Найти тему
Исторические сюжеты

Московская чума 1771 года: жёсткие меры графа Орлова

Если ранее проникновение чумной инфекции в Россию со стороны Европы было остановлено удачными карантинными мерами, то после войны против турецких войск в Бессарабии (1769г), принесли беду именно оттуда. Здесь начиналась эпидемия чумы.

По ходу наступления никто из командования не обратил внимания на это обстоятельство. Поэтому, следуя обратно с победой и товарами, русская армия доблестно «прихватила» с собой опасных пассажиров в виде инфицированных насекомых (блох).

Чумной бунт 1771г в Москве                                                                                           https://homsk.com
Чумной бунт 1771г в Москве https://homsk.com

В городах, по пути следования, начиналось всеобщее заражение. Перед Москвой таковым оказался Брянск, где остановилось большое количество войск. Блохи были обычным делом в быту, поэтому на это не обращали внимания. Но это уже были насекомые, заражённые чумой.

Московские медики проявили фантастическую халатность и неосведомлённость, списав появившиеся признаки на лихорадку. По странному стечению обстоятельств одним из них был немец А. Риндер. А вот русский врач Шафонский смог распознать инфекцию и принять, в порядке своих полномочий, карантинные меры. Тем самым, на какое-то время сдержать эпидемию. Большинство заболевших не выжило.

Весной следующего (1771г) начали заражаться рабочие одного из заводов, видимо имевших контакты с переносчиками чумы. Об этом, по законам капитализма, никому не сообщалось, умерших скрывали, производство не останавливалось. Никто толком не знал масштабы и последствия, надеясь, что пронесёт.

Вскоре заражение приняло такой размер, что скрыть было уже невозможно. Врач Янгельский отправил в Санкт-Петербург реляцию об эпидемии и введении карантина в Москве. Тем временем, от немцев Риндера и Кулемана последовало так же послание для Екатерины II, где указывалось на незначительность происходящего. В результате карантин в Москве введён не был. Просто закрыли суконную фабрику, где началось инфицирование.

Дальше события разворачивались в геометрической прогрессии, так как работники с производства стали разбегаться по городу и окрестным деревням. Соответственно, разносилась инфекция, больные и умершие заполнили весь город. Началась паника, закрытие всех учреждений, а вместе с этим грабежи и мародёрство.

Генерал-губернатор Салтыков, главный полицмейстер и другие чиновники сбежали из города. Дворяне, уезжая в свои имения, невольно способствовали распространению эпидемии. Управление городом, где в день умирала тысяча человек, отсутствовало.
Слухи о чудотворной исцеляющей иконе накалили обстановку до предела. Главный московский архиерей Амвросий, осознавая, что паломничество к ней может ещё больше распространить эпидемию, распорядился её скрыть. Стремительно разлетелся слух по городу, что целебную икону с ценностями хотят похитить. Даже сил полиции было недостаточно, чтобы защитить священника.

-2

Началось разграбление монастыря, в том числе и винных подвалов, делёж добычи. Временно приостановить эти беспорядки смог только отряд генерала Еронкина, открыв огонь из пушек по обезумевшим, перепившимся людям.

Вот так, преступная халатность немецких медиков Риндера и Кулемана на русской службе переросла в чумной бунт.

Меры графа Орлова по ликвидации эпидемии чумы в Москве 1771 года

  • Введение войск, расстрел за разбой, мародёрство
  • Разбитие города на санитарные зоны, карантин, дезинфекция
  • Привлечение каторжников на захоронение умерших
  • Контроль над нищими, бездомными, дети без родителей в дома для сирот
  • Карантинные больницы в каждой санитарной зоне, ответственный врач
  • За скрывание зараженных, умерших – каторга, доносчику – премия
  • Захоронение чумных умерших за городской чертой (Ваганьковское, Рогожское, Пятницкое)

К концу года вспышка эпидемии начала спадать, а в 1772г закончилась. Врачами были отработаны карантинные методы борьбы с эпидемией. В этом проявил себя доктор Самойлович, но в Российскую академии наук, где велико было влияние иностранцев, приглашения не удостоился.

Москва потеряла половину своего населения, составлявшего к тому времени около 250 тысяч человек. Конечно, потерь могло быть меньше при наличии элементарного санитарного просвещения. А самое главное — сокрытие реальных масштабов происходящего.

Благодарю за внимание к статье!

Только познавательное чтение на канале Правдоруб истории

Ещё на эту тему: