Найти тему
Мусульманская Турция

Почему Султан Селим завоевал Мекку и Медину у Мамлюкского Султаната?

Оглавление

Мекка и Медина самые священные города для мусульман. В Мекке находится Масджид аль-Харам (Запретная мечеть), которая является ориентиром (Кыбла) во время намаза мусульман во всем мире. В Мекке родился и прожил основную жизнь Пророк Мухаммад (сас). Медина же является городом где Пророк Мухаммед провел последние пророческие годы своей жизни. Именно Медина стала основным оплотом сопротивления мусульман и дальнейшего распространения Ислама во всей Аравии. В Медине находится мечеть Пророка Мухаммеда (Масджид ан - Набави), могила Пророка и других его сподвижников. Мекку и Медину, находящихся на западе Аравийского полуострова также называют - Хиджаз.

Владение, защита, обслуживание Хиджаза входили в обязанности Халифата и Халифа, которые в разные времена выполняли разные династии. Так, после первых четырех Праведных Халифов (Абу Бакра ас-Сиддык, Умара ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб), правившие с 632 года до 661 г. власть перешла Омейядскому Халифату (661-750 гг), затем Аббасидскому Халифату (750-1258 гг) и Мамлюкскому Султанату (1261 - 1517 гг).

В начале ХVI века Мекка и Медина входили в состав Мамлюкского Султаната, который более 250 лет выполнял функции Халифата и считался духовным Центром Ислама, владея священными городами.

Какие же события могли произойти в 1517 году, что бы столь могучий Халифат как Мамлюкский Султанат, в которую входили земли Аравии, Египта, Палестины, Сирии, Киликии практически за несколько лет прекратил свое существование и передал свои функции Османской Империи? Почему Османская Империя, будучи суннитской страной объявила войну против Халифата? Что бы ответить на эти непростые вопросы, необходимо окунуться в атмосферу тех времен и всесторонне оценить геополитическое положение каждой стороны конфликта, а их было как минимум 5.

Османская Империя в начале ХVI века.

Османская Империя в начале XVI века считалась одной из самых влиятельных государств в Мире. Владея огромными территориями, Империя переживала "золотой век" увеличивая свои земли и влияние в разных частях света. К 1512 году, когда на престол Султана сел Селим I, площадь территории Империи составляла 2 375 000 кв. км (в три раза больше современной Турции). Османы с каждым годом завоевывали новые Империи, Княжества, острова и другие земли преимущественно с Христианским населением. Основная миссия Османских Султанов заключалась в распространении Ислама на новых землях, защита и укрепление позиций мусульман. Еще до передачи функции Халифата османской Империи к 1517 году, Султаны Империи считали себя Халифами (ограниченно и территориально), ведь уже более 200 лет Османы останавливали Крестовые походы против мусульман и в Иерусалим. Тем не менее, Османские Султаны имея столь сильные позиции на Балканах и в Европе, не имели большого влияния в Северной Африки и Азии. С приходом к власти нового Падишаха в Империи координально поменялась внешняя политика .

Зеленым отмечены границы Османской Империи во время Султана Мурада II, желтым отмечены земли Империи завоеванные Султаном Селим I.
Зеленым отмечены границы Османской Империи во время Султана Мурада II, желтым отмечены земли Империи завоеванные Султаном Селим I.

"Направление на Восток" - именно так можно охарактеризовать политику 42 летнего Султана Селим Явуз (Селим I), который за 8 лет правления сумел увеличить территории государства в 2,5 раз до 6 557.000 кв.км. Еще будучи губернатором Трабзона шехзаде Селим видел и опасался возрастания новой силы в Азии - Сефевидского Государства, которая граничила на востоке с Османской Империей.

Шах Исмаил I - Правитель Сефевидского Государства, обосновав свою столицу в г. Тебриз предоставлял большую опасность территориальной целостности Осман. Но главная озабоченность Султана была не в военной силе противника, а в его духовной силе. Религия Сефевидского Государство была Шиизм, что считалось еретической для Суннитской Османской Империи. Шах Исмаил I и его духовные агенты распространяли Шиизм в приграничных зонах Османской Империи, кроме того сефевидские кызылбаши периодически опустошали суннитские бейлики преимущественно населенными курдами, туркоманами и арабами. Для решительного и отважного Султана Селим I стало очевидно, что набирающая силы Сефевиды будут в будущем распространять Шиизм и на Аравийский полуостров, где находятся главные святыни Ислама. Но угроза Сефевидов была не единственной в регионе для Хиджаза.

Угроза Португалии Исламским святыням.

Другая угроза священным городам представляла Португалия.

К 1500 годам Португалия была морской державой Европы, корабли которой бороздили в Индийском океане, Западную и Восточную Африку, Индии, Юго-Восточную Азию, Бразилию. При согласии Папы Римского Португалия оккупировала мусульманские земли Мозамбика, Кении, Кабо-Верде. Позже португальские корабли достигли Эфиопию, открыли острова Мадагаскар и Сокотру.

