Найти тему
Дмитрий Леонтьев

Монастыри. Трапезная.

МОНАСТЫРИ. ТРАПЕЗНАЯ.

Для большинства людей «пост» это - «пресная и невкусная еда», но это совершенно не так. Пост это куда большее. Это, скорее часть жизни. Время, выделяемое для того, что бы внимательнее присмотреться к себе и своей жизни. Это время добрых дел и особой строгости к самому себе. Напоминание о том, что тело должно подчиняться душе, а не наоборот. Если человек лежит на диване, поглощая салатики и смотрит любимый сериал это не «пост» это – диета. Если сидит в карцере на воде и хлебе, это не пост, а наказание. А вот если он хочет есть и может позволить себе на ужин молочного поросенка, фаршированного гречневой кашей, но покупает себе рыбы, а разницу в стоимости этих блюд отдает нуждающимся – это пост. Если в постную неделю он, всеми силами, воздерживается от своей обычной раздражительности, суетности, накопительства, учится быть лучше и добрее – это пост. Если молясь за близких, не думает ни о еде, ни о развлечениях, ни даже об усталости – это пост. Если борется с диктуемыми телом желаниями, даже «падая и вставая», преодолевая неудачи в борьбе со страстями, и тяжело, медленно, но все же старается подчинить телесное – духовному, то это – пост. Но почему-то упорно вспоминают лишь о еде. Да, человек должен есть! Но что такое – еда? Польза для нашего тела, и, как ни странно это звучит – польза и для нашей души. В семьях, где ещесохранились традиции, собираясь за столом, родственники говорят о чем-то, обсуждают, вспоминают, даже чему-то учатся. Влюбленные приглашают дам своего сердца в рестораны, именно за ужином пытаясь произвести впечатление на свою избранницу. Уставший человек стремиться на природу, стирая тяготы дней запахом кипящей на огне ухи… У монахов все еще глубже и значительнее. Трапеза монаха это продолжение богослужения, некое подобие «Тайной вечери» ... Что ж, давайте оставим на короткий срок духовное значение трапезы и обратимся к самому банальному и приземленному – к обычным продуктам. Если хозяйка заботиться о семье, она готовит так что бы не просто насытить близких, а дать им здоровье. То же делает и послушник в монастырской трапезной. Монах, готовящий пищу для своих братьев,прежде всего думает о пользе для их душ и тел. Человеку не нужны лекарства – лекарством вполне может быть сама пища. Каждый продукт имеет какие-то лечебные свойства, и эти «лекарства» могут быть еще и вкусны. Возьмем обычный подорожник. Еще древне-арабские и персидские врачи ценили его за удивительные качества. Сам по себе, как и большинство трав, он пресен, но если добавить его в салаты, или, смешав с яйцом и луком, начинить им пирожки, или с прочими травами заправить им суп… Или взять самую обычную крапиву…. Вы знаете, что по содержанию железа она превосходит даже хваленый шпинат? Что витамина С в ней больше, чем в лимоне, а содержанием каротина она не уступает моркови? Опустите молодую крапиву на пять минут в кипяток, мелко порубите, добавите соль, сметану и немного кислого щавеля и от такого салата вас будет не оттащить и за уши. А какой замечательный из нее получается сок!.. А взвар с медом и лимоном?! В древности крапиву добавляли в борщи и рассольники, в пироги и соусы… Все знают, что соль – вредна, но уже забыли, что наши предки прекрасно заменяли ее высушенным укропом, морской капустой и водорослями, превращая соленое в полезное… А как незаслуженно забыта удивительно полезная репа, многократно превосходящая по пользе для человека ставшую привычной нам картошку! А непередаваемое разнообразие пирогов и каш? Взваров и квасов?! Постная пища не вкусная?! А вы потушите, мелко нарезав, морковь,залейте ее перепелиными яйцами, и обжарьте в оливковом масле, поперчив и посолив – и вы навсегда откажитесь от этого заблуждения… Новомодные йогурты? О чем вы?! Разотрите свежую чернику с мякишем черного хлеба и медом, залейте сливками и сравните! Знаете почему все эти современные диеты и даже лечение травами и ароматами так мало дают эффекта? Да