Найти тему
Дмитрий Леонтьев

Монастыри. Библиотека.

«Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, плащ без другой одежды, сад без цветов, кошелек без денег, лоза без винограда…»

Фома Аквинский

Тема более чем непростая, невероятно интересная, без преувеличения сказать – основополагающая, и… крайне печальная для нашего времени.

Общепринятое понимание библиотеки ( от греч. βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик) звучит как - «учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу». Но если, руководствуясь советом Козьмы Пруткова «зреть в корень», то суть, причины, и особенно следствия этого явления окажутся удивительными, а ныне даже немного пугающими. (Я не оговорился и не преувеличил, употребляя эпитеты «печально» и «пугающе» - вскоре вы в этом убедитесь, соглашаясь со мной…)

К первым «библиотекам» условно можно отнести еще собрания глиняных табличек шумеров и папирусы египтян. Но я, с вашего позволения, уделю больше времени не форме, а сути этого явления. Ибо лично меня больше всего пугает изменение именно самой сути современных библиотек (и особенно библиотек христианских!). Простой пример: много веков назад, когда грамотных было немного, а материал для книги свитков – дорог (широко известен случай, когда великий князь киевский Роман Ростиславович в прямом смысле разорился при составлении библиотеки), в них заносили самую необходимую и ценную информации. Как правило свойства религиозного, технического, юридического, астрономического, исторического и пр. Сегодня, в век информационных технологий мы просто физически не в силах прочитать все книги даже в какой-то «узконаправленной» для нас тематике. А уж сколько в открытом доступе находится информации недостоверной, ненужной, глупой и даже откровенно вредной – и говорить не приходится. Только в одной библиотеке Конгресса (США) хранится около 138 мил. «единиц хранения» а сколько их находится ныне в электронном виде – исчислению не подлежит. Ранее «личная» библиотека стоила дорого. ОЧЕНЬ дорого. Она состояла из самого важного для ее владельца и принималась наследниками как великое богатство (не только материальное, но прежде всего духовное). Личная библиотека являлась символом состоятельности и сама по себе говорила о человеке немало. Ее передавали из поколения в поколение, сберегая и дополняя. Ныне, с появлением дешевых электронных носителей, бумажная библиотека становится чем-то вроде «личной коллекции», сродни нумизматике и филателии. И уж совсем печально обстоит дело с содержимым «личных» библиотек. Вряд ли сын-географ будет столь же бережно хранить книги отца-врача, а внук, любитель фантастики станет беречь книги деда, любившего исторические романы. Увы, но он их будет не дополнять, а заменять.Книги нынче дешевы, занимают много места (в отличие от места на электронных носителях) и падают в цене во всех смыслах. А ведь книга это и опыт, и знания, и инструмент для развития логики, воображения, даже самой личности человека. И уж совсем не стоит забывать христианам, что Библия не только переводится как «Книга», но и по своей сути является целой «библиотекой», содержащей множество отдельных книг, и повествующей о взаимоотношениях человека и Бога. Разве может обойтись без нее и монах, и мирянин, и священник?

Но, как я уже говорил, особенно печалит и пугает меня состояние библиотек православных. Они изменились кардинально. И-увы!- у меня нет уверенности, что изменились они в лучшую сторону. Ну, во-первых, ответьте сами себе честно: сколько вы знаете библиотек при монастырях и крупных соборах? А ведь раньше это были поистине ВЕЛИКИЕ библиотеки, в которые заглянуть почитали честью величайшие умы человечества, не только с вопросами религиозного порядка, но и исторического, технического, географического и т.д. и т.п. А во-вторых, без труда можно представить себе, что храниться в современных библиотеках… И если аскетизм соборных и монастырских библиотек немного печалит, то личные библиотеки мирян, наоборот, пугают своей неразборчивостью и «всеядностью» …Если они вообще есть… А вот о том, что хранилась в библиотеках ранее, как влияло это на воспитание и просвещение христианства (и особенно монашества) мы теперь и поговорим….

