Найти в Дзене
Теория всего

Где заканчивается реальность?

Для каждого факта существует своя теория. Для всех фактов во Вселенной существуют теории всего. Но один принцип управляет всем. Вопрос лишь - какой?.. Нас тут пятеро. Истина где-то рядом. И мы непременно её найдём. - А что, Женька - Луна, действительно, не существует, когда никто не смотрит на неё? - Вот, блин, Машка… на самом деле - это вопрос вопросов. Даже не знаю, как ответить на него. Самое удивительное то, что на этот вопрос существует два правильных ответа. Но проблема в том, что какой бы я не выбрал - я, одновременно, буду и прав и не прав. - Вот, блин. - Я ж и говорю. - Понимаешь, физика - это наука о предсказаниях, целиком построенная на толкованиях, то есть интерпретациях - кто во что горазд, и под завязку набитая странными частицами, духами и неразрешимыми проблемами. - “Духами” - в каком смысле? - В прямом… Скажем, та самая - классическая, самая надёжная из всех, “копенгагенская” интерпретация утверждает, что наш мир плавает в Океане “вероятностей” - океане всех возможных

Для каждого факта существует своя теория. Для всех фактов во Вселенной существуют теории всего. Но один принцип управляет всем. Вопрос лишь - какой?.. Нас тут пятеро. Истина где-то рядом. И мы непременно её найдём.

- А что, Женька - Луна, действительно, не существует, когда никто не смотрит на неё?

- Вот, блин, Машка… на самом деле - это вопрос вопросов. Даже не знаю, как ответить на него. Самое удивительное то, что на этот вопрос существует два правильных ответа. Но проблема в том, что какой бы я не выбрал - я, одновременно, буду и прав и не прав.

- Вот, блин.

- Я ж и говорю.

- Понимаешь, физика - это наука о предсказаниях, целиком построенная на толкованиях, то есть интерпретациях - кто во что горазд, и под завязку набитая странными частицами, духами и неразрешимыми проблемами.

- “Духами” - в каком смысле?

- В прямом… Скажем, та самая - классическая, самая надёжная из всех, “копенгагенская” интерпретация утверждает, что наш мир плавает в Океане “вероятностей” - океане всех возможных вариантов реальности, существующих одновременно. Мы выбираем один из вариантов, в соответствии с некоторой волнообразной вероятностью - в тот момент, когда обращаем внимание на этот океан…

Штука в том, что за пределами этого “момента наблюдения” никакой объективной реальности не существует... Мы не можем “застать” реальность в какой-либо точке.

- Типа - “стоять, бояться”!?

- Ну, да. Мы не можем застать её врасплох, и заставить замереть на месте, в расчёте понять, что было до того, как мы крикнули ей: “Стой!” Потому что до нашего крика не было ничего… Реальность существовала во всех возможных состояниях сразу, не выделяя какое-то одно.

Она, что называется “пребывала” - как кисель, как бесформенная смесь для супер-пупер 3d-принтера, в ожидании наших указаний - какую именно реальность ей создавать... как одновременно существующая совокупность всех возможных форм, которая приняла какую-то определённую форму в тот самый момент, когда мы бросили на неё взгляд.

-2

- Значит, мы не можем сыграть с объективной реальностью в “море волнуется раз…”?

- Нет... Просто потому что не существует чего-либо, что реально существовало до того момента, когда мы посмотрели на него. Наши глаза и чувства, буквально, “печатают” реальность в тот самый момент, когда мы смотрим или ощущаем её.

- Но ведь какой-то вариант реальности существует объективно? Хотя бы вот этот стол?

- "Копенгаген" считает, что в мире существуют только кванты - та самая “смесь для 3d-принтера” и “приборы для измерения” - скажем, телескоп “Хаббл” или наши глаза... За пределами нашего мгновенного наблюдения существует только размазанная функция, которую ещё называют “Кот Шрёдингера” - это такой кот, о котором нельзя сказать определённо - жив он или мёртв.

- Слушай, Женька, чесслово, это всё звучит... очень стрёмно. Мне прям хочется приложить ладошку к твоему лбу. Ты, вообще, не пытался прикинуть - какова вероятность того, что это всё - “лапша”?

- В том то и дело, Маша, что никакой. Это чистая правда. И для того, чтобы её проверить, достаточно одного фонарика и двух щелей... Добраться до границы объективной реальности, в том виде, в котором мы её знаем, до безумия легко. Трудно другое.

- Что?

- Не сойти при этом с ума.

Начало | Раньше | Дальше