потому что не надо лечить одни только «почки» или «давление». Человек – это целая «система», и лечить надо всю дающую сбой систему. «Разовое лечение» не заменит собой образ жизни и питания, психологический настрой и режим… Пост – это забота о ближних. Настоящий повар это не только кулинар, но и химик, и технолог, и, прежде всего – лекарь! Монах должен успеть сделать в этом мире как можно больше хорошего, а для этого ему нужны силы, рассудительность, и… время. И повар дает ему все это. Послушание трапезника – одно из важнейших в монастыре. А вы, друзья мои, задумывались когда-нибудь о том, что жертвы Богу приносились всегда не золотом, а добрыми делами и… пищей? То животными, как Каин, то злаками, как Авель, то голубками, быками, ягнятами… Но после того как Бог стал человеком, показывая нам как надо жить, жертвы Богу стали жертвенностью собой. Своими талантами, силами, временем… Даже жизнью…Так вот- забота трапезника о братьях и называется: «молитва делом». Тема эта большая и крайне интересная…. Давайте же посвятим ей некоторое время….

Пост – это ведь не самоцель. Не в куске мяса дело. Бесы вообще ничего не едят, а творят такое, что не одному чревоугоднику и не снилось. Главная задача монаха – стать христианином. Новозаветным человеком. Человеком духа. Человеком, который владеет всем, но ничто не владеет им – как сказал Апостол. Что такое «страсть»? Это то, что нас несет, словно лодку без весел. Твоя воля это твои весла. Вот у ангелов тел нет. Нам дано больше. Как говорили мудрые: «Тело хороший слуга, но плохой господин». То оно не просто хочет есть, а именно – много и изысканно. То утех возжелает, то на какие-то сомнительные приключения его тянет... Ты же должен научиться им владеть словно дорогим инструментом. Что значит насытиться? Если человек голоден он и куску хлеба рад-радешенек. Но инстинкты животного, пытаясь победить и разум и волю, требуют дать телу еды с избытком, а часто и вредной. Адам с Евой питались в раю одними фруктами, а вот с «плодом познания» умудрились оплошать. Ослушавшись Творца, сами захотели стать «как боги», по собственному разумению... (И потому в монастырях главной добродетелью считается послушание.) Так и тело должно быть послушно духу. Еще древние заметили, что сложнее всего бороться с телом, призывая его к умеренности в пище. Пост – время торжества духа над плотью. Но монахи не самоубийца и не мазохисты, а потому рацион питания в монастырской жизни устроен весьма мудро. Все полезно для человека, все продуманно и проверено веками.

Работа в трапезной не спроста всегда считалась сложнейшим послушанием в монастыре. Ранним утром повар шел в церковь и молился о даровании ему сил и таланта в грядущей работе. Получал у екклесиарха огонь, зажжённый от лампы в алтаре, и от этого «честного огня» уже зажигал печи в поварне и хлебопекарне. Помощники, после молитвы в храме, следовали по местам послушания – месить тесто и готовить обед. При этом они читали те же молитвы, которые братия в это время читала в храме. Вообще все действия в поварне творились с молитвой. Не потому ли и едва в монастырях всегда была такой вкусной и целебной? Особое внимание (молитвенное!) уделялось выпеканию хлебов и просфор. Трапеза монаха зависит от церковного календаря (все время следует помнить о том, что монашеская трапеза это продолжение богослужения), в соответствии с ним меняется и сам стол и даже количество пищи. Я не стану вас утомлять описанием этих традиций (признаюсь, что сам был немало утомлен изучением уставов и обычаев разных монастырей, а потому, не желая вам того же, предлагаю оставить сии нелегкие знания в введении многоопытных экклесиархов, «уставщиков», следящих за распорядком служб). Во время трапезы монахи читали богослужебные тексты, относящиеся к «памяти сего дня», а так же заздравные или поминальные записки жертвователей на пропитание. Трапеза могла быть очень долгой, но это означало не количество съеденного и выпитого, а количество прочитанных братией текстов и молитв.

