Найти тему
Ирина Шемякина

«Отец» лучшего российского внедорожника

«Отец» лучшего российского внедорожника

Петр Михайлович Прусов
Петр Михайлович Прусов

6 января 2012 года Пётр Михайлович Прусов - доктор технических наук, «Заслуженный конструктор РФ», Вице-президент «Ассоциации автомобильных инженеров России» - отметил 70-летний юбилей. Он вошел в историю мирового автомобилестроения как создатель легендарного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива». Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», «Золотой медалью Петра Великого».

А я - Прусов

-Петр Михайлович, как работает мысль изобретателя? Это вдруг эврика?

-Нет, не эврика. Я всегда говорил, что «Нива» – это техническая удача. У меня к тому времени было 20 авторских свидетельств. Одно из первых относится ко времени моей учебы в техникуме механизации сельского хозяйства в белорусском городе Городок. Мы с преподавателем разработали гидродинамический вибратор и на его базе построили установку для мойки деталей, которая до сих пор работает в Белоруссии, а также аппарат для дойки коров.

Когда в 1970 году я пришел на Волжский автозавод, то не сразу стал заниматься «Нивой». Я был в должности «дежурного конструктора», который мог принимать решения вплоть до остановки конвейера. Я и был тем человеком, который однажды, нажав кнопку, остановил конвейер. Тут же пришел мужчина в кожанке и спросил, кто это сделал. А дальше состоялся диалог: «Пускай конвейер». – «Нет. Идет брак, задний мост отваливается».- «Пускай. Я – Жидков». – «А я – Прусов». Я и не знал, что Жидков – это директор по производству.

Я был тем человеком, который вместе с Сашей Миллером выпустил на ВАЗе первое изделие ширпотреба под названием «утюг наплитный». Нас подключили, потому что люди, которые этим занимались, вдруг заболели, а изделие срочно нужно было выпускать.

Я был тем человеком, который внес первое изменение в «итальянскую» конструкцию ВАЗ-2101, хотя Fiat категорически возражал против этого. Но Поляков настоял на реализации моей идеи.

-С чего началось создание «Нивы»?

-Задачу создать внедорожник поставило руководство завода. И было создано две группы, одну из которых возглавил я. По существу это было два разных проекта.

-К этому моменту вы уже были доктором технических наук?

- Нет, это было уже после «Нивы», в конце 80-х годов. А тогда я был инженером 2 категории, но когда меня утвердили руководителем проекта, стал ведущим инженером. Сначала была проработка проекта, дано техническое задание и утверждена компоновка. И только после этого работа пошла полным ходом. Проект назывался ВАЗ-2121, и через 5 лет с конвейера сошел первый внедорожник.

-Пять лет – это нормальный срок?

-Для того времени это был очень хороший срок. И мы его пока не переплюнули.

на презентации
на презентации

- Я слышала, что существует две версии относительно дня рождения «Нивы»?

-Считаю, что день рождения «Нивы» - 5 апреля 1977 года. Поэтому в этом году мы будем отмечать 35 лет со дня начала ее серийного производства.

Вы можете услышать другую дату – октябрь 1976 года, потому что именно тогда были сделаны первые 50 автомобилей. Я это называю установочной серией, поскольку в соответствии с тогдашней модой их сделали к очередному партийному съезду.

-В чем заключалась революционность автомобиля?

-Революционность по тем временам заключалась в трех вещах: во-первых, это был автомобиль с несущим кузовом. Во-вторых, традиционно для внедорожников применяли низкооборотные двигатели большого объема, но у нас тогда подобного не было, поэтому мы взяли 1.6-литровый. В-третьих, мы первыми применили заднюю пружинную подвеску в сочетании с независимой передней. Больше всего спорили по тормозам. В то время на внедорожниках спереди и сзади ставили барабанные тормоза. Единственным исключением был Range Rover, имевший передние дисковые тормоза. Мы отказались от барабанных и для уменьшения плеча обката применили так называемый «тормоз с плавающей скобой». Было много споров, но Поляков сказал: «Давайте не будем им мешать».

-Кто придумал название?

-У меня есть черта: если хочу, чтобы что-то получилось, подбрасываю идею и жду. В данном случае подбросил название дизайнеру Сёмушкину, которому объяснил, что нива – это поле, простор, и он согласился. Но я-то закладывал совсем другой смысл. Это четыре имени. У меня две дочери, у главного конструктора Соловьева два сына. Поэтому за первой буквой стоит Наташа, за второй – Ирина, за третьей – Вадим и за четвертой – Андрей. Получилась НИВА. Но вы же понимаете, что тогда я не мог об этом говорить.

Покорительница континентов

-А когда начался бум продаж?

-Он начался через год после начала производства, когда выяснилось, что за рубежом ничего подобного нет. Более того, продажи за рубеж превысили продажи в СССР. Как раз в Европе случилась снежная зима, все машины встали, и ездила только «Нива». Тогда и начался настоящий бум.

-Результат известен: в1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира.

-Я не придаю этому большого значения. Это журналистская братия определяет расстановку сил, хотя тогда в жюри не было представителя нашей страны.

-Это правда, что внедорожник поставлялся на экспорт в 100 стран мира?

-Правда. Должен вам сказать, что «Нива» – единственный отечественный автомобиль, который поставлялся в Японию. Причем, ввозить его стали еще до наших официальных поставок. В Японии считалось особым шиком ездить на автомобиле с левым рулем, и, кстати, до сих пор в этой стране есть «Клубы любителей «Нивы».

До 1986 года «Нива» была первой по продажам на всех рынках, а в 1995 году входила в тройку самых продаваемых автомобилей во Франции.