Практически все библиотеки античности находились при храмах. Что было совсем не удивительно: исторически именно священнослужители со времен первых цивилизаций были носителями и распространителями знаний и образования. В христианстве первые библиотеки появились одновременно с первыми монастырями и общинами. И более того: практически одновременно с этим появилась цензура – первый список запрещённых к чтению книг датируется 325 годом. И вот тут нас ждет огромный стыд и упрек. Несмотря на строгий отбор и цензуру, древние монастырские библиотеки по своему многообразию превосходили современные многократно. Вдумайтесь: книги стоили дороже, благочестие было глубже, цензура строже, а вот знания, хранимые в них – несоизмеримо обширнее! В так называемых «скрипториях» монастырей трудились умельцы квалификации и дарований исключительных: каллиграфы, художники и иконописцы, переплетчики и пр. Стоила их работа денег немалых, но и каждая книга была произведением искусства. К примеру, в Европе 16 века, библиотеки насчитывали до полутора тысяч книг. В эпоху Возрождения интерес к этим библиотекам был столь велик, что некоторые, самые ценные книги и папирусы (особенно древнегреческих авторов) приходилось приковывать к читальным столам цепями. Разумеется, по мере возрастания содержимого библиотек, стали появляться их описи и каталоги (сохранившиеся до наших дней и дающие представление о уровне образованности христиан того времени). Это обширное и глубинное образование позволяло в первые века проповедовать и нести свет христианства всему миру, как народам, отставшим в своем образовании, так и весьма искусным в знаниях. Мы стали забывать, какое высочайшее образование имели такие гиганты мысли как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Никакое современное «высшее» образование не сравниться с их знаниями. Не в этом ли таится причина нашего сегодняшнего косноязычия в проповеди Евангелия. Они изучали логику, риторику, алгебру, геометрию, философию разных направлений, историю, обычаи разных стран и многое, многое другое читали труды Сократа, Платона, Аристотеля, что немало помогало как в проповедях, так и в создании образа христианина как человека высокообразованного, умного, талантливого. Способны ли мы нынче переубедить язычника? Объяснить доходчиво нашу правоту представителю другой конфессии? Заинтересовать Чудом христианства человека от него далекого? Помните горячие слова свят. Николая Японского о том, что мы совершенно перестали исполнять одну из важнейших заповедей Спасителя:«Шедше, научите вся языки – как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь – моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы – собака на сене! Не моги-де коснуться Православия – “свято оно”! Но почему же вы не являете его миру?» (Дневник, запись от 12 июня 1896 года). А в веке 21 мы уже одичали настолько, что наш голос слышан куда тише даже в родной стране, чем громкие голоса ислама, атеизма и даже оккультистов. Как же было тысячу лет назад, когда христианство светоносно разливалось по стране, вызывая восхищение и зажигая сердца? Богослужебные книги появились на Руси одновременно с принятием христианства. Естественно, что их первыми хранилищами стали храмы и монастыри. Когда князь Владимир воздвиг величественную Десятинную церковь в Киеве, он наполнил ее не только иконами и священными сосудами, но и изрядным количеством закупленных за границей книг. К слову: слово «библиотека» в Древней Руси практически не употреблялось, переводясь на язык «родных осин» чаще как «книжные палаты», «книжный дом» и пр.

