Для обывателя все мотоциклы на одно лицо. В лучшем случае он знает что есть Иж, как у дедушки в деревне, а по дорогам ездят Чопперы и Спорты. На первых солидные дядьки, на вторых одноразовые самоубийцы. Самые продвинутые скажут что есть еще Эндуро.
Мотоциклы для внедорожья, с первого взгляда, все на одно лицо. Зубастые разновелике колёса, одноцилиндровые моторы и характерный внешний вид что то вроде этого:
Но, не смотря на внешнюю схожесть, между этими двумя классами мотоциклов есть довольно приличные, особенно с точки зрения спортсменов, различия.
Для примера давайте возьмем 250 кубовые, четырехтактные эндуро и кроссовый мотоциклы от KTM.
Типичный кроссовый или как принято еще писать MX-байк (M - мото X - крест или кросс) KTM 250 SX-F
А это типичный эндуро KTM 250 EXC-F
Кроссовый мотоцикл предназначен для гонок по специально подготовленным трассам, на которых много трамплинов, горок и прочих препятствий которые надо проходить ходом.
Эндуро сделан для того что бы ездить по лесам, полям, горам. В общем по бездорожью.
Чисто внешне отличий не особо много.
Кроссовый мотоцикл предназначен для того что бы большую часть жизни проводить в движении с мотором работающем на высоких оборотах. Поэтому крутящий момент кроссача сдвинут вверх.
Эндуро мотоцикл чаще всего ездит не очень быстро. Поэтому у него требуется высокий крутящий момент уже в самом низу диапазона оборотов.
Поэтому при внешнем сходстве у моторов разные цилиндро-поршневые группы, коленвалы, разные системы впуска-выпуска, разные распредвалы, разные передаточные числа в коробках передач.
Подвески принципиально разные. В кроссовых мотоциклах обычно стоит относительно недорогая, легкая в обслуживании вилка с разборным картриджем.
У эндуро стоит неразборный картридж, внутри которого живет вся гидравлика.
Задняя подвеска на кроссовом мотоцикле тоже отличается. У кроссача, прогрессия подвески обеспечивается за счет рычажного механизма. У Эндуро вся прогрессия спрятана внутри заднего амортизатора. Сделано это для того что бы снизить возможность воздействия препятствий на подвеску.
Эндуро мотоцикл по подвеске намного мягче, а кроссовая подвеска более жесткая. Опять же из-за того что мотоциклы должны ездить в разных условиях. Жарить по кроссовой трассе на эндуро в том же темпе как на кроссаче, не получится.
У Эндуро, также обычно есть фара, задняя оптика, поворотники, зеркала, хвост с местом для установки ГРЗ и даже ПТС. Обычно их правда либо не ставят изначально, либо снимают сразу после покупки. Но они необходимы для участия в эндуро соревнованиях в которых есть перегоны по дорогам общего пользования.
Ну и обычно бензобак у Эндуро побольше (в нашем случае 9 литров у эндуро и 7 литров у кроссового мотоциклов), ибо продолжительность эндуро гонки больше.