-Она ведь побывала и на Северном полюсе?

-«Нива» побывала на всех континентах Земли, включая Арктику и Антарктику: более 15 лет работала на полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена. В 1998 году не только покорила Северный полюс, но и своим ходом забралась на Эверест на высоту 5200 метров. А в 1999 году с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 метров. Это было беспрецедентно, потому что на такую высоту на колесной технике не поднимался никто в мире.

Можно вспомнить и десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар». И все это - «Нива»!

-Говорят, что «Нива» - прообраз Suzuki Vitara?

- Когда японцы сделали первую Vitara, она по идеологии действительно была «Нивой» – те же технические характеристики: сочетание зависимой задней подвески с независимой передней, тормоза.

-Ее скопировали?

-Нет, взяли в качестве прототипа. Когда за полгода до выпуска Vitara японцы приехали в Тольятти, они подарили мне красочно оформленный проспект этого автомобиля с надписью: «Соавтору Suzuki Vitara от фирмы Suzuki».

Автомобиль – не коньяк

-Мы логически подошли к проекту ВАЗ-2123 Chevrolet NIVA. Это тоже ваше дитя?

-Да. У меня девиз: автомобиль – не коньяк, и с годами не становится лучше. Поэтому к работе над обновлением «Нивы» мы приступали трижды. И всякий раз, начиная с 1995 года, у нас не хватало денег на реализацию этого проекта. И тогда я предложил перейти от программы развития к программе выживания. Мы изменили кузов, но основные узлы «Нивы» пришлось оставить. И когда маркетологи General Motors выбрали автомобиль, который можно взять в основу производства, я сказал, что, безусловно, уверен, что наше дитя в СП будет лучше накормлено, одето и обуто. Единственное, что меня волновало: будут ли его любить так, как мы? Сегодня могу сказать: любят!

А тогда впервые в мировой практике зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся автомобильный рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию. Это уникальный случай. Когда меня спрашивают, как я к этому отношусь, отвечаю – положительно.

-Кто со стороны GM вел переговоры?

-Вице-президент GM Дэвид Херман. Потом подключилась Хайди МакКормак и Джон Милонас – первый гендиректор GM-AVTOVAZ.

-В этом году исполнится 10 лет с начала производства Chevrolet NIVA. За эти годы автомобиль подвергся серьезным изменениям. Как сейчас вы его оцениваете?

-Я по-прежнему считаю, что в своем классе – это лучший автомобиль в России и странах СНГ. И он вполне конкурентоспособен и на зарубежных рынках. Думаю, что руководство СП не экспортирует его в страны дальнего зарубежья лишь потому, что внутренний рынок еще не насыщен. Но, повторю: автомобиль – не коньяк. 35 лет – это, скорее, исключение нежели правило.

-С начала 2015 года на СП будут выпускаться совершенно новые Chevrolet NIVA и LADA 4x4. Вы имеете отношение к этим проектам?

-Некоторое отношение имею. Идеология принадлежит мне. И вы знаете, что в 2011 году по этому поводу был подписан меморандум. Споры идут о том, чем должна отличаться Chevrolet NIVA от LADA 4x4. Это будут очень похожие автомобили, отличающиеся техническими показателями и ценой. Они будут выпускаться на одном предприятии, и принадлежать ему. Но LADA 4x4 как марка не исчезнет. Споры еще идут, но в моей голове уже все сложилось. Понадобится время, чтобы с моим видением согласились все. По тому, как будет выглядеть Chevrolet NIVA, все согласовано, по второй части пока есть разночтения.

- Насколько я знаю, вы – единственный российский конструктор, который получил именную Звезду на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома во Флинте?

-Да, я действительно несколько раз был в США. Однажды в 2008 году получаю письмо, в котором сообщается, что меня признали выдающимся деятелем автомобилестроения, и в журнале библиографического института будет напечатана статья, а на аллее технической славы под Флинтом будет заложена Звезда моего имени. И меня приглашают на это мероприятие. Я очень удивился и решил, что это розыгрыш. Через некоторое время снова получаю письмо, где меня уведомляют, что уже вышло издание и заложена Звезда. Но чтобы получить журнал, фотографию, сертификат и макет Звезды в масштабе 1:4, нужно перечислить 650 долларов. Ну, я, конечно, этого делать не стал. А через год приходит бандероль с красивой доской, на которой написано, что Петр Прусов удостоен подобной чести. Кстати, в прошлом году мой хороший приятель был во Ф

линте и видел Звезду моего имени под номером 58.

-Вы поддерживаете связи с зарубежными партнерами?

-Поддерживаю. Во-первых, у меня хорошие отношения с фирмой Porsche. В свое время они приглашали меня в Германию в качестве руководителя проекта в ранге заместителя главного конструктора. Тогда я отказался, потому что в Советском Союзе это не приветствовалось, правда, мне сказали, что это не мои проблемы. Но дело даже не в этом: я нормально чувствую себя за рубежом 20 дней. А после меня тянет под выхлопную трубу. И потом, в Германии я же должен был думать по-немецки. Но с тех пор раз в два года мы собираемся в Штутгарте, идем в ресторан и вспоминаем минувшие дни. С Германией связано и избрание меня в 2000 году Почетным профессором Аахенского технического университета.

-5 апреля будет отмечаться 35-летие с начала производства вашего детища. Ваши пожелания Chevrolet NIVA и LADA 4x4?

-Мои пожелания - обновиться и пользоваться спросом.

С «отцом» лучшего российского внедорожника беседовала Ирина Шемякина