Здравствуйте, дорогие друзья!
И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.
В далеком 1975 году, проходя службу в армии, я получил письмо от друзей, в котором они писали, что купили мне несколько советских пластинок, на двух из них были песни, как это было принято именовать в то время, вокально-инструментальных ансамблей на иностранном языке. Но вот парочка выделялась, - это были песни группы Криденс (так принято на русский манер именовать американский коллектив - Creedence Clearwater Revival, дословно «Кридэнс чистой воды возрождения», сокращенно Creedence или еще проще - CCR).
Помню, у нас была возможность послушать около 10 композиций, в основном это были треки с двух альбомов 1970 года - Cosmo’s Factory и Pendulum. Вообщем, музыка мне понравилась с первого раза, естественно, я принял решение собирать в дальнейшем пластинки этой команды. Надо заметить, что эпоха Creedence пришлась на вторую половину 1960-х гг., довольно-таки бунтарское время и прорывное с точки зрения возникновения рок-групп с мировым именем, ведь это было и время расцвета хиппи, и битломании, и войны во Вьетнаме. В силу своего возраста я, к сожалению, не попал на «битлов», но зато Creedence, Slade и Shocking Blue пришлись как раз ко двору.
История группы очень похожа на их музыкальных собратьев: школьные друзья Джон Фогерти, Дуг Клиффорд и Стю Кук организовали местную группу под названием The Blue Velvets, выпустили пару песен, в 1959 году к ним присоединился старший брат Том Фогерти, игравший до этого в паре местных команд уровня пивной забегаловки, в результате образовавшийся квартет музыкантов под названием Tommy Fogerty & The Blue Velvets оформился к 1961 году и записали несколько рок-н-рольных синглов, выпущенных лейблом Orchestra Records.
После того, как на группу обратил внимание один из основателей лейбла Fantasy Records Макс Вайсс, c музыкантами был заключен контракт и группа поменяла название, став в итоге The Golliwogs. C таким названием квартет выпустил, на мой взгляд, неплохие синглы из смеси рок-н-рола, гаражного рока и психоделики.
После того, как лидером в квартете стал Джон Фогерти, группа в 1967 году сменила название на Creedence Clearwater Revival. Кстати, забегая вперед, уже после распада группы в сентябре 1972 года, лейбл Fantasy Records выпустил в 1975 году сборник песен The Golliwogs под названием «Pre-Creedence».
Сборник вышел в ряде европейских стран, Японии, Австралии, затем переиздавался в 1980-х годах, причем мексиканское переиздание 1985 года содержало другую обложку. Одно из американских изданий комплектовалось вкладкой, которая будет частенько встречаться в изданиях альбомов CCR. А в 2017 году в Штатах вышел сборник The Golliwogs под названием Fight Fire: The Complete Recordings 1964-1967, состоящей из 23 композиций. Я считаю, что сингл «Fight Fire» лучшее, что парни записали до создания Creedence. Сборник раскрывался, комплектовался двумя вкладками…reedence Clearwater Revival (ссылка на фото:
Вот так начиналась история этого интересного американского коллектива. Несомненно, на популярности сказались амбиции лейбла Fantasy Records, и сосредоточение в руках лидерства Джоном Фогерти, который своим вокальным пением вывел CCR из ряда похожих команд, исполняющих рок-н-ролл, кантри, саутерн-рок и т.д. Т.е., 80% Creedence – это Джон Фогерти. Также, судьба коллектива перекликается с The Beatles тем, что их история начинается с конца 1950-х годов и что за короткий промежуток времени в пять лет, с 1968 по 1972, CCR записала, скажем так, вечные хиты, которые и поныне не утратили своей актуальности. «Битлы» ведь тоже просуществовали меньше 10 лет, зато какое наследие оставили после себя. Также и Creedence - всего пять лет, чтобы навсегда остаться в истории музыки и раньше остальных войти в Зал славы рок-н-ролла! И здесь еще один момент – вовремя принятое волевое решение остановиться! Альбом 1972 года Mardi Gras поставил крест на уникальности композиций CCR, поэтому коллектив было решено распустить, хотя как раз после распада под маркой CCR вышли десятки компиляций и различных концертных записей. Все очень похоже на «битлов», согласитесь, но я, конечно же, ни в коем случае сравниваю в музыкальном плане эти команды и уж тем более не превозношу CCR над The Beatles, - просто в музыке так устроено, что сыграв простенько и со вкусом можно навсегда покорить умы сотен тысяч и миллионов людей.