Ярослав Мудрый получил свое прозвище не из лести придворных: именно он взялся за образование страны с размахом и решительностью впечатляющей. Пригласил огромное количество переписчиков для перевода греческих книг и копирования книг на славянском языке. Хранение их определил в церкви Святой Софии, положив тем самым основание первой русской библиотеки. (Произошло это около 1037 года, но, к великому нашему сожалению, библиотека была полностью утрачена, не сохранилось даже ее каталога, хотя, судя по летописям, размеры ее были внушительны – сотни и сотни томов.) Летописи доводят до нас явно преувеличенную цифру – «великие тысячи томов», но даже если основываться на исследованиях историка русской церкви Е. Голубинской, определявшей размен этой библиотеки в 500 томов, то все равно выходит количество и богатство по тем временам фантастическое. До наших дней сохранился уникальнейший «Изборник» 1073 года, являвшийся по сути неким подобием энциклопедии, состоящей из 400 статей, составленных на основе как раз Софийской библиотеки Ярослава Мудрого (в него же входило и знаменитое «Слово о почитании книжном», являвшееся первым призывом к образованию и пользе знаний). Сын Ярослава - Владимир, положил основание большой библиотеки при Софийском соборе в Великом Новгороде(именно эта библиотека сохранила до наших дней множество бесценных рукописей, включая Остромирово Евангелие и «Изборник» Святослава... К 12 веку богатые книгохранилища были уже во всех крупных городах Руси. (Интересный факт: когда Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, он создал что-то вроде первого спецназа: несколько отрядов из отборных и наиболее умелых воинов сразу же захватили крупнейшие соборы и храмы города, не только выбив из них противника, но и не позволяя грабить и бесчинствовать своим воинам, тем самым сохранив и получив ценнейшие иконы и библиотеки, которые впоследствии перевез во владимирский Успенский собор.). Естественным образом, основанном на доброй традиции и любознательности, чтение повсеместно считалось занятием душевно полезным и люди образованные пользовались заслуженным уважением. А так как традиционно в этом лидировали священнослужители и монахи, то и отношение к ним было соответственным. Лишь самые бедные монастыри не имели своей «книжной палаты» и это считалось большим недостатком. В обязательном порядке братия, в определённые часы обязана была посещать «книгохранительницы», а во время трапезы вслух читались как отрывки из Евангелия, так и Жития святых.

При монастырских библиотеках существовали мастерские, с помощью которых пополнялось и разнообразилось ее содержимое. Большое количество книг дарилось жертвователями (а так как эти подарки составляли немалую ценность как в материальном, так и духовном смысле, имена дарителей вносились в отдельные списки.) Имелись и списки книг не рекомендованных к хранению и прочтению. (Разумеется, преимущественно это касалось книг «еретических», искажающих Писание и Предание, а вот например в собрании Киево-Печерского монастыря спокойно можно было увидеть рукописи древнегреческих авторов, в описи иных монастырей мы встречаем книги затрагивающие и законодательство и географию, и историю… В одном только Волоколамском монастыре, в 16 веке насчитывалось около 1200 томов совершенно разной тематики…) К слову сказать: часто встречается в литературе описание известного случая, когда Петр Первый увидев за границей библиотеку из пары сотен книг, воскликнул: Я и не знал, что столько книг в мире существует». Как вы сами понимаете это грубейшая и беспардоннейшая ложь, нацеленная на искажение нашей истории. Петр Первый был личностью, мягко говоря, для Церкви малоприятной, но уж сколько книг находится в монастырях и даже в Кремле – он знал хорошо.) Да, надо признать честно: в количестве и разнообразии книг Россия сильно отставала как от Запада так и от просвещённой античности. (К примеру, при храме, входившим в комплекс Александрийской библиотеке насчитывалось около 200 тысяч папирусов, более 700 тысяч единиц хранения находилось в ведении школ комплекса, а сколько там было всего книг мы уже никогда не узнаем. Но памятен следующий факт: все прибывающие в Египет и имеющие при себе книги, обязаны были сдать их в Александрийскую библиотеку, для копирования. Причем, обратно получали копию, а подлинник оставался в библиотеке.Ватиканская библиотека была собранием по тем временам просто грандиозным (а сейчас одних только печатных книг там находится более полутора миллионов, и это не считая сотен тысяч папирусов и манускриптов – и это несмотря на то, что на протяжении веков она несколько раз подвергалась разорению и разграблению). Не отставали в книжной премудрости и мусульмане: широко известен исторический факт, что библиотеку великого визиря Персии (жившего в 10 веке) перевозил целый караван верблюдов, а состояла она не много ни мало из 117 тысяч расположенных в алфавитном порядке томов. Но в целом, среднестатистический монастырь Запада и среднестатистический монастырь в России могли сравниться этими богатствами человеческого разума и духа.А первой в мире публичной библиотекой стала православная библиотека Константинополя, созданная императором Константином Вторым. Там же появилась и первая опись имеющихся книг, созданная патриархом Фотием. Нельзя забывать о созданной в середине 16 века Патриаршей библиотеке, которая пополнялась коллекциями немалыми (один только инок Арсений (Суханов), посланный в 1654 году Патриархом Никоном в Грецию, привез оттуда порядка 500 рукописей. А всего на тот момент в библиотеке находилось более полутора тысяч книг, среди которых, согласно описи, числились и Платон, и Сократ и Гомер и множество других великих умов, которых сегодня не встретишь среди монастырских библиотек…)

