Найти в Дзене
Rock in Russia

Исторические Рок-Личности. Оззи Осборн. Часть 3

Альбом 1980 года Blizzard of Ozz пользовался большой популярностью. Рэнди Роадс был назван «лучшим молодым талантом» в журнале Guitar Player. Стилистически альбом близок к Technical Ecstasy Black Sabbath, но обладал более жёстким, «металлизированным» звучанием. Текст песни «Suicide Solution» позднее стал объектом критики из-за неоднозначного толкования слова «solution»: «решение» и «жидкость» (таким образом, название можно перевести по-разному: «Решение покончить с собой», «Самоубийственное решение» или «Самоубийственная жидкость»). Спустя год Оззи и его группа записали второй альбом, Diary of a Madman. К тому времени состав обновился — ритм-секция ушла в реорганизованный Uriah Heep, а на смену Керслейку и Дэйзли пришли, соответственно, Томми Олдридж и Руди Сарзо. По мнению самого Осборна, этот альбом получился лучше предыдущего. Стилистически он был более жёстким, особенно первая композиция — «Over the Mountain». Впрочем, сами музыканты оглядывались на чарты: конкуренты в лице Black

Альбом 1980 года Blizzard of Ozz пользовался большой популярностью. Рэнди Роадс был назван «лучшим молодым талантом» в журнале Guitar Player. Стилистически альбом близок к Technical Ecstasy Black Sabbath, но обладал более жёстким, «металлизированным» звучанием. Текст песни «Suicide Solution» позднее стал объектом критики из-за неоднозначного толкования слова «solution»: «решение» и «жидкость» (таким образом, название можно перевести по-разному: «Решение покончить с собой», «Самоубийственное решение» или «Самоубийственная жидкость»).

Спустя год Оззи и его группа записали второй альбом, Diary of a Madman. К тому времени состав обновился — ритм-секция ушла в реорганизованный Uriah Heep, а на смену Керслейку и Дэйзли пришли, соответственно, Томми Олдридж и Руди Сарзо. По мнению самого Осборна, этот альбом получился лучше предыдущего. Стилистически он был более жёстким, особенно первая композиция — «Over the Mountain». Впрочем, сами музыканты оглядывались на чарты: конкуренты в лице Black Sabbath с альбомом Mob Rules добрались лишь до 29-й позиции, в то время как Diary of a Madman некоторое время пробыл в Top-15. Интересно, что авторство песен целиком принадлежит предыдущему составу группы.

Во время тура Оззи развлекался тем, что бросался сырым мясом в пришедшую на его концерты публику. Порой эта часть шоу принимала неожиданные обороты: так, после одного из концертов кто-то позвонил в менеджмент группы и спросил, чем отстирывать сырую кровь.

Впрочем, публика быстро подхватила идею. Скоро, в ответ на выходки Оззи на сцене, в него начали лететь дохлые кошки, лягушки, змеи и прочий материал, когда-то бывший живностью.

20 января 1982 года Оззи откусил голову летучей мыши, приняв её за резиновую игрушку, во время своего выступления на Veterans Memorial Auditorium в городе Де-Мойн, штат Айова. Журнал Rolling Stone в 2004 году записал этот инцидент под вторым номером в свой список «Самых безбашенных легенд рок-музыки» (Rock’s Wildest Myths). В статье в Rolling Stone отмечалось, что мышь была живой, в то время как 17-летний Марк Нил (Mark Neal), забросивший мышь на сцену, утверждает, что принёс её на шоу уже мёртвой. В буклете к изданию Diary of a Madman от 2002 года сам Осборн писал, что летучая мышь была не только живой, но также умудрилась укусить его, из-за чего Оззи пришлось пройти терапию от бешенства.

В марте 1982 года группа потеряла своего гитариста, Рэнди Роадса. Во время турне по США автобус группы остановился для ремонта возле городка Лисбурга во Флориде. Чтобы скоротать время, водитель автобуса предложил членам группы покататься на его самолёте. Во второй заход самолёт взял Рэнди Роадса и парикмахера группы Рэйчел Янгблад. Сам водитель занимал место пилота. Бывшая супруга водителя находилась вместе с группой, рядом с автобусом. По её словам, тот неожиданно решил убить её, задавив самолётом. Как она утверждала, самолёт сделал три очень низких круга над автобусом, задев его с четвёртой попытки. После столкновения самолёт отбросило в стоящее рядом строение, где он и взорвался. Пилот и пассажиры самолёта скончались на месте. Произведённое впоследствии расследование показало, что пилот находился под воздействием наркотиков.

