В прошлый раз мы в своем путешествии к истокам одного из самых ярких и разнообразных музыкальных стилей остановились в 1967 году. Первая часть.
Следующий 68-й дал целую плеяду новых записей, в той или иной степени претендующих на звание прото-металических. Как и до этого процесс шел параллельно по обе стороны Атлантики.
В Штатах в январе 1968 года вышли один за другим 16-го числа "Vincebus Eruptum" от Blue Cheer, а 29-го дебютный альбом Steppenwolf. На обоих дисках были композиции, которые по праву могут позиционироваться не только как прото-, но и как полноценные метал-песни. Blue Cheer сделали кавер на "Summertime Blues" Эдди Кокрана,
Ютуб-канал Findusam
а Steppenwolf исполнили "Born To Be Wild" авторства уже ушедшего к тому моменту из группы Марса Бонфайера (Mars Bonfire - он же Деннис Эдмонтон).
Ютуб-канал NEA ZIXNH
Обе вещи входят в золотой фонд не только хэви и харда, но и всей рок-музыки.
В июне того же 68-го вышел ещё один шедевр, заслуженно претендующий на звание хэви-металического гимна, "In-A-Gadda-Da-Vida" от Iron Butterfly.
Ютуб-канал ReelinInTheYears66
Есть разные версии времени написания этой песни. Кто-то утверждает, что она была написана в самый ранний период существования группы и исполнялась на концертах ещё в 1967 году. А в буклете CD-переиздания 1995 года написано, что автору песни, клавишнику группы Дугу Инглу (Doug Ingle) идея пришла в голову в 1968 году. Он вместе с ударником Роном Буши снимал квартиру над ночным клубом в Голливуде, где выступало знаменитое варьете Лидо. Ингл работал над песней. Сопровождавший представление музыкальный хор в этот момент спел строчку: "In A Garden of Eden - В Райском Саду". Вдохновение посетило Дуга. А галлон (четыре с половиной литра) вина у него уже был. К моменту, когда творение было записано на пленку, вино лилось рекой. Вернувшийся с работы Буши спросил у подвыпившего клавишника название вещи. Тот, будучи изрядно навеселе, изрек: "In-A-Gadda-Da-Vida". Буши решил, что это броское название, и записал его.
С другой стороны океана не отставали. В 1968 году альбомом отметились The Pretty Things, выпустившие "S.F. Sorrow", на котором была парочка прото-металических композиций. Например, вот эта
Свой третий диск "Ogdens' Nut Gone Flake" выпустили несправедливо забытые мной в первой части Small Faces. Позже критика отмечала влияние, которое они оказали на Led Zeppelin.
Ютуб-канал xJayWalkerx . Послушайте и решите насколько это мнение справедливо.
В августе 68-го был издан альбом, не просто содержащий тяжелые треки, а претендующий на звание первой пластинки в стиле хэви-метал. Выходец из тех самых Yardbirds, которых некоторые наши читатели никак не хотят относить к прото-металу, гитарист Джефф Бек (Jeff Beck) и компания из Рода Стюарта, Рона Вуда, Микки Уоллера, Ники Хопкинса и ещё ряда состоявшихся и будущих звезд выдала комбинацию перегруженной до упора гитары, душераздирающего драматического вокала, громоподобной ритм-секции и рок-н-ролльного фортепиано.
Единственная причина, по которой "Truth" не числится столь же канонической и популярной предтечей хэви-метала как работы Cream или The Who, - это стилистически неоднозначная и неоднородная дальнейшая карьера Джеффа Бека.
Все перечисленные выше группы и их творения внесли свой весомый вклад в запущенный несколькими годами ранее процесс утяжеления блюзовых и ранних рок-н-ролльных мелодий и соединения их со звуковыми экспериментами и гитарными эффектами психоделики/эйсид-рока.
Не обошли стороной все перечисленные музыкальные тенденции и великих мира сего. Имею ввиду Rolling Stones и The Beatles. Они тоже проводили удачные эксперименты и с тяжестью и с психоделией. Впрочем, творчество этих двух глыб популярной музыки неоднократно и очень подробно освещалось и продолжает освещаться в многочисленных книгах и статьях, поэтому на нем подробно останавливаться не буду. Просто отмечу факт экспериментов.
Характерной чертой зарождающегося стиля хэви-метал, стала эмоциональность и театральность "живых" выступлений. В этой области стоит отметить большой вклад такого исполнителя как Артур Браун (Arthur Brown), выпустившего всё в том же 68-ом "The Crazy World Of Arthur Brown". Горящий на голове исполнителя шлем, сделанный из подручных материалов, и яркий макияж стали его визитной карточкой. Такой сценический образ был позже взят на вооружение другими музыкантами и получил дальнейшее развитие по мере становления стиля.
Ютуб-канал Орлин Вълчев
На этом с 1968-м годом всё.
В следующий раз - 1969 год - ключевой в появлении нового стиля...