НАМИ-1 первый серийный легковой автомобиль, полностью разработанный при советской власти.
Производство автомобиля зародилось в 1921 году, в Научном автомоторном институте Москвы, в Каретном Ряду, на 4‑м Государственном автозаводе (ГАЗ № 4, позднее — завод «Спартак»). До революции на заводе собирали автомобили зарубежных марок.
НАМИ‑1 представлял собой простую и дешевую конструкцию четырехместного кузова по две двери со всех сторон на каждый ряд сидений
В основу дипломного проекта Константина Шарапова была взята модель Tarta 11 (Чехословакия) Tatra 11 экспортировали на 1‑й Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 году. Внешне автомобили были очень похожи за исключение передней части. Но в отличии, от советской НАМИ-1 Tarta 11 и следящая модель Tarta 12 выпускались с разными пассажирскими и грузовыми видами кузовов. В то время как НАМИ-1 был построен только в четырехместном кузове. Двухместная модель НАМИ-1 выпустили в единственном экземпляре.
В первых моделях НАМИ-1 серийного производства не было приборной панели. Приборы стали появляться лишь со временем. Особенностью первых серийных машин было то, что они изготавливались с правым рулём. Позднее в серийном производстве модель НАМИ-1 уже не делали.YFv
В основе модели НАМИ-1 шасси с колеей 1200 мм и базов в 2800- хребетная рама в нутрии которой расположен карданный вал. Полностью независимая подвеска: спереди - продольные рессоры, сзади – поперечной. Для упрощения конструкции от дифференциала отказались для упрощения конструкции. Механические задние тормоза. Это была легкая, проста и не дорога конструкция. Максимальную скорость у НАМИ-1 составляла 75 км/ч. Отличие в конструкции от Чешского авто Tatra 11 были не особо значительны: Обе подвески Tatra — на поперечных рессорах, у НАМИ-1 передняя — на продольных. У чешской машины тоже нет дифференциала, а тормоза — только на задних колесах .Однако с 1926 года на моделях Tatra 12 появились передние тормоза. Удачной конструкции с хребтовой рамой чехословацкий завод придерживался много десятилетий — не только в легковых, но и в грузовых машинах.
Двигатель НАМИ‑1 — V‑образный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения, рабочим объемом 1,16 литра (84×105 мм), развивал 18,5 л.с., а позднее — 22 л.с. У него был внешний привод клапанов.
К двигателю Tatra 11 советский мотор отношения не имел. Общее — лишь воздушная система охлаждения. Чешский агрегат — оппозитный, объемом 1,06 литра (82×100 мм), развивал 12 л.с.
Первый блин комом
Первую советскую серийную малолитражку нельзя назвать оригинальной и успешной, многое что позаимствовано у зарубежных производителей. Основной проблемой было кустарнее производство. НАМИ-1 изготавливали до 1930 годов. Всего было выпущено 369 автомобиля.
В Чехословакии конструкцию малолитражек Tatra 11 и 12 продолжили развивать в модели Tatra 57, которую делали с 1932 и до 1940‑х. В СССР предпочтение позднее логично отдали отработанной конструкции и технологии массового производства американской компании Ford.