Рэнди Роадс и Оззи работали над идеей третьей пластинки группы Bark at the Moon. Оззи заявил, что, несмотря на смерть товарища, он будет продолжать работу. Для выполнения контрактных обязательств Осборн должен был выпустить концертный альбом. Имелся записанный материал с концертов с участием покойного Роадса, однако Оззи посчитал неэтичным выпуск этого диска сразу после смерти друга (альбом под названием «The Randy Rhoads Tribute» был выпущен в 1987 году). Но, верный контрактным обязательствам, Оззи рекрутировал в состав группы гитариста Брэда Гиллиса и записал живой альбом Talk of the Devil (в американской версии — Speak of the Devil), целиком состоявший из материала Black Sabbath. Но избежать обвинений в неэтичности не удалось — Оззи был раскритикован Тони Айомми, который считал, что Оззи не являлся автором большинства представленных на альбоме песен, хотя его имя и указано в этом качестве на всех альбомах группы с 1970 по 1978.

Новым гитаристом стал Джейк И. Ли. Джейк Ли, наполовину японец по происхождению, учился в детстве по классу фортепиано, но юношеское увлечение гитарой постепенно пересилило интерес к классической музыке. От классики y Джейка осталось серьёзное профессиональное отношение к инструменту, то есть ежедневные многочасовые занятия развили y него технику игры на гитаре.

Заглавная песня альбома Bark at the Moonрассказывает о живом существе (оборотне), которое вернулось в поисках мести тем, кто презирал его и свёл в могилу. В клипе на эту песню Оззи играет безумного учёного, заключённого в сумасшедший дом. Из окна он видит оборотня, следящего за ним. Эта песня, как, впрочем, и другие, могла настроить слушателей на негативные мысли. Читаем: «Вспышка рок-насилия», Ассоциация канадской прессы: Галифакс, Канада, 26.9.84.

«… в соответствии с материалами Канадской телеграфной пресс-службы, влияние хэви-метал рок-музыки на молодого канадца Джеймса Джоллимора (James Jollimore) оказалось так сильно, что в канун Нового 83-го года он вышел на улицу и заколол кого-то. Друг подсудимого засвидетельствовал, что Джоллимору, двадцатилетнему жителю Канады, которому было предъявлено обвинение в убийстве первой степени 44-летней женщины и двух её сыновей, понравилось закалывать людей после того, как тот начал слушать музыку вроде „Bark at the Moon“ Оззи Осборна». «Джимми сказал на суде, что каждый раз, когда он слушал эту песню, у него возникало странное чувство, и, когда он вновь услышал её в канун Нового Года, он вышел на улицу и заколол кого-то».

Стилистически альбом получился более мягким, приблизившись по звучанию к софт-металу. Настоящим рок-гимном стала песня «Rock’n’roll Rebel».

В 1986 году Оззи записывает альбом The Ultimate Sin, и отправляется в тур в поддержку обоих альбомов. Оззи позже говорил, что этот альбом — самый бедный в плане музыкальных идей. Альбом получился и самым мягким, разбавленным синтезаторным звучанием. Текстовая концепция опиралась на идеи мира и отказа от насилия.

19 марта 1987 года вышел альбом Randy Rhoad’s Tribute, содержавший архивные записи, отобранные Максом Норманом (продюсером трёх первых сольных альбомов Оззи). Туда вошли концертные записи материала с первых двух альбомов (в первую очередь, с первого альбома, практически полностью представленного в живом варианте), несколько песен Black Sabbath и студийная запись инструментальной композиции Dee.

В записи следующего альбома No Rest for the Wicked Оззи привлекает к работе талантливого гитариста Закка Уайлда, ставшего очень важной частью группы на следующие несколько лет. Шэрон, жена Оззи, становится менеджером группы и помогает музыканту избавиться от алкогольной зависимости. В фильме «The Decline of Western Civilization: The Metal Years» Оззи предстаёт в роли трезвого домохозяина, заверяющего, что он больше не злоупотребляет алкоголем и женщинами («don’t bitch up with women»). Звук следующего альбома получился более крепким, хотя налёт софт-метала чувствовался. Характерным стало отсутствие на альбоме баллад. Самыми интересными композициями стали «Breaking All the Rules» с «фирменным» переходом с минора на мажор и мрачная «Bloodbath in Paradise». В песне «Demon Alcohol» Оззи рассказывает о борьбе с алкогольной зависимостью. Для тура Оззи привлёк давнего друга и коллегу по Black Sabbath Гизера Батлера (тот также появляется и в клипах). В 1989 году вышел концертный EP «Just Say Ozzy»