Что можно предложить почитать ребенку или почитать вместе с ним о войне, так, чтобы было и понятно, и интересно, чтобы правда – без натурализма и безысходности? Какие произведения, чтобы не прошли мимо сердца?
Рискну предложить свои варианты. (Само собой, список очень субъективный и никоим образом не претендует на истину в последней инстанции. Пишу о том, что читали в детстве мне, что читала сама, что, надеюсь, прочитаем с детьми. Книги довольно разноплановые, о самых разных явлениях, и очень лиричные («Радость нашего дома»), и уже классические («Сын полка», «Повесть о настоящем человеке»), и ближе к детективу «Морской охотник»).
Карим Мустай. «Радость нашего дома». Повесть написана от лица мальчика Ямиля, жителя небольшого башкирского села. Близится конец Великой Отечественной войны.
« Я подбегаю к бабушке и прижимаюсь к ее плечу.
— У Фарита есть братишка, у Марата есть сестра, только у меня никого нет, — сейчас же жалуюсь я
— А будь у тебя сестричка, ты любил бы ее? — спрашивает бабушка.
— О-о-очень бы любил! О-о-о! Если б у меня была сестричка!.. Я всегда носил бы ее на руках, ни разу не уронил бы. Как Марат!»
Отец Ямиля на фронте, и однажды, после телеграммы, мама куда-то уезжает. А возвращается мама не одна, а со светловолосой девочкой Оксаной. Отец Ямиля спас ее из разоренного фашистами украинского села, где малышка осталась сама в доме у тела матери. Оксана даже не знает башкирского языка, но дети все равно очень быстро сближаются. Берегут друг друга, делят радости и печали, помогают взрослым.
Но кончается война, возвращается с фронта отец Ямиля. А чуть позже – за Оксаной приезжает ее настоящий отец. Наступает день радости и печали, когда Оксана с отцом возвращается домой, оставляя названых родителей и брата здесь. Сейчас приходится расстаться, и печаль разрывает сердца и взрослых, и детей, но и те и другие знают – теперь они родные и близкие друг другу люди. Навсегда…
Очень доброе, очень светлое произведение, простой и в то же время выразительный язык.
Лев Кассиль. «Дорогие мои мальчишки».
Когда-то подростки из приволжского городка Затонска вместе со своим учителем Аресением Гаем выдумали свою волшебную страну Синегорию, чей девиз был «Отвага, Верность, Труд – Победа». Но началась война, ушли на фронт отцы, ребята в одночасье повзрослели... Но игру и сказку, которая помогает им работать, тащить на плечах груз совсем не детских забот, а потом и сражаться за родной город, не забыли…
"В первую осень войны Капка пошел в ремесленное училище. Теперь ему уже дали четвертый разряд - он работал фрезеровщиком на Судоремонтном заводе в Рыбачьем Затоне. Тут чинились небольшие волжские пароходы, нефтеналивные баржи, ледоколы, землечерпалки. Капка перенял страсть отца ко всякому техническому ремеслу. Руки у Капки были действительно золотые. Он и прежде мог мастерить всякую всячину. Мастер Корней Павлович Матунин сразу отметил старательного и ловкого в деле паренька.
- В отца идешь, в Василия Семеныча, - говорил мастер. - Соображение у тебя, Бутырев, имеется.
Капку никто не называл Капитоном Васильевичем, как иногда называют с полушутливым уважением хорошо работающих авторитетных ребят. В этом всегда есть чуточку снисходительного умиления. А Капку в училище и на заводе уважали по-настоящему, всерьез, без лишних ахов.
"Работник!" - говорили про него. Только ростом он был еще очень мал, да и годами еле-еле вышел для училища. Не в меру длинная шинель стегала его по пяткам. Издали казалось, что движется большая черная кадка, из которой торчит голова в фуражке".
Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Повесть о советском летчике, Алексее Мересьеве. Сбитый фашистами, тяжелораненый, в зимней тайге, он сумел добраться до своих. И даже потеряв ноги, продолжил летать, стал мужем и отцом…А пример его долгие годы вдохновлял тех, кому трудно и кажется, что выхода нет …
"Костер трещал и шипел, распространяя сухой благотворный жар. Алексею стало уютно, он опустил «молнию» комбинезона, достал из кармана гимнастерки несколько истертых писем, написанных одним и тем же круглым старательным почерком, вынул из одного фотографию тоненькой девушки в пестром, цветастом платье, сидевшей, подобрав ноги, в траве. Он долго смотрел на нее, потом снова бережно обернул в целлофан, заложил в письмо и, задумчиво подержав в руках, убрал обратно в карман.
— Ничего, ничего, все будет хорошо, — сказал он, обращаясь не то к этой девушке, не то к самому себе, и задумчиво повторил: — Ничего...
Теперь уже привычными движениями сорвал он с ног унты, размотал куски шарфа, внимательно осмотрел ноги. Они еще больше опухли. Пальцы торчали в разные стороны, точно ступни были резиновые и их надули воздухом. Цвет у них был еще более темный, чем вчера".
Николай Чуковский «Морской охотник».
Война. Приморский городок. Вместе с мамой Катя выхаживает раненого бойца, и ей не дают покоя слова: «Когда свет горит в бухте, она там…» И Катя – девочка, которая «слишком любит тайны», поможет найти пропавшего командира-лейтенанта и передать нашим морякам информацию, где искать немецкую подводную лодку.
"По правде сказать, у Кати не было никакого плана, как и где искать Королькова. Никогда прежде не слышала она о человеке с такой фамилией. И хотя загадочные слова, сказанные раненым краснофлотцем, глубоко взволновали её, она вовсе не сразу побежала искать этого таинственного Королькова, потому что сегодня её мысли были заняты совсем другим. Сегодня она должна была во что бы то ни стало выяснить, кто такая девочка с мишкой.
«Девочка с мишкой» - называла она про себя одну совсем незнакомую девочку, которую заметила во время своих путешествий по городу. Эта странная девочка жила совсем одна, без взрослых, в маленьком чистеньком домике и постоянно громко разговаривала со своим плюшевым мелкой.
Валентин Катаев. «Сын полка». Легендарная повесть о 12-летнем мальчике, сироте Ване Солнцеве, который попал к разведчикам…И, несмотря на попытки оправить его в тыл, остался с ними.
"Действительно, в своих коричневых домотканых портках, крашенных луковичной шелухой, в рваной кацавейке, с торбой через плечо, босой, простоволосый мальчик как нельзя больше походил на пастушонка, каким его изображали в старых букварях. Даже лицо его – тёмное, сухощавое, с красивым прямым носиком и большими глазами под шапкой волос, напоминавших соломенную крышу старенькой избушки, – было точь-в-точь как у деревенского пастушка.
Опустошив котелок, Ваня насухо вытер его коркой. Этой же коркой он обтёр ложку, корку съел, встал, степенно поклонился великанам и сказал, опустив ресницы:
– Премного благодарны. Много вами доволен.
– Может, ещё хочешь?
– Нет, сыт."
Все эти художественные произведения есть в Интернете в свободном доступе, переиздаются, есть очень качественные издания, которые займут достойное место в домашней библиотеке.
О том, что почитать о войне ребенку помладше, можно посмотреть здесь.
Памяти павших будем достойны!