня есть товарищ, который проезжая мимо церкви обрывает свою речь на полуслове, делает «постное» лицо, воздевает глаза к небу и трижды крестится. После этого, он продолжает своё прерванное повествование. Вы, наверное, тоже знаете или видели таких людей, которые перед вратами храма (церкви, мечети, синагоги, костёла, …) меняются в лице. Их лица при этом становятся одухотворёнными, чистыми и светлыми, глаза наполняются святостью и любовью. Зайдя в храм, они ведут себя тихо, спокойно, извиняются, если кого-то нечаянно задели. Эти люди становятся чуточку добрее, лучше, начинают вспоминать о своих неблаговидных поступках, о вечной жизни, о Боге. Но выйдя наружу, в мир людей, это состояние начинает быстро улетучиваться и очень скоро пропадает совсем. Человек вновь погружается в свой обычный мир и Бог, как бы, отходит на второй план.
Люди давно поняли это. Они поняли, что если человек постоянно думает о том мире, то он начинает видеть тот мир. Если он постоянно думает о Боге, то Бог начинает общаться с ним. И эта постоянная связь с Богом, вспоминание о том, что наш мир это не только физика и материя приближает человека к божественному состоянию. Ведь, как только человек желает совершить неправедный поступок, ничто не может остановить его, кроме осознания того, что он нарушает божественный Закон и Бог сейчас наблюдает за ним. И чтобы помнить об этом постоянно, человек придумал себе «напоминалки».
Первые «напоминалки» о Боге – это капища (рис. 1), мегалиты (рис. 2), пирамиды (рис. 3), языческие храмы (рис. 4) и зиккураты (рис. 5). На строительство этих огромных сооружений уходили не годы, а человеческие жизни.
Эти храмы строились во славу Богов, но их главное предназначение – быть видимым напоминанием о Боге. Впоследствии, добавились ещё и колокольный звон и пение муэдзинов с минарета, чтобы это было ещё и слышимое напоминание.
Люди так же придумали символы (или Кто-то их научил), которые несли тайный смысл, олицетворяли невидимое, сакральное и эти символы они стали изображать на своих одеждах (рис. 1), предметах пользования (рис. 2), жилищах (рис. 3), создавать орнаменты (рис. 4) и различные украшения (рис. 4).
Нанесение символов на предметы быта, первоначально предназначались не для красоты и не в качестве оберегов от несчастий, как считают некоторые, а как напоминание о божественном мире и своём предназначении и как «оберег» от искушений и собственных неблаговидных поступков.
«Лабиринты» (рас. 1) и палетки (рис. 2), пекторали (рис. 3) и «Ковры-орнаменты» (рис. 4) создавались с определённой целью и по определённым канонам. Даже лестницы с перилами-балясинами (рис.5) были символом Пути и сами состояли из символов, олицетворяющих этапы этого Пути.
Эти вещи и предметы были постоянно на виду, всегда на глазах и являлись напоминанием о Боге.
Крест с петлей в его верхней части, называемый Анкх, появился ещё в древней Месопотамии
а чуть позже, этот символ вечной жизни стал главным атрибутом египтян и они носили его в руке.
Для чего они носили в руке крест, являющийся символом вечной жизни? Именно для того, чтобы постоянно помнить об этом. Выражение «Каждый несёт свой крест», видимо, появилось в те далёкие времена и до сих пор имеет смысл - «переносить трудности». Если бы эта фраза появилась позже и олицетворяла муки Христовы, она бы означала – идти на казнь, восходить на Голгофу и имела бы совсем другое значение.
Люди придумали множество Упражнений, которые позволяли удерживать внимание на божественном. Неизвестно, как эти Упражнения назывались у шумеров или у египтян, но древние греки называли это аскезой, а тех, кто занимался подобным делом – аскетами.
Аскезой считается пост (лишение себя пищи), бдение (лишения себя сна), безбрачие, воздержание и монашество (лишение понятно чего), ношение власяницы, вериг и прочих вещей, доставляющих неудобство и дискомфорт, нахождение в неудобных статических позах (молитвенные и йоговские позы), запоминание молитв и священных текстов, молчание и другие обеты, труд и служение, … и т.д. и т.п. Что тренируют все эти Упражнения? Терпение и осознанность! Это единственные качества, которые делают человека Совершенным.
А вот, видимо, первый нательный крестик (рис. 1), который являлся образом человека и такой же «напоминалкой», что и Анкх в руке египтянина (рис. 2) или чётки в руках мусульманина (рис. 3).
Г.И.Гурджиев, одной из главных практик просветления считал практическую работу в группах, где единомышленники напоминали бы друг другу об осознанности. Даже начинать бегать по утрам с кем-то гораздо проще, чем одному, не правда-ли?
Если понравилась статья ставьте лайки и подписывайтесь.
Все картинки и фотографии взяты из открытых источников.