К 1507 году Португальские корабли свободно плавали в устье Персидского залива и предприняли попытку завоевания Йемена. В те время Йемен входил в состав Мамлюкского Султаната, но из-за неразвитого военно-морского флота, Султанат не мог сопротивляться мощной Португалии. В 1510 году на помощь братской суннитской стране пришла Османская Империя, отправив 30 кораблей оружия,материалов, железа. Корабли были захвачены рыцарями Родоса и тогда Стамбул повторил отправку своего груза, написав большими буквами на каждом корабле "Отправитель: Османы". Из Анатолии, Кайсери, Карамана и других Османских городов добровольцы отправлялись в Джидду и Йемен, организовывая сопротивление португальским войскам, обучая местных жителей новой боевой технике и тактике, приобретенным в Средиземном море.

  Португальские экспедиции и колонии подвергали опасности практически все земли мусульман кроме Османской Империи.
Португальские экспедиции и колонии подвергали опасности практически все земли мусульман кроме Османской Империи.

Португальский Адмирал Альфонс Альбукерке установив дипломатические отношения с Сефевидским государством, еще больше подверг опасности Священные места, ибо противостоять на суше Сефевидам и на море Португальцам у Мамлюков не было возможностей.

Кроме всех завоеваний у Адмирала Альфонс Альбукерке были другие коварные планы: кража могилы Пророка Мухаммеда из Медины; Освобождение Иерусалима от мусульман, закрытие торговых путей в Османскую Империю. Но всем этим планам не удалось сбыться...

Мамлюкский Султанат.

Еще одной державой в начале 16 века считался Мамлюкский Султанат. Заключив мир с двумя соседями Османской Империи и Сефевидским Государством, Мамлюки столкнулись с угрозой от Португалии, которая угрожала ее территориальной целостности и самое важное ее священными городами - Мекка, Медина и Иерусалим.

Карта Осман, Мамлюков и Сефевидов до войн между собой 1514 года.
Карта Осман, Мамлюков и Сефевидов до войн между собой 1514 года.

В 1491 году после нескольких лет войн с Османской Империей из-за спорных территорий, обе Империи очертили свои границы, но в буферных зонах бейлики Рамазаногуллары и Дилкадирогуллары периодически переходили в разные стороны испытывая давление Осман, Мамлюков и Сефевидов.

С приходом к власти Султана Селим I Османская Империя готовилась к войне против Сефевидов для ликвидации влияния шиизма внутри Империи и возвращении некоторых земель. Для этой цели Султан Селим I попросил помощи у всех суннитских бейликов и у Мамлюкского Султаната. Но Мамлюкский Султанат во главе с султаном Аль-Ашраф Кансух аль-Гаури отказался помогать суннитским братьям из Стамбула. Кроме Мамлюков нейтральный статус принял бейлик Дулкадирогуллари, беем которого был родной дедушка по матери Султана Селим I - Алауддевле Бозкурт (Alâüddevle Bozkurt).

Османы перешли к действиям. Битва при Чалдыране 1514 г.

Султан Селиму было 42 года, когда его отец отрекся от престола в пользу него, поэтому опытный Селим I с приходом к власти расценил опасное международное положение приказал всей Империи готовиться к войне. С 1512 по 1514 гг в разных уголках империи готовились к военным экспедициям Султан Селима, которые изменят всю мировую историю, в частности в Исламских странах.

У Султанов Османской Империи была традиция не разглашение целей военных походов. Султаны до последнего скрывали направление и точные даты экспедиций . Самым скрытым в этом отношении был Султан Фатих Мехмет (Мехмет II), родной дедушка Султана Селим I.

Вышеперечисленные политические и военные положения ведущих держав к 1500 году, требовало решительных действий и со стороны Османской Империи, для которой защита мусульман и распространение Ислама было смыслом существования и возрастание Империи. Казалось бы Османы за более 2 веков завоевали многие земли, Империи, Княжества. Под мечами Осман не устояли Генуэзцы, Византийцы, Балканы, Крестовые походы и теперь, когда Османская Империя была гарантом безопасности для мусульман в Румели и Анатолии,у нее появилась новая угроза на Востоке - Сефевиды и Португальцы.

Амбициозный правитель Сефевидского Государство Шах Исмаил, укрепив свои позиции в Иране, Ираке ввел переписку с Венецией и другими Европейскими странами для создания альянса против Стамбула. Кроме того, Шах Исмаил будучи фанатичным последователем шиизма проводил политику насильственной шиизации Азербайджана, Ирана, где тюркское население было суннитской. В Сефевидском Государстве была принята Имамитская доктрина и начались проклятие в адрес Праведных Халифов Абубакра, Умара и Усмана (ра).

1502 году Сефевиды захватили большой тюркский бейлик Ак-Коюнлу. Шах Исмаил не остановился на достигнутом и в 1510 году разгромил узбекские племена при Мевре (Турменистан). Позже шиитские мятежи начались уже в самой Османской Империи 1511-1512 гг. От Анталии до Мраморного моря кызылбаши вырезали суннитские