Но, все же оставим, на время, в стороне строгие расписания и духовные обоснования, и заглянем в копилку интересных фактов и курьезных моментов, касающихся монастырской трапезы… Благодаря телекоммуникациям и интернету мир стал совсем маленьким, «прозрачным» и смешенным, словно дурной салат. Восхищаясь кухней французской, травят фасфудом американским и балуясь кухней японской, мы напрочь забыли удивительное величие кухни русской. Часто ли вы задумывались почему она такая особенная? Русь, богатая лесами, а следовательно – древесиной, одна из немногих стран в мире, которая могла позволить себе роскошь дольше варить, тушить и запекать блюда, в отличии от тех стран, где кроме кустарника и дров-то не найдешь, а потому, в целях экономии дров, еду предпочитали обжаривать или варить на сильном (и «быстром») огне. Обилие рыбы, дичи, овощей, ягод и трав создавало славянскую кухню невероятно разнообразной и богатой. Мы не можем, просто не имеем права потерять эту кухню, заменяя ее куда менее полезной и вкусной, но столь хитро отрекламированной иностранной. Да что далеко ходить, возьмем, к примеру, все ту же репу. Овощ невероятно ценный по своим качествам. На Руси из него готовили даже не сотни – тысячи блюд! Варили, квасили, солили, если сырой, сушили тонкими пластинками,использовали в салатах, в пирогах, тушили, запекали, заливали медом как лакомство... Репа не теряет свои полезные качества всю зиму, весь срок хранения, в то время как картофель, привезенный Петром Первым и используемый Екатериной Великой как средство для борьбы с неурожаями пшеницы, утрачивает свои качества уже через 3-4 месяца. (Впрочем, она даже изначально уступает репе в количестве витаминов и минералов). Почти забыто знаменитое «рапсовое масло», которое хорошо знали во всем мире, называя «северным маслом» - отличная альтернатива маслу оливковому. Капорский чай был известен в самых дальних странах! Россия поставляла его за рубеж тоннами. Его целебные свойства просто не сравнимы с расхваленными индийскими и цейлонскими. Кстати, интересный факт: Александр Дюма, известный гастроном и гурман, выпустивший в свое время весьма недурственный сборник «Кулинарная энциклопедия», во время путешествия по России, признал, что самый вкусный чай, какой ему довелось пробовать, он пил именно здесь. И знаете почему? В Англии, которая почему-то ныне ассоциируется у нас с чаепитиями и прочими «джентельменскими изысками», чай… варили(!!!) в воде, как какую-нибудь капусту! А в России, столетиями имевшей дело с травами, его – заваривали! Такое, пожалуй, было еще лишь в странах Востока. А вы сегодня хоть знаете, что такое «Тельное» - наравне с ухой и запеченной рыбой являвшейся «визитной карточкой» русских монастырей? Или дорогое, праздничное блюдо «калья»? Икра, кстати, на Руси никогда особо не ценилась. Даже из молоки готовили удивительно вкусные супы, а икра... Ну кто бы в монастырях променял ее на белорыбицу, не говоря уже о корюшке или снетках? Зато вам интересно будет узнать, что излюбленным лакомством в монастырях были «крушки» (тонкие ломтики рыбы, обжаренные во фритюре с перцем и солью, напоминающие чипсы, но многократно вкуснее и полезнее). «Перепега» - огромный праздничный пирог в виде горки из разнообразных (и разновкусных!) шариков из теста, «скрепленных» между собой медом или вареньем – так же незаслуженно забыт... Да что я пытаюсь объять необъятное?! Тысячи, тысячи и тысячи рецептов блюд невероятно вкусных, полезных, выдержавших испытание временем, терпеливо ждут, пока мы вспомним о них, насытившись примитивной а зачастую и откровенно вредной заморской кухней. Достаточно заглянуть в рецепты, бережно хранимые русскими монастырями, и вы поймете грандиозную разницу… Сегодняшние хозяйки жалуются: «Уже не знаем, что на ужин приготовить» ... Что сказать? Куда исчезла череда передававшихся из поколение в поколение «бабкиных рецептов»? Взять обычный лук… Сегодня его лишь добавляют в супы, блюда мясные и рыбные… А ведь всего сто лет назад это были: луковый суп, лук жареный по-французски и по-гречески, тушеный,фаршированный разнообразнейшими начинками, глазированный, запечённый, в кляре, с изюмом и лесными орехами, тушеный со сливками, лук с творогом, многочисленные салаты, лук отваренный со сметаной, луковый соус и луковый маринад, луковая эссенция, икра из лука, луковое пюре, пирожки с луком, пельмени с луком и т.