Добрый день, дорогие друзья, единомышленники и собратья по курсантской юности! Все мы, учившиеся в военном училище (институте), на себе испытали, что такое лекции, особенно если они проходят монотонно, или, если ты накануне сменился с наряда или вернулся из караула, или еще масса причин, по которым неумолимо клонит в сон. А еще как не вспомнить, если зимой с мороза заходишь в теплую аудиторию и по мере того, как отогреваешься, почему-то начинает усиленно клонить ко сну. А тут порой, как назло, и предмет не основной и малоинтересный.
Зачастую преподаватели поднимали спящего курсанта, отчитывали или заставляли того доложить начальнику курса или курсовому офицеру о полученном замечании. А доложить вышестоящему командиру - это автоматически, минимум лишить себя увольнения, а то и получить лишние наряды (хорошо если всего пару). Но были и другие преподаватели, которые, видимо, побывавшие в той же шкуре, вспоминали свою курсантскую молодость, такую же учебу и такие же условия. Вот эти офицеры, не только более лояльно относились к "спящим красавцам", но предпринимали все возможное, дабы к их предмету и лекциям было проявлено должное внимание.
Одним из таких был полковник (к сожалению, не помню фамилию, царствие ему небесное), преподававший в нашем училище "Импульсные и усилительные устройства" (ИУУ). Ни одного плохого слова о нем никогда не слышал ни от одного из курсантов, да и офицеры отзывались о нем всегда добрым словом. В то же время он был, не то, чтобы строгий, но справедливый и никогда ни перед кем не преклонялся и не панибратствовал. Метод чтения его лекций сводился к тому, что перед тем, как рассматривать следующий вопрос (следующее задание), он обязательно рассказывал анекдот, благодаря которому все слушатели взбадривались и немного отвлекались от серьезности предмета. Причем, сколько необходимо было рассмотреть на лекции вопросов, столько он и рассказывал нам анекдотов. Иными словами, за лекционную пару (2 часа), мы в обязательном порядке слышали от него 3-4 анекдота. Уж не знаю, откуда полковник их черпал (ведь в начале 80-х годов интернета не было), но он никогда не повторялся. Следует отметить, что и рассказчик он был отменный. Мимика, жесты, взгляд, пауза при рассказе в нужное время и место, придавали любому анекдоту, в его исполнении, яркость, своеобразность и новые очень смешные очертания. После рассказа, как правило, минут 10 курсанты переваривали услышанное, благодаря чему лектор спокойно объяснял новый вопрос. Но когда все же "морфей брал в свой плен" некоторых курсантов и преподаватель это видел, то полковник нередко рассказывал случаи из своей курсантской молодости, не менее смешные и увлекательные. На экзаменах данный преподаватель не стремился кого-то специально валить и, в то же время, не завышал оценки. Каждый получат ту оценку, на которую реально знал предмет, т.е. ту, которую заслуживал .
Прошло уже 35 лет, с момента моего окончания военного училища, уже давно на пенсии, да и самого училища уже 8 лет, как не существует, но вот такие приятные воспоминания о годах учебы, конкретном предмете и преподавателе у меня сохранились в памяти на всю жизнь.
Возможно, многие, прочитавшие эту статью, вспомнят фамилию данного полковника и в своих комментариях ее назовут. А кто-то может вспомнит свои интересные моменты и случаи за годы учебы в военном ВУЗе. Напишите, улыбнемся вместе.