Итак, все семь студийных альбомов группы CCR вышли на лейбле Fantasy Records. Первые оригинальные «пятаки» были синего цвета с надписями серебряного цвета и переливались от голубого к фиолетовому. По качеству звучания, пластинки с такими "пятаками" превосходят все другие издания. Также отличительной особенностью изданий альбомов этой группы является то, что все номерные альбомы вышли на катушках с магнитной лентой (бобины), у многих других групп я подобного не встречал. Также все альбомы выдержали большой тираж и переиздавались на различных лейблах: Liberty, United Artists Records, America Records. Но даже в переизданиях доминирующую роль играл основной лейбл Fantasy Records.
Дебютный альбом под одноименным названием Creedence Clearwater Revival вышел в 1968 году. Первые издания вышли в основном в Штатах и во Франции (на лейбле America Records), остальные переиздания начались с 1969 года, причем в Европе преобладал по 1970 год включительно лейбл Liberty (кроме Франции). В Германии переиздания выходили в том числе на лейбле Bellaphon.
Канадское переиздание 1973 года вышло с вкладкой, которую мы можем видеть выше в комплектации сборника The Golliwogs - «Pre-Creedence: такие однотипные (я назвал их информационными) вкладки будут повторяться в номерных альбомах. Турецкий конверт» переиздания 1969 года (каталожный номер Liberty – LBS 83 259) и итальянский конверт переизданий 1969 года (America Records – AMI 6049) и 1980 года (Fonit Cetra – PL 433) имеют отличные от оригинала изображения (при этом на этих изданиях альбом выходил под названием Suzie Q, кстати как и в Японии на переизданиях 1969 и 1976 гг.).
… В свое время, очень не котировались испанская и итальянская масса, но в данном случае нужно отметить, что здесь испанские пресса звучат очень достойно, даже по сегодняшний день. Дебютный альбом содержит два хита, родившихся в 1950-х гг.: "I Put A Spell On You" и "Suzie Q". Музыканты исполнили эти «каверы» с большим задором, нежели их предшественники. Но это мое мнение, которое может не совпадать с мнением остальных.
В 1969 году коллектив выпустил сразу три альбома: Bayou Country (январь), Green River (август) и Willy and the Poor Boys (ноябрь).
Альбом Bayou Country не раскрывался, ничем не комплектовался, во Франции и Испании вышел первоначально под названием Proud Mary / Bayou Country с другой обложкой, итальянское издание 1969 года просто называлось Proud Mary. С отличительной обложкой вышло и японское издание, но с оригинальным названием. Среди необычных изданий можно отметить иранское (каталожный номер Royal – LRT-27), южновьетнамское (в самый разгар второй индокитайской войны с участием США, правда, вышло неофициально на красном виниле, каталожный номер Art Sea Record – LN 7204), итальянское переиздание 1976 года на местном лейбле с обособленной обложкой (каталожный номер Fonit Cetra – SFC 124) и итальянское издание на 12 дюймов (каталожный номер America Records – AMI 6048) опять же с другой обложкой.
На второй альбоме также как и на дебютнике, есть две замечательные композиции - "Good Golly Miss Molly" и "Proud Mary" . Кто их только не пел, но я считаю, Фогерти опять спел лучше всех.
Альбом Green River был выдержан в той же форме, что и два предыдущие: никакой комплектации, издания не раскрывались, за исключением японских переизданий 1970-х гг. (к примеру, кат. номера Liberty – LP-8816, Fantasy – LFP-80583). Обложки альбомов некоторых европейских изданий, прежде всего, французских и немецких содержали посередине на лицевой стороне название группы красными заглавными латинскими буквами. Некоторые американские издания комплектовались традиционной вкладкой (см. выше), а вот больше всего отличились опять итальянцы: разные издания вышли с разными обложками, иногда абсолютно безумными (каталожные номера America Records – AMI 6047, Fonit Cetra – SFC 174, Fonit Cetra – PL 431).
Издания четвертого альбома Willy and the Poor Boys выходили с разворотом только в Японии (каталожные номера Liberty – LP-8880, Fantasy – LFP-80584), конверты некоторых английских изданий были текстурированными, в одном американском издании встречается интересная вкладка (кат.номер Fantasy – 8397, Rockaway Pressing ), итальянцы на своем отечественном лейбле в 1976 году выпустили релиз с измененной обложкой (кат.номер Fonit Cetra – SFC 125). Не знаю, почему у итальянцев были такие теплые чувства к Creedence, они же, в свою очередь, выпустили все номерные альбомы неофициально в формате «picture disk», но японские издания были самыми адекватными, так как содержали тексты песен, чтобы слушатели могли их знать наизусть, тогда ведь интернета не было и узнать, о чем поют, было возможно фактически таким только образом.
Альбом содержит одну из лучших песен вне хитового альбома Pendulum – «Fortunate Son», считается антивоенной песней.
