Найти тему

Православные мысли (8)

Святой Дух представлен в Священном Писании в образе дыхания Божия, вдунутого в человека из праха земного, ветра, воды живой, огня. Следовательно, речь идет о первоэлементах строения мира. "Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его вся сила их" (Псал. 32: 6), "послеши Духа Твоего, и Созиждутся, и обновиши лице земли" (Пс. 103: 30). Святой Дух оживотворяет, духовно скрепляет и освящает существующий мир. Поэтому необходимо стяжать благодать Святого Духа как для жизни земной, но еще в большей степени для жизни небесной.

Священное Предание выражено в Священном Писании как его форме, в вероучительных формулировках, в учении святых отцов, в богослужебных традициях, духовно-аскетической практике Церкви и
канонических правилах.

Прп. Иоанн Дамаскин учит: «Ипостаси пребывают и обитают одна в другой; ибо они и неотлучны, и неудалимы одна от другой, неслитно вмещаясь одна в другой, но не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что они одна в другой находятся». Так и православные христиане через единение в Таинстве Евхаристии достигают похожего единства.

По словам свт. Григория Паламы, благодать живописует в нас на том, что по образу в то, что по подобию. Следовательно, надо искать не внешних совершенств и достижений, но совершенствовать в себе образ Божий, чтобы он ярко светился пред Богом.

Понятие - отображение в мышлении сущности мира. Необходимо отметить, что понятия - человеческое изобретение, поэтому чтобы приблизиться к Богопознанию, необходимо руководствоваться уже не понятиями, а тем, что становится ясным по действию Божественной благодати.

Когда человек думает, он только анализирует события прошлого и приходящие помыслы, а когда бодрствует и трезвится, то сам волен избирать какие помыслы принимать, а какие отвергать, причем, зная цель, сам определяет наиболее лучший способ ее достижения. Думающий - ведомый, а бодрствующий и трезвящийся - ведущий.

Жить нужно настоящим, потому что прошлого уже нет, а будущее не наступило. Жизнь настоящим помогает сосредоточить всю свою личность, все духовно-душевно-телесные силы на благоугождение единому Богу, достижение спасения, святости, обожения и славы Божией.

Прп. Макарий Великий говорит: "Насколько [каждый христианин] верует, насколько он подвизается и насколько он в телесном и душевном борении предает себя всякому благоугождению заповедям, настолько он стяжает причастие Духу для духовного возрастания и обновления ума (Рим. 12, 2), приобретая себе, по благодати и дару Божиему, спасение и, с помощью веры, любви и борения свободного произволения, усваивая себе преуспеяние и возрастание в меру совершенного духовного возраста". Следовательно, можно определить насколько сильна в нас вера в Бога по нашим делам благочестия и подвижнической жизни.

Важнейший закон логического мышления (закон непротиворечивости) Аристотеля: "Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении" имеет основание и в Евангелии: "Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф. 5:37).

Добродетели Аристотель подразделил на этические (нравственные, добродетели характера), и дианоэтические (интеллектуальные - рассуждение, размышление) (высшее стремление к познанию истины). Если рассмотреть их с православного осмысления, то добро может быть из любви к ближнему, но наибольшую ценность оно имеет если совершается ради Бога. Особенно важно Богопознание, которое доходит в молитве до созерцания Бога в виде нетварного света.

У философа Плотина единое - любящий, любимый и сама любовь. Это напоминает взаимоотношения в Святой Троице: от Отца к Сыну в Духе Святом.

Интересно, что мастер боевых искусств получает черный пояс, а в Православной Церкви черный пояс дается вместе с подрясником. Следовательно, имеющий послушание подобен мастеру боевых искусств. Действительно, он победил свою волю ради Бога.

Если статья понравилась, ставьте Лайк.

Канал нуждается в поддержке:

Получатель: Шлепин Василий Валентинович

Карта "Мир": 2200 7702 2504 7242

Название банка: Почта банк (Россия)

Счет банка: 40817810700480579033

БИК: 044525214