Историки подсчитали, что «книжный фонд» России только с 10 до 13 веков насчитывал в общей сложности до 140 тысяч томов. Что интересно, книжные собрания довольно успешно возрождались после разорительных набегов «соседей», татаро-монгольского ига, Смутного времени и т.д. (монастыри, сохранившие свои книги давали их разоренным монастырям на перепись), но терпели наибольшее разорение от приказов царей и начальства. Книги изымал по всем монастырям и Петр Первый, и Екатерина Великая, а уж сколько было их изъято и уничтожено во время раскола – исчислению не подлежит... (На Западе огромную часть монастырских библиотек изъяли не монархи, а инквизиция. Да, разумеется, не все книги полезны, особенно для неокрепших умов. Но знать идеологию и приемы врагов православия все же необходимо (по крайней мере проповедникам и философам православия). Если всяческие секты и оккультисты будут проповедовать а церковь молчать- закончиться это может плохо…

Когда речь заходит о книгопечатании на Руси обычно вспоминают Ивана Грозного, привлекшего к этому первопечатника Ивана Федорова, но почему-то «забывают» сообщить, что эта инициатива была заслугой митрополита Московского и вся Руси Макария. Он же был создателем удивительного и обьемнейшего труда, объединившего практически всю духовную литературу того времени в единый сборник – «Великие Четьи Минеи». Его реформы образования и грандиозные труды по просвещению средневековой России до сих пор еще ждут заслуженной похвалы от потомков.

По авторитетному утверждению академика Н.К. Никольского, древнерусские монастырские библиотеки состояли из трех разделов. Первый из книг богослужебных, второй из книг для чтения на трапезах (жития святых, Четьи Минеи и пр.) и некоего подобия «нотных грамот» и третий – из книг для «келейного чтения», включавший в себя и книги исторические, и справочные, и даже приключенческие. Полагаю, читателям будет любопытно остановиться на этом разделе чуть подробнее, и что за «светскую» литературу хранили у себя любопытные монахи. Увы, но философских произведений в них было мало (в отличие от монастырей Запада, и особенно библиотеки Ватикана, заполненной рукописями Вергилия, Цицерона, Гомера, Платона, Аристотеля и пр.), но во множестве были представлены летописями, хронографами и хрониками, списками родословных царей и митрополитов, поучениями о природных явлениях («О летном обхождении и воздушных переменах», «Лунное течение», «О небеси», «Мудрость Менандра Мудрого», выписки о затмениях, облаках и ветрах, северном сиянии и прочем) рукописями географического порядка (например знаменитое «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и иные описания быта и обычаев далеких стран, обширная часть затрагивала бытописание Иудеи времен Христа и Апостолов (например «История Иудейской войны Иосифа Флавия), немало апокрифических сказаний (о Ноевом ковчеге, Моисее, Соломоне, Давиде и т.д.), знаменитые «Задонщина», «Слово о хмеле», «Плач Адама о рае» и даже такая странная повесть как «О 12 снах Шахаиши»(по сути дела это вольный перевод с персидского о апокалиптических пророчествах… Митры). Были выписки из «Лечебника» и «Лунника», отрывки из Троянской истории, «Повесть о взятии Царьграда», «Вопросы и ответы Сократа» «Аристотеля философа от епистолии к Александру царю Македонскому», «сказание об Индийском царстве» «Сербская Алексанедрия», «Златоуст», «Измарагд» («Изумруд»), сборник «Пчела», в который входили изречения Софокла, Плутарха, Пифагора, Эсхила и пр. Редкая библиотека обходилась без популярных в то время «Хроник Амартола» и «хроник Иоанна Малалы», в которых рассказывалось о языческих временах Греции и Рима, «Слово о полку Игореве», «Повесть о приходе Батыя на Рязань и об ЕвпанииКоловрате», «Слово о погибели Русской земли» и даже первая в мире повесть о графе Дракуле, написанная Федором Курицыным и многое, многое другое.

