С чего начнём, если ребенку 2-3 года, а речь почти отсутствует или налицо невнятная дикция?
Возможно, вас беспокоят неверно произносимые вашим ребёнком определенные звуки?У вашего малыша также могут быть отдельные слова, но нет предложений...
1. Начнём с того, что во время различных дел по дому необходимо, находясь в определенном бытовом контексте, чётко, утрированно, но не по слогам, а пословно
- отстукивать своей ладонью по столу
- дирижировать в воздухе ( рука внизу)
- постукивать ручкой, карандашом по твердой поверхности, произнося при этом короткие предложения.
Например,
- Сейчас( стучим) мы( стучим) будем ( стучим) кушать (стучим) суп( стучим).
Произносим все весело, как бы между прочим,уголки губ - подняты, глаза слегка сужены.
Достаточно в час отстукивать 2-3 предложения. Голос при этом обязательно очень низкий, спокойный, мягкий, - всё делаем без выраженных вдохов и выдохов.
2. Заводим обычную толстую тетрадочку (96 листов) в клетку(не альбом), пишем сверху посередине тему "Овощи".
На каждую страничку приклеиваем большую и красочную картинку на данную тему - и так на всех 5 листах (можно всё делать вместе с ребенком).
Далее,через 5 листов, пишем -"Фрукты"- аналогично приклеиваем картинки с изображением фруктов
Впоследствии берём темы "Домашние и дикие животные",
" Мебель", " Посуда", " Одежда", " Обувь" ," Домашние птицы" , "Игрушки"
Каждую тему проходим 1-1.5 недели.
Ежедневно отстукиваем под картинками так же, как я описала в пункте 1 , но не пословно, а по слогам.
При этом называем предмет, цвет, форму, величину, где растет,где живёт,вкус и пр.
Слоги произносим плавно,очень спокойным низким голосом с описанной выше мимикой.
Ежедневно занимаемся по тетрадочке хотя бы 3-5 минут.
Алгоритм такой: например, один овощ описываем в течение одного дня за несколько подходов ( можно взять также натуральные овощи и муляжи).
Внимание! Никакие звуки у детей не исправляем, сами родители утрированно,но с весёлой мимикой проговаривают все слова, иногда вместе с ребенком,если он не против.
! Описывать картинки необходимо родителям в присутствии детей, только иногда задавая вопросы (самим же можно и отвечать на них).
! Все делаем непринужденно,весело, ежедневно,как бы в диалоге с ребенком, без обучающих интонаций, можно не за столом.
Детей не заставляем ни дирижировать, ни отстукивать ритм- взрослые дают образец речи, при этом можно делать свои домашние дела. Все время заглядывать в глаза ребёнку при этом не обязательно- все делаем в процессе своей, "взрослой"деятельности,комментируя при этом также деятельность ребёнка.
Важно войти в диалог с детьми, произносить слова,которые в данный момент связаны с деятельностью малыша.
! Ежечасно вспоминаем хоть что- нибудь,из предложенного мною- все работает изумительно быстро при условии сохранного слуха и отсутствия аутистического спектра .
Через 2, максимум 3 месяца у вашего ребенка появится много новых слов, уточнится произнесение многих звуков, значительно улучшится дикция.
Данный положительный результат будет виден всем...это называется выход из моторной алалии,или обогащение словаря,или переход из ОНР 1 в ОНР 2.
Все диагнозы носят условный характер и необходимы больше для специалистов,чтобы дифференцировать речь детей.
Далее в своих заметках коснусь основных ( сложных) звуков - мы применяли акустические бесконтактные методы вызывания и закрепления их у 4-5-6 летних детей, что доступно также и для родителей.
-