Данный текст был написан мной года четыре назад. Не потерял он своей актуальности и сейчас. И с небольшими корректировками я его публикую сейчас.
В силу своей деятельности я давно слежу за различными сегментами космического рынка. Будучи студентом, я слушал лекции про жизненный цикл продукции и про логистику на рынке. Тогда меня несколько возмущала «несправедливая» цепочка получения дохода на космическом рынке, особенно для ракет, на которых я специализировался. Сейчас я готов сказать, что в космосе рынка нет. В принципе конечно же он есть, но не в том привычном понимании рынка, которое у всех сложилось. Это становится понятным если спросить: когда люди (физические лица) покупали ракету или спутник? Ответ: практически никогда. Мы обычно покупаем услугу что-то вроде игры Pokemon go или приложения для установки на смартфон или планшет. Разработчики игры и приложения зарабатывают очень много денег, используя при этом сервис картографирования и навигации. За этот сервис они платят крохотные отчисления операторам спутниковых карт и операторам сигналов навигации (или не платят вовсе). Не вдаваясь в подробности, те в свою очередь платят маленькую часть компаниям, которые занимаются эксплуатацией спутников ДЗЗ и навигации. Те разово и относительно мало платят за спутник и немножечко за его выведение на орбиту. Ну вот тут уже видно производителей спутников и ракет, реально которые от момента получения денег на рынке не получают ровным счётом ничего. Аналогичная цепочка на спутниках связи и телевещания. То есть мы как потребители даже не задумываемся как к нам в руки попадает рыночный продукт, нам глубоко наплевать на характеристики ракет и спутников, которые участвовали в формировании данного продукта. Точно также нам наплевать на каких автомобилях нам осуществляют доставку курьеры и в каком вагоне метро они ехали. Но у машин и метро есть свой рынок. А теперь представьте, что автомобили стали использоваться только для доставки товаров и больше ни для чего. Думаю, сразу всем станет понятно в какое состояние придёт автомобильная отрасль и какие вообще машины будут ездить по дорогам, не говоря о техническом состоянии этих автомобилей и их возрасте. Вот такая картина реально сегодня существует у производителей ракет. Ракеты никто не покупает, всем глубоко наплевать на их характеристики и техническое совершенство. Новую «модель» заказывают зачастую для того, чтобы не переводились специалисты, которые знают, как ракеты проектируются. От ракет требуется только надёжность и условная точность выведения, а также оперативность. Операторы космических услуг тихо хихикают в сторонке, глядя на все потуги ракетостроителей снизить цену и рассматривая в микроскоп экономию от этих решений в рамках своего бизнеса. А потребители, простые люди, это воспринимают как спорт и с радостью читают статьи об очередном улучшении ракет, даже не понимая, как на них это отразится. Насколько я понимаю, в похожем состоянии находятся и спутникостроители, правда у них ситуация чуть получше в виду большего количества сегментов рынка (ДЗЗ, связь, навигация и т.п.) и они на ступенечку ближе к потребителям. И вот самое неприятное - это осознать всю сложившуюся ситуацию, когда ты занимаешься проектированием ракет. А компания, в которой ты работаешь, завершает создание новых ракет семейства "Ангара". При этом предыдущую ракету "Протон" создавали лет 40 назад. То есть понимаешь, что пользу обществу и интересную работу можно получит только, изменив свою специальность и перейдя в другую сферу экономики. Меня эта перспектива никогда не устраивала, и мы с коллегами из ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» искали пути выхода из сложившейся ситуации. Правда мы искали решение в привычной нам области – пытались «спровоцировать» разработку ракеты в другом сегменте рынка или с новыми «свойствами». А как я уже выше писал, это практически не меняет ситуацию. Но к моему удивлению мы набрели на решение, которое позволит перевернуть рынок. Это решение позволяет продавать людям ракеты и космические аппараты практически напрямую. Люди начинают взаимодействовать с ракетой и аппаратом, оценивая его характеристики и запрашивая изменения. Это решение в области, которая не зависит ни от чего, и она вечная – это развлечение человека, а именно космический туризм. Жажда человека к приключениям и развлечениям неутолима и именно эта жажда, зачастую в одиночку, позволяет двигать вперёд науку и технику. И вот мы решили, что эта жажда может вывести ракетную отрасль из стагнации. Появится потребность в создании нового продукта с уникальными свойствами, люди будут требовать снижения стоимости и постоянного обновления. Это может спровоцировать революцию в отрасли в силу появления массового спроса полёта на ракетах. Когда мы стали исследовать рынок космического туризма, то появилась надежда, что существует сегмент с массовым спросом – это сегмент суборбитального туризма. Оказалось, что люди готовы платить $ 250 тысяч за полёт и количество этих людей достаточно большое. Выходящая на данный момент на рынок Blue Origin оценивает свою долю на рынке в 1200-1400 туристов в год. Маркетинговые компании иногда дают ещё более оптимистичные прогнозы рынка. По нашим расчётам достаточно уже 700 туристов в год, чтобы сделать проект по настоящему коммерческим и спровоцировать резкий бум развития ракетных технологий. К таким технологиям относится многоразовость ракет, которая становится целесообразной при большой программе пусков. Даже SpaceX пытается стимулировать спрос для своих многоразовых ракет созданием многотысячной группировки спутников Starlink. Интересна задача постепенного повышения надёжности и безопасности ракет до уровня гражданской транспортной (пассажирской) авиации. Так вот суборбитальный космический туризм — это то, что, по моему мнению, позволит вытащить ракетостроение из болота и дать ему мощнейший импульс развития. Именно поэтому я занялся проектом в ООО «КосмоКурс». У меня есть цель развития ракетной отрасли и её вывод на новый уровень, а не просто создания какой-то определённой ракеты. При этом должна быть создана команда, которая сможет эту цель реализовать. Кто знает, может быть в перспективе мы сможем осуществить и другую мою цель – жизнь людей в космосе в искусственных средах обитания с искусственной гравитацией. Но это на следующе этапе, главное всё успеть года так до 2040-2045. А сначала нам надо научиться делать ракеты дешёвыми, массовыми и безопасными!