Интересный факт: вопреки расхожему мнению, в до монгольский период уровень образованности населения был в разы выше, чем, например, во времена Петра Первого, Екатерины Великой и прочих светских «просветителей» народа.Археологи, раскапывая древнерусские города, во множестве находят остатки книг (застежки, части переплета и пр.) в домах простых людей. Вот что писал знаменитый русский археолог Александр Львович Монгайт: «В старой Рязани в рядовых жилищах часто находили застежки книжных переплетов – единственно хорошо сохранившуюся в земле деталь от древних рукописных книг. Книги были не только у богачей – книжные застежки найдены так же в жилищах ремесленников, в полуземлянках бедноты». А в летописях сохранились повествования о том, что во время войн инабегов, жители окрестных сел несли свои книги в церкви «для сохранения». Например, в 1382 г, во время нашествия хана Тохтамыша, в храмы Москвы, со всего города и окрестных сел принесли «великое множество книг», где – увы!- все это «безвестно пропало». Изрядно поучаствовали в истреблении уникальных библиотек и «рыцари» Запада (немцы, поляки и пр.), сжигая, по их мнению, «еретические» книги. Простой пример: при возникновении в 14 веке знаменитого ныне Троице-Сергиева монастыря, он был так беден, что большинство текстов хранилось в нем не на пергаменте, а на бересте. Сам же преподобный Сергий принес из всего имущества в эти глухие леса две книги (Псалтырь и Евангелие), которые и послужили основой будущей огромной и без преувеличения легендарной библиотеки. Надо особо подчеркнуть, что преп. Сергий Радонежский весьма заботился о приобретении и изготовлении книг, поощряя в монахах любовь к чтению, и еще при его жизни монастырь сумел (трудами тяжкими) обрести несколько десятков книг. А уже в 15 веке, всего сто лет спустя, при монастыре уже вовсю трудились множество переписчиков и мастеров книгоизготовления. Монастырь разработал совершенно особый, «Сергиевский почерк», книги богато иллюстрировались и украшались. Книги мастеров Сергиевской «книжной палаты» почитали за чесать приобретать по всей Руси. С той поры и по сей день Троице-Сергиева лавра являлась одним из важнейших просветительских центров России. Ее духовной «жемчужиной» … А ведь начиналось все с двух книг и записок на бересте…Второе возрождение литературного дела на Руси пришлось как раз на время Ивана Грозного и просветителя Макария, при которых стремительно стало развиваться печатное дело. Не будет лишним уточнить, что типографии существовали на Руси и до Ивана Федорова. Он стал первым русским создателем типографии. Известны просьбы Ивана Грозногок монархам Европы прислать ему печатников. Например, датский король Христиан Третий прислал мастера книгопечатания Ганса Миссенгейма, основавшего в Москве типографию в 1552 г. (По некоторым данным, именно в ней учился и работал Иван Федоров). Впрочем, великая любовь к чтению не только Макария, но и Ивана Грозного (что не могут отрицать даже его недоброжелатели), вообще принесла России столь много добрых плодов, что заслуживает отдельного и подробного исследования. (И это даже если не вспоминать про легендарную «либерию», до сих пор спрятанную где-то в подземельях Кремля, и, по дошедшим до нас легендам, включавшую в себя уникальнейшие книги византийских императоров, вывезенных ими из Александрийской библиотеки).

