Подготовила для специально для Вас
Струина Юлия Валерьевна,
бывший преподаватель кафедры иностранных языков для географического факультета МГУ им.Ломоносова,
соучредитель Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания.
Как педагог, я сталкиваюсь со вспышками гнева подростков, да и маленьких детей тоже, и один из важных моментов, над которым мы всегда работает с нашим психологом и педколлективом, заключается в том, как эффективно реагировать, когда ребенок расстроен или эмоционально перегружен. Поскольку эмоциональное состояние детей является залогом хорошего и эффективного обучения, я считаю необходимым поделиться несколькими практическими стратегиями, которые мы используем, чтобы помочь детям самим управлять наплывом эмоций и развить у них навыки самостоятельной регуляции своего состояния.
В этой статье я предложу Вам семь основных стратегий управления эмоциями, которые могут использовать педагоги и родители. Я буду использовать слово «гнев». подразумевая все способы выражения сильных эмоций, которые отвлекают детей от любых мероприятий и/или нарушают обучение, но, пожалуйста, знайте, что данные стратегии также применимы для других видов эмоций, таких как печаль, беспокойство, разочарование и страх.
1. Успокойтесь
Первое и самое важное, когда вы видите ребенка в очень сильном эмоциональном состоянии, это избежать желания прочитать ему лекции о правильном поведении или начать его ругать. Я не устаю это повторять. Исследования показывают, что наименее эффективной, но наиболее используемой стратегией реагирования при эмоциональных вспышках у детей в школах является словесный выговор.
Означает ли это, что ребенку нельзя сказать, что он ведет себя неправильно или объяснить ему нормы поведения? Конечно, нет.
Но только не в тот момент, когда ребенок (а скорее всего и Вы) находится в очень расстроенном и раздраженном состоянии. Научные опыты очень четко показывают нам, что, когда дети расстроены, эмоциональная часть мозга (миндалевидное тело) активируется и одновременно логическая, рациональная часть мозга (префронтальная кора) становится менее активной.
Из-за этого никакие устные выговоры или рассуждения на тему не помогут человеку контролировать свой гнев в самый разгар эмоций. На самом деле почти всё, что вы говорите относительно этого инцидента или его последствий именно в момент ссоры, скорее всего, ухудшит ситуацию. Единственная стратегия, которая у вас есть в данный момент - это помочь подростку успокоиться.
Есть огромное количество техник, как помочь ребенку успокоиться. Все они похожи и базируются на таким столпах как дать ребенку время, место, поддержку, безусловно принять ребенка в этот момент, обеспечить ему движение и дыхание. Наличие пластилина никогда не помешает. Я рекомендую педагогам позволить старшеклассникам быстро прогуляться по коридору под присмотром взрослого или попросить их выпить стакан прохладной воды.
2. Научите детей, что делать во время гнева
Создавайте дома или в классе не систему запретов, а скорее систему правил, чтобы подростки не боялись выражать свое мнение и эмоции открыто. Вместо того, чтобы запрещать, например, «нельзя кричать», создайте положительные установки, такие как:
Выпей стакан воды
Обними мягкую игрушку
Используй дыхательные упражнения
Посжимай мяч для стресса
Послушай успокаивающую музыку
Пройдись… или пробегись или… просто подвигайся
Съешь что-то легкое и быстрое
Напиши/нарисуй/поговори о проблеме
3. Постарайтесь отвлечь ребенка, сместить фокус внимания
Когда миндалевидное тело (эмоциональная часть мозга) активизируется стрессовой ситуацией, чрезвычайно полезно отвлечь ребенка от повторяющихся в его голове гневных мыслей, которые способствуют тому, что мозг находится в сильном состоянии тревоги. Это особенно эффективно с младшими детьми, хотя людям всех возрастов отвлечься помогает успокоиться.
Мы с педсоставом используем следующие техники перефокусировки внимания:
- Попросите ребенка собрать листочки, найти своего вожатого или директора, отнести небольшую коробку или принести еще один стул (подъем предметов весом 2-5 килограмм - отличная сенсорная, успокаивающая стратегия).
- Предложите покидать мягкий мячик или поразминать тактильный объект, новый для него. (Пластилин всегда подойдет)
- Предложите крекеры или другую не сахарную закуску, или просто стакан прохладной воды.
- Дайте возможность ребенку выйти из комнаты, места, где произошла вспышка гнева. Легкая прогулка может в корне изменить видение проблемы.
4. Выясните, что обычно приводит к вспышкам гнева
Проследите, в каких ситуациях ребенок начинает реагировать чересчур эмоционально, например, когда он голоден, когда ему жарко, он устал, в какое время суток это чаще происходит, на определенных ли мероприятиях. Возможно, ребенок всегда не в настроении по понедельникам после выходных с родителями или же по пятницам перед выходными с родителями? Переживает ли ребенок из-за оценок в школе? Особо ли тревожен ребенок перед контрольной? Очень часто, если вы сможете предсказать вспышку гнева, вы ее сможете предотвратить.
5. Будьте термостатом, а не термометром
Ваша работа заключается в том, чтобы прекратить эмоциональный перегрев подростка, а не отразить его гнев вашей собственной реакции гнева. Избегайте повышенных голосов, выговоров и угроз, которые только вызовут эскалации конфликта. КОГДА РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ ГРОМЧЕ, ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ТИШЕ.
6. Предложите свои объятия
Обнять ребенка, который находится в состоянии гнева, кричит и ругается, может быть последним, что вам захочется сделать, но это все же может быть самым лучшим, что вы можете сделать, чтобы поддержать и помочь подростку срегулировать свои эмоции и поведение. Вы удовлетворите его сенсорные потребности, а также потребность в безопасности и общности. Скажите ребенку: «Я вижу, что ты расстроен. Хочешь обняться?»
7. Попробуйте использовать лагерные «свечки» дома или в школе
Рассмотрите возможность проводить свечки, чтобы дети сами могли высказаться, а вы смогли помочь их сформировать навык управления гневом. Попробуйте любую из этих тем:
Во время группового обсуждения попросите детей поделиться, какую стратегию они используют, чтобы успокоиться.
Поощряйте детей делиться друг с другом свои раздражающими факторами. Это поможет вам в будущем предотвращать вспышки гнева учащихся и способствует установлению доверия в группе.
Каждый день отслеживайте настроение детей и проигрывайте ситуации, как дети будут справляться с расстраивающими эмоциями.
Объясните детям, что они всегда могут обращаться к вам, когда они чувствуют себя расстроенными или перегружены эмоциями, и как это лучше сделать.
Научите детей, что делать, когда они видят одноклассника, который расстроен, как ему помочь.