д. и т.п. В монастырях лук использовали для приготовления бульона под супы, вместо «мясокостного набора». Бабки знали, что если в бульон бросить луковицу неочищенную, или немного луковой кожуры, то бульон приобретает бесподобный золотистый оттенок. После этого примера, полагаю нет смысла говорить про то невероятное разнообразие блюд, которое можно приготовить из грибов? В большинстве стран мира грибы считаются пищей «неблагородной», непрестижной, и едва ли не ядовитой (Впрочем, вельможи когда-то брезговали и луком с чесноком, считая их «крестьянской пищей» и в дополнение к своему тщеславию, получали за это цингу и прочие болячки, в отличии от знающих их целебные свойства крестьян). Разумеется, в южных странах, откуда и пришло понятие «поста», были иные условия и иные продукты. На Севере условия жизни другие. Тут надо подходить с рассудительностью, ибо «пост» это не «диета», а упражнение духовное! В особые дни монахи и вовсе обходятся без еды (делая исключения для болеющих). В подавляющее количество дней иных, едят пищу простую и неприхотливую: каши, супы, овощи, хлеб… Но в дни праздничные, дни торжественные, когда сердце радуется событиям великим, трапезная расцветает блюдами беспримерными. Нет, я не стану сейчас соблазнять вас перечислением рецептов заливных блюд, фаршированных лососями осетров, супов в горшочках и вкуснейших пирогов с разнообразнейший начинкой, сейчас я напоминаю о пользе для тех, для кого вы готовите. Талант настоящего кулинара так же редок, как талант художника или математика, но главное, что доступно любому из нас это забота о тех, для кого мы трудимся у кухонной плиты. Замените слово «кормить» на слово «заботиться» и вы откроете дверь в удивительный мир настоящей кулинарии. Все древние рецепты начинались со слов: «Тщательно вымойте руки и посуду…» (Первые рецепты встречаются еще в записях древнего Вавилона, Египта и Китая. При императоре Тиберии-Августе появились первые школы кулинарного искусства, возглавляемые легендарным поваром Апицием, а первый известный нам повар из Руси носил имя Торчин и служил у благоверного князя Глеба (разумеется, повара были на Руси и до него, но на сегодняшний день летописи донесли до нас лишь это имя). Лаврентьевская летопись 1074 года, сообщает, что в штате Киево-Печерского монастыря был весьма немалый штат поваров. К хозяйству трапезной относилось огромное количество построек: поварни, склады, хлебни, ледники (в крупных монастырях их число доходило до семи(!), так что пращуры лишь усмехнулись бы в усы, вздумай мы похвастаться перед ними размерами своих холодильников и морозильных камер), амбары, отдельные хранилища для многочисленной поварской посуды и утвари: сковород, горшков, чанов, ножей, разделочных досок (их старались использовать из убивающего микробов дуба), кувшинов, решёток, рукомойников, ухватов, тазов и прочего, прочего, прочего… Одних разновидностей ножей можно было насчитать до двух десятков: «косари» луковые, секиры капустные, кленики (загнутые ножи для рыбы), и т.д. Хлеб пекли отдельно, с особым тщанием и непрерывной молитвой. Так же отдельно стояли квасоварни: как правило – «шатер» с «квасными очагами» (медный котел ведер на 300 и три больших чана под солод и сусло). Для квасов (а разновидностей их было множество и любой диетолог с полным основанием назовет их «целебными»), был предназначен отдельный ледник. Повара знают, что не все продукты «терпят» соседство друг друга, а потому надо иметь для них хранилища отдельные. Что травы, специи и приправы также необходимо хранить в прохладе и темноте, а не так как делают это современные нерадивые хозяйки, содержа их в шкафах рядом с плитой