Одним из настоящих покровителей книжного дела, наравне с Макарием и Сергием Радонежским, был Кирилл-Белозерский (1337-1427), основатель и настоятель Кирилло-Белозерского монастыря. Даже его келейная библиотека была огромна и уникальна (до наших дней дошло лишь четыре книги- составленные под его контролем «сборники», включающие в себя и математические и сельскохозяйственные и географические труды, и даже статьи «О широте и долготе земли», «О земном устроении» и пр. что свидетельствует о широте интересов и образовании преподобного.) Сама же библиотека монастыря была одной из самых больших и известных в России, включая в себя труды по математике, филологии, географии и философии и пр. науках, причем включала в себя книги на нескольких языках.

Не менее уникальными библиотеками обладали Соловецкий и Иосифо-Волоколамский монастыри. (Книги для этих монастырей дарили цари, митрополиты и знатные бояре, а потому там было немало настоящих произведений искусств). Опись последнего, только за 1573 год насчитывала около 1150 книг (подавляющая часть богослужебные, из прочих – 354). А библиотека Соловецкого монастыря располагала 1343 рукописями и 83 старопечатными книгами.

Как обычно, размер статьи не позволяет подробнее остановиться на свидетельствах существования письменности на Руси до введения новой грамоты Кириллом и Мефодием, интереснейшие факты о изъятии старинных летописей императорскими приказами (чего стоит одна только история государства Российского, написанная Ломоносовым по этим летописям и моментально конфискованная Екатериной Великой вместе с монастырскими первоисточниками- сюжет достойный приключенческого романа!), стоящая отдельной темой история рукописей для песнопений, весомые свидетельства широкой грамотности крестьян в те времена, которые мы почему-то наивно считаем «отсталыми» (вспомните хотя бы о том, что Сергий Радонежский и Александр Свирский учились в школах в своих родных селах- это говорит о многом!). О первом писателе-мирянине Руси – Владимире Мономахе (и его знаменитом «Поучении детям»). О работе переписчиков, художников и переплетчиках книг. О князьях Древней Руси, создававших при монастырях огромные по тем временам школы (отдельно для девочек и мальчиков по 200-300 человек). О исчезнувших легендарных книгах и библиотеках. О невероятной стоимости некоторых книг, и одновременно о огромном количестве более простых в изготовлении книг, находившихся на руках у населения (разумеется, все зависело от материала и художественного оформления).

Не могу не удержаться, что б не привести следующий занимательный факт: по статистике, до сих пор из библиотек чаще всего крадут… Библию и книгу рекордов Гиннеса. Согласно той же статистике, Библия считается самой читаемой за всю историю человечества книгой (суммарный тираж примерно – 6 миллиарда экз. и переведена она на 2377 языков мира)

О древнейших книгах Руси, известнейших на сегодняшний день и загадках древних летописей. О измененииграмматики русского языка на протяжении столетий. (Монастырские библиотеки – вообще бесценные свидетельства о культуре русской речи, непаханое поле для любого лингвиста). О том, насколько важно каждому монастырю и собору иметь собственную библиотеку, в которую (в обязательном порядке) необходимо собирать архивные сведения о его истории… И о многом, многом другом…

Но самое главное- это множество вопросов, на которые может ответить каждый лишь самостоятельно. Должен ли быть христианин (и монах) грамотным или безграмотным? Какие мысли и рассуждения мы оставим после себя потомкам? Надо ли восстанавливать былую славу монастырских библиотек? Что сохраним (и что отберем и как сопоставим), показывая наш вкус, взгляды и трудолюбие? Как мы исполняем заповедь Христа о проповедовании (хотя бы в письменной форме)? Чем отличается наше образование от образования религий Запада и Востока (да и вообще: надо ли нам иметь представление о других религиях, истории и мироустройстве?). Являются ли ныне монастыри и соборы теми просветительскими центрами, которыми были на протяжении столетий (и в достаточной ли мы проповедуем даже внутри собственной страны, донося смысл христианства для детей и юношества?)