В 1970 году группа выпустила два своих лучших альбома: Cosmo’s Factory (июль) и Pendulum (декабрь).
В Германии, Франции и Японии издания альбома Cosmo’s Factory разворачивались. Все американские релизы комплектовались однотипной вкладкой, также ею комплектовались некоторые канадские издания. Обложки некоторых английских изданий были ламинированные (к примеру, кат.номер Liberty – LBS 83388). В одном из первых немецких изданий содержался постер на четыре разворота, который повторял картинку с вкладки с американских изданий.
Наиболее интересное издание на этот раз принадлежало не итальянцам, а аргентинцам: альбом вышел с разворотом, а внутри были вшиты страницы журнала Pelo (каталожный номер Liberty – X 6151).
Альбом Pendulum во всех странах вышел с разворотом, он же был единственный альбомом, выходившим с разворотом в Штатах. В японских изданиях доукомплектовывался 6-страничным буклетом и однотипной вкладкой, в одном из мексиканских изданий (каталожный номер Liberty – F 8410) вышел с плакатом на четыре разворота (думаю, что это местный самопал).
Это был последний альбом с участием Тома Фогерти, этот же альбом является самым массовым на хиты: «Sailor’s Lament», «Chameleon», «Have You Ever Seen the Rain?», «Hey Tonight», «It’s Just A Thought», «Molina». Кстати, если внимательно переслушать композицию «Have You Ever Seen the Rain?» и композицию «Who’ll Stop The Rain» с предыдущего альбома, складывается ощущение, что это как бы две части одной композиции, как по названию, так и по стилистике.
Можно с уверенностью сказать, что Pendulum стал завершающей страницей в краткосрочной истории группы, так как вышедший через полтора года альбом Mardi Gras (апрель 1972) был абсолютно пустышным, недаром он получил самые низкие оценки в прессе и в музыкальных журналах. С этим и я вынужден согласиться. В Штатах альбом выходил без вкладки, японские издания традиционно раскрывались, португальское издание (каталожный номер Fantasy – LP-S-56-3) содержало вкладку, повторяющую фотографии с разворота альбома Pendulum.
После распада группы, вызванными трениями между фронтменом Джоном Фогерти и остальными участниками, вышли все концертники и целый пласт сборников. Первый двойной концертный альбом под названием Live In Europe вышел ровно через год после официального распада группы – 16 октября 1973. Издания раскрывались.
Один из японский релизов комплектовался большим плакатом на шесть разворотов (каталожный номер Fantasy – LFP-93115B), немецкое переиздание 1976 года называлось Portrait, отличалось обложкой и другими фотографиями на развороте (каталожный номер Bellaphon – BLS 5544), также итальянское издание 1974 года (каталожный номер Fonit Cetra – DPU 89) вышло с другой обложкой, а итальянское издание 1998 года содержало рисованный постер (каталожный номер Akarma – AK 027).
В 1976 году вышли два релиза – концертный альбом Live In Germany (выходил только в Германии и Швеции на лейбле Fantasy Records) и двойной сборник хитов под названием Chronicle (The 20 Greatest Hits) (все издания раскрывались, выходил повсеместно на лейбле Fantasy Records, кроме Югославии).
В моей коллекции этого сборника нет, зато есть один из самых известных сборников More Creedence Gold, выпущенном в 1973 году. Одно из самых навороченных изданий является японское с кат.номером Fantasy – LFP-80850, в котором обложка с разворотом выполнена в текстурированном формате, комплектация – плакат на шесть разворотов и 12-страничный буклет с фотографиями и иероглифами.
Последними концертными альбомами, вышедшими на виниле, являются The Royal Albert Hall Concert (1980, выходил также под названиями The Concert и In Concert), и вышедший в Германии в 2009 на лейбле The Swingin' Pig и США на лейбле Fantasy Records в 2019 году концерт 1969 в Вудстоке – Live At Woodstock (американские издания раскрывались).
В заключение хотел бы отметить, что самую успешную сольную карьеру после распада группы в 1972 году сделал только Джон Фогерти, выпустив с десяток альбомов, его брат Том, умерший в 1990 году, выпустил 5 полноформатных альбомов, Клиффорд выпустил только один сольник «Cosmo», Кук не записывал каких-либо соляков, зато вместе с Клиффордом в 1995 году организовал так называемый реюнион CCR под названием Creedence Clearwater Revisited, что вызвало судебный скандал между ними и Джоном Фогерти. С учетом того, что они дают гастроли, исполняя только песни Creedence, говорит о том, что был мозгом и мышцами в той группе. Все очевидно...
На этом все на сегодня. Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.