и тем уничтожая их вкус и запах. В монастырских летописях хранятся десятки тысяч рецептов соления, маринования, консервирования и прочих способов сохранения продуктов (правильной сушки, консервации медом, салом и пр.) К слову: самой большой и одной из самых древних поваренных книг считается «Пирующие ученые» Атенея и составляющие 30 томов (до сегодняшнего дня сохранилось лишь 15). В России же широко известен «Домострой» протопопа Сильвестра, в котором приготовлению и хранению пищи отведено немало места. В трапезной, как правило, сидели по 6 человек (на такое количество были рассчитаны подаваемые к столам блюда). Порядок же трапезы описан в Типиконе, в гл. 35 (и еще в нескольких имеются дополнения), поэтому на нем мы останавливаться не станем. Разумеется, богатые монастыри могли позволить себе большее разнообразие, бедные – чаще использовали обильные дары природы: щавель, молодые листья березы, крапиву, грибы, лесные орехи, мед, ягоды, ловили рыбу, а если появлялись деньги, то тратили их на муку и масло. При монастырях находились обширные сады, (как вы помните, легендарный Пересвет нес послушание как раз по уходу за яблоневым садом), огороды, где помимо овощей выращивалось немалое количество трав, обширные пасеки, пшеничные, ячменные и пр. поля, при наличии озер – выращивалась рыба, в небольшом отдалении от монастырских стен содержались коровы и козы, иногда имелись собственные солеварни. Одним словом, содержалось крепкое крестьянское хозяйство…

Сегодня мы окружены блюдами и продуктами по вкусам разнообразным, но в большинстве своем, не только не полезными, а зачастую откровенно вредными для человека. Вдумайтесь: чего стоят одни только удивительные русские пироги? Что это, если смотреть в суть? Это мясо, рыба, печень, грибы, овощи, и даже ягоды, запеченные о «оболочке» из теста, для большего сохранения питательных веществ и вкусовых качеств. Рыбу для пирогов, как правило не «мельчили» рубкой или протиранием через сито, а запекали пластами. Разумеется, гурманы былых времен комбинировали в пирогах и разные сорта рыбы, и даже каш, но все же мудрые предки старались не смешивать вкус разной рыбы в одной ухе, наслаждаясь бульоном именно из той рыбы, которую они сегодня хотели видеть на своем столе. Поэтому даже обычный пирожок с куском семги, запиваемый крепкой ухой (а уха это прежде всего бульон!), века 16, и «пирожок» с «ухой» дня сегодняшнего, это явления не просто разные – фундаментально разные! О, да! Питались наши предки совсем иначе… Мед (этот кладезь здоровья) был на столе постоянно, у каждой хозяйки имелся свой, передаваемый по наследству, рецепт хлебной закваски, делающий ее караваи не похожими на хлеб соседский. Не то что кулинар – любая стряпуха знала целебную силу и яркий вкус трав, готовя из нее вкуснейшие и питательные салаты, «варева», начинки для пирогов… Сотни и тысячи кулинарных тонкостей и хитростей, передававшихся из поколение в поколение, теперь уходят, уступая место пропитанными «усилителями вкуса» полуфабрикатам. И надежда остается не на гламурные телешоу, и не на сомнительные рецепты, собранные по пыльным закоулкам интернета бездарными (но крайне плодовитыми) «писательницами», а на возрождающиеся монастыри, хранящие старинные рецепты трапезы, которая была не только «продолжением богослужения», но и заботой людей друг о друге…

Сама суть поста восходит к послушанию и благоговению перед Богом еще из Ветхозаветной Церкви. Можно смело сказать, что пост начался еще в Раю, когда Творец благословил Адаму в пищу древесные плоды и растения (Быт 1, 29). После Потопа и начала нового бытия мира, Бог разрешил уже употреблять в пищу «все движущееся, что живет» (Быт. 9, 3). Во время беседы с Богом на горе Синай Моисей не ел и не пил сорок дней и ночей, и с тех пор упоминается и в книге Судей, и книге Царей… Православные христиане, кроме установленных больших постов, так же постятся по средам и пятницам (на Руси было даже поверье, что двух ангелов, провожающих человека в рай зовут Среда и Пятница).

