Один из самых устойчивый мифов, особенно активно насаждаемый и поддерживаемый так называемой "зоошизой" - радикальными зоозащитниками,чья лексика и манеры все больше напоминают геноцид против людей - это соображение о том, что в стаях на улицах наших городов виноваты плановые заводчики, люди, занимающиеся племенным делом, вязками и разведением собак. Дескать, они выбрасывают на улицу непроданных щенков или собак-производителей, которые по тем или иным причинам перестали приносить им доход.
Почему это не так? О причинах этого хорошо известно тем, кто "в теме": кинологам, заводчикам, зоологам и зоопсихологам, всем тем, для кого "собачья тема" - образ жизни и любимое дело.
Причина первая. Учеными, для которых изучение поведения и жизни стай в наших городах является профессией, установлено: максимальный срок жизни бывшедомашнего питомца (вне зависимости, породистый оон или дворянин) на улице - полгода. Есть исключения, но они именно что исключения, разовые редкие явления.
Почему? Все очень просто. Уличные собаки учатся выживать в условиях города из поколения в поколение. Как только щенки начинают передвигаться, мать учит их как находить еду и пищу, как избегать конфликтов с соплеменниками, как нужно относиться к человеку, соседство с которым - одновременно источник пищи и опасности. Домашних собак этому никто не учит. Они - как мы с вами, городские жители, внезапно оказавшиеся в тайге или в пустыне, ничего не знают и ни к чему не приспособлены, тогда как таежные охотники или берберы спокойно выживают и там, и там месяцами.
Причина вторая. Посмотрите на состав уличных стай. Вы много видели там далматинов, догов, эрделей или шнауцеров? И я не видела, только если иногда попадаются самовыгульные животные, принадлежащие безответственным хозяевам. Но это не в полной мере уличное животное: оно имеет хозяина, дом и кормовую базу.
Замечали, что все уличные собаки примерно одного - среднего - размера и одного типа шерсти? Это мудрая мать природа ведет естественный отбор. Если собака слишком мала - ей сложно выжить и себя защитить. Если слишком велика - требуется слишком много ресурсов чтобы себя прокормить. Слишком длинная шерсть - колтуны и следующие за ним дерматиты. Слишком короткая - замерзнет зимой. Отсюда - тот внешний вид этих собак, который мы видим в наших городах, я его называю условно "примерно лайка": средний рост, средняя шерсть, средняя упитанность. Природа вообще любит золотую серединку.
Из этого текста вовсе не следует, что нет недобросовестных владельцев собак, которые допускают вязки, например, своих кобелей с уличными собаками. Но такой приплод - капля в общем многотысячном море городских стай, влияние которого на общую уличную популяцию ничтожно. За каждой течной уличной сукой бегает стая кавалеров, и там пойди еще пробейся "домашнему лошку" через стаю зубастых, умеющих расправиться с чужаком, конкурентов.
Проблема уличных стай действительно очень остро стоит перед обществом, особенно в маленьких провинциальных городках, где подчас стаи по-настоящему терроризируют целые районы. Очень жаль животных, которые болеют, погибают под колесами автотранспорта, умирают от рук дог-хантеров - все это очень далеко от цивилизованного решения проблемы. Но в то же время надо заметить, что решение этой темы состоит вовсе не в уничтожении планового, культурного собаководства, на чем оголтело настаивает наиболее "умом обостренная" часть той самой зоошизы.