Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании. Президенту Рузвельту. 5 апреля 1945
У меня очень мало сомнений в том, что советские руководители, кем бы они ни были, удивлены и смущены быстрым продвижением союзных армий на Западе и почти полным разгромом врага на нашем фронте, особенно, как они говорят сами они не в состоянии нанести решающий удар до середины мая. Все это делает более важным то, что мы должны объединиться с русскими армиями как можно дальше на восток и, если позволяют обстоятельства, войти в Берлин.
Я могу напомнить вам, что мы предложили и думали, что шесть недель назад мы организовали временные зоны оккупации в Австрии, но что после Ялты русские не направили подтверждение этих зон. Теперь, когда они накануне захватывают Вену и, скорее всего, займут всю Австрию, вполне разумно, чтобы мы удерживали как можно больше на севере.
Мы всегда должны беспокоиться, чтобы жестокость российских сообщений не предвещала глубоких изменений политики, к которой они готовятся. В целом, я склонен думать, что это не более чем их естественное выражение, когда он раздражен или ревнив. По этой самой причине я считаю крайне важным, чтобы наши страны проявили твердую и прямую позицию на данном этапе, чтобы очистить воздух, и они понимают, что существует точка, за которой мы не потерпим оскорбления. Я считаю, что это лучший шанс спасти будущее. Если они когда-либо будут убеждены в том, что мы их боимся и что нас могут заставить подчиниться, тогда я действительно должен отчаиваться за наши будущие отношения с ними и многое другое.
Источник: Уинстон С. Черчилль. «Триумф и трагедия (Вторая мировая война)», Москва, 1996.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Читайте записи Уинстона Черчилля в его личном блоге, а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.