Еще Аристотель утверждал, что под влиянием еды «люди могут становиться поэтами или прорицателями» подмечая, что едва может оказать на человека довольно сильное воздействие. Она может как придавать силы и бодрость, так и быстро погубить. Наверное, именно поэтому Сократ изрек свое знаменитое: «Мы едим что бы жить, а не живем, что бы есть». Платон, высказал интересное мнение, что «человек который ест в одиночку попросту наполняет бурдюк под название желудок» (Кстати: само греческое слово «товарищ» - синтрофос- имеет смысловое значение «человек, с которым ты ешь».) Еще в глубокой древности люди, подмечая целебные свойства продуктов, старались основывать свое питание не столько на сытности, сколько на пользе. Но, с той же древности известно, что труднее всего сдерживать «самоволие тела» именно в отношении еды. И, постепенно, прекрасно понимая губительность своих действий, люди все же стали отдавать предпочтение обилию и вкусу, в ущерб пользе. Богачи и цари «перегружали» свой стол, бедняки, по вполне понятным причинам – губили здоровье скудностью, и только монастырская кухня мудро выбирала «золотую середину», воспитывая людей духовно, но при этом с любовью заботясь о их здоровье. Хороший трапезник это и лекарь, и историк, и ученый. Мы просто преступно пренебрегаем рецептами древней русской кухни в угоду экзотическим иностранным. Сейчас уже и не помнят, что до середины 17 века самым востребованным мясом в России была баранина, а свинину практически не употребляли. Но и даже из мяса наши предки предпочитали все же дичь. Готовили изумительные сыры (в «Домострое» их называли «губчатыми» - столько в них было дырок). Неимоверное количество рецептов хранения, совершенно особая глава приготовления невероятно вкусной и полезной пищи в чугунках и горшочках, полезнейшие салаты из трав – все это потихоньку забывается… (Очень рекомендую вам почитать работы по кулинарии Вильяма Похлебкина и Максима Сырникова).Монастырская трапеза ориентирована церковный календарь: дни постные, дни праздничные, но самое главное – это не просто «еда», это – продолжение богослужения, когда во время трапезы, символизирующей «тайную вечерню» Спасителя и Апостолов, вспоминается какое-либо событие церковной истории или святой, чье житие читается во время трапезы. И такой, на первый взгляд, банальный процесс, как принятие пищи, превращается в нечто другое, возвышенное. Именно поэтому даже огонь для приготовления трапезы берут из храма, а вся пища готовиться с непрестанной молитвой… Может потому она так удивительно вкусна и полезна? ...