Заканчиваю же я эту статью длинной,но такой мудрой мыслью Феофана Затворника:

«Возлюбленный читатель мой! Хочешь ли я покажу тебе вещь, которая честнее злата и сребра, многоценного бисера и каменийдрагих? Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись.

Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг есть родительница всех добродетелей и всякому доброму делу учительница. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг, рождая всякую добродетель и возращая добрые расположения сердца, отгоняет от нас всякую злую греховную страсть и всякое похотение, желание и действо бесовское. Читание наедине и слушание со вниманием и усердием святых книг над всеми занятиями и трудами, какие подъемлют ревнующие о спасении, святые отцы поставляют как бы старейшиною и царем. Оно ко всем добродетелям возбуждает и руководит человека и одесную Бога поставляет его.

Но кто не читает и не слушает со вниманием и усердием святых книг, тот ради этого впадает во всякие страсти, в греховные напасти, в бесовские сети и во всякое зло. Забывает он смертную кончину свою, и пришествие Христово, и злые муки, и радость Царствия Небесного и рая пресветлого. Такому любезна бывает суетная и льстивая маловременная жизнь века сего. Удаляется он от Бога нерадением и невниманием, и бесы, как мглою, покрывают умную память, помрачают умную светлость, наводят забытье о добродетелях, о злом же непрестанно уму напоминают и поновляют в нем худые помыслы.

Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути, всю лествицу в Царство Небесное. Почему надлежит нам всеусердно прилежать к сим книгам и к сему Писанию Божественному. Где упражняются в чтении святых книг, оттуда отгоняемы бывают всякое бесовское действо, всякие душепагубные страсти и греховные похоти; заповедям же Господним и добродетелям отеческим там бывает всякое исправление. Почему хорошо святыми отцами установлено, чтоб на утренних службах многократно были читаемы поучения из святых книг, а умеющие читать чтоб и в келлиях занимались таким чтением, на ограждение себя от невидимых душевных татей и разбойников, устрояя чрез то как бы стражу какую вокруг себя из спасительных истин, против козней, хитростей и замыслов лютых бесов, против забытья и помрачения, ими наводимого.

Почему надлежит нам каждодневно со вниманием прочитывать святые книги, чтоб почерпать из них душеспасительные наставления, пригодные к исправлению жития нашего. Они обличают совесть, открывают страсти и неприязнь к ним возбуждают, обнажают бесовские сети, научают добродетелям, утверждают в терпении скорбей, напоминают о кончине смертной, возвещают о пришествии Христовом, живописуют радости Царствия Небесного и ужасы мук бесконечных. Изображая нам всякую истину и всякое добро указывая, они, как бы чистое золото и серебро и камни драгоценные на блюде рассыпав, представляют очам нашим. Что опытный вождь для воинства, что искусный кормчий для корабля, что проводник для идущих по сбивчивой дороге, то святые книги для воинствующих в воинстве христиан, для плывущих чрез многомятежное море жизни сей в небурное пристанище Царствия Небесного, для шествующих в Небесное Отечество свое по стропотным путям суетной и многообольстительной жизни сей.

Много у лукавых бесов пронырства и злоумышлении, козней и сетей, коими уловляют они нас, бедных, в различные страсти, в греховные падения и пагубу душевную. Человеколюбивый Бог, щадя род наш, даровал нам святые книги, святыми угодниками Его написанные, в которых предлагается нам верная наука, как избегать сетей бесовских, страстей греховных и прелестей века сего. Святые отцы были научены духовной мудрости многоскорбными и многоболезненными опытами жизни и, совершив благополучно путь свой, оставили нам плод трудов своих правых слово книжное, свои святые писания, как светлый светильник, освещающий спасительный путь для тех, кои вступить в него возревновали. Как светильник телу очи; так светильник душе ум; зерцало же ума святые книги…Учитесь добру из божественных книг…»