Найти тему
Половинка Луны

Разводы во времена Османской Империи

Разводы существовали в османском обществе. Мужчины могли разводиться с жёнами без объяснений и оправданий. В некоторых случаях жёны тоже могли подавать на развод.

Существовало 3 типа разводов:

1. Талак. Позволял мужчине развестись со своей женой в одностороннем порядке и без обращения в суд, просто произнеся формулу развода;

2. Тафрик. Мусульманки в Османской Империи не могли использовать талак, но у них было право на развод по решению суда;

3. Хула. Женщина также могла договориться о разводе, согласившись отказаться от выплаты остатка своего приданого или освободив мужа от других финансовых обязанностей. Богатые женщины, которые хотели развестись, могли заплатить определённую сумму денег, чтобы заручиться согласием своего мужа на развод.

У женщины при разводе были определенные права. Она получала остаток причитающегося ей приданого и материальную поддержку в течение трёх месяцев после развода. Выплата содержания определялась судом по заявлению женщины не только в случаях формального развода, но и в случаях, если муж оставлял жену и не обеспечивал свою семью. Кроме того, все несовершеннолетние дети, рожденные в браке, имели право на полную финансовую поддержку со стороны своего отца. После развода мужьям было запрещено что-либо забирать у своих жен всё, включая свадебные подарки и то, что он дарил до брака.

Жена имела право развестись с мужем и искать другого, если её не устраивал дом, в который её привел муж. Она также могла подать на развод, если:

  • брак оставался не консумированным;
  • если муж был импотентом;
  • если муж был психически нездоровым;
  • если вступал или намеревался вступить в связь с другим мужчиной;
  • если он заставлял её пить вино против её желания;
  • несовместимость, жестокое обращение, включая физическое насилие со стороны мужа;

Общими причинами для развода могли быть:

  • финансовые проблемы, которые приводили к ссорам между супругами;
  • супружеская измена;
  • неспособность одной или обеих сторон соответствовать основным ожиданиям брака, особенно если не выполнялась работа, необходимая семье от мужа или жены;
  • неспособность жены произвести на свет сыновей, которые были очень желанны и необходимы для финансовой безопасности, продолжения рода и поддержки родителей.

Женщин часто обвиняли в том, что они не могли произвести на свет сыновей, и развод по этой причине не был редкостью. Мужчина без сыновей оправдывался обычаем и традицией и мог жениться на другой.

Хотя разводы в Османской Империи и были распространены, было много факторов, действующих против них. Поскольку браки заключались между семьями, а не отдельными лицами, разводы затрагивали не только мужа и жену, но и две большие семьи, их личные, семейные, а иногда и социальные и финансовые связи. Обе семьи вкладывали в брак много денег, не говоря уже о времени и эмоциях. В особенности бедные и нуждающиеся семьи, которые истратились на покупку предметов домашнего обихода и постройку дома, не могли позволить себе потерять свои инвестиции. Не стоит забывать и о публичном позоре. Соседи могли подумать, что развод случился по плохой причине и разведённым было бы очень трудно жить в таком окружении.

После развода оба могли снова заключить брак. Согласно Корану, женщина должна была переждать 3 менструальных цикла перед новым браком, но очень часто это правило 100 дней нередко нарушалось. Муж не мог снова жениться на прежней жене до тех пор, пока она не выйдет за другого и не разведётся с ним. В случае второго брака между одними и теми же сторонами жене снова полагался махр (имущество, которое муж выделял жене и которое оставалась с ней и после развода).

В семье Османов тоже не обходилось без разводов. Самый известный случай, пожалуй, развод Шах-Султан и Лютфи-Паши