А теперь признаюсь вам, что уже много лет собираю старинные рецепты, так или иначе относящиеся к Ветхому и Новому завету и к святым, чтимым православной Церковью. Есть у меня мечта: составить книгу, в которой, применительно к церковному календарю будут представлены рецепты тех блюд, которыми питались (или могли питаться) те Великие, чью память мы чтим в этот день. Разумеется, основной акцент я делаю все же на кухню православную и кухню русскую. Но и Ветхий Завет может принести в нее немало. Теперь, когда открыты для желающих все музеи и библиотеки мира, можно найти в них информацию удивительнейшую. Рецепта «манны небесной», в них разумеется нет (хотя мы помним из Библии, что иудеи очень недовольны были ее постностью и однообразием… Хотя сперва были счастливы тем что хоть сыты…), но, возьмем, к примеру книгу «Готовим с Библией». Пастор Энтони Чиффоло из США и редактор Райнер Хессе из Германии много лет подряд выписывали из Ветхого и Нового Завета все упоминания блюд и напитков и восстанавливали их рецептуру, в результате чего вернули из небытия десятки рецептов салатов, супов, рыбных и мясных блюд… А в другой любопытной книге старинных рецептов мне удалось найти знаменитый «Мятный соус», который в древней Руси подавали к столу только в самых торжественных случаях. Не удержусь, что бы не привести его рецепт: «Мелко нарезать 3 столовых ложки мяты, добавить две столовые ложки жидкого меда, 1 столовую ложку яблочного уксуса, 3-4 ложки воды. Дать настояться в тепле 2-3 часа. Подается как к рыбным, так и к мясным блюдам.». Уверен, что вам будет интересно знать, чем питались во времена Николая Чудотворца или Филарета Московского… А уж сколько изумительных хитростей и «изюминок» таит в себе кулинария!.. Работа идет очень медленно, потому что помимо изучения древнеримских, древне иудейских, древнерусских, древнегреческих и пр. рецептур, приходится изучать пользу этих продуктов для человека, их взаимосочетание между собой, даже плотность и свойства. А ведь там есть еще рецепты засаливания, квашения, вяленья, маринования… Настойки, морсы, медовухи… Сложности и составляет появление определенных овощей или приправ в какой-то стране (сами понимаете, что Иван Грозный не ел жареную картошку, а морковь, например, еще 700 лет назад имела совсем другой вкус и была совсем иного цвета, зато лимоны вовсю засаливали еще во времена Сергия Радонежского). «Смешивание» кухонь мира в результате торговли или завоеваний (например, турецкая кухня – это слегка «модернизированная» кухня богачей и вельмож Древней Византии. Даже брендовое «кофе по-турецки» - это изобретение православной Византии. А иудейская кухня времен «Второго Храма» - в большинстве своем заимствована из кухни римской и греческой). Даже с хлебом и лепешками все не так просто: овес и ячмень считался пищей для животных и бедняков, а в Древнем Риме по пшеницей подразумевался эммер, сама же она была культивирована значительно позже… А вот «щи да каша пища наша» - смело могли сказать древние римляне, к тому же умело готовившие десятки видов свекольного борща…А уж какая путаница с приправами и специями!.. Зато радует огромное изобилие непревзойденных по разнообразию рецептов русской кухни, бережно сохраненных нашими древними монастырями. Работа над этим огромным сборником идет (по вполне понятным причинам) крайне медленно, но все же надеюсь когда-нибудь, окончив его, принять скромное участие в возрождении интереса к замечательным традициям кухни русской и… кухне монастырской…

…Но здесь заставлю себя остановиться, ибо тема эта – огромная, и в формате журнальном я могу попытаться лишь заинтересовать вас, дорогие читатели, настоятельно рекомендуя изучать ее дальше уже самостоятельно. Как вы заметили, я все время стараюсь уходить от рассуждений на духовные темы (в том числе и касательные поста), ибо в этих вопросах были и есть наставники куда умнее и нравственнее вашего покорного слуги, затрагивая лишь темы исторические, способные послужить добрыми примерами. И именно потому закончить этот очерк хочу, вновь напомнив, что пост, это не только еда, но (прежде всего!) время вспомнить о том, что духовное все же главнее телесного. Пост – время заботы о своей душе… и о ближних. Не заботьтесь о еде, и даже (как было завещано!) о дне завтрашнем, но заботьтесь друг о друге. Берегите друг друга! Любите Бога и людей! И это будет самый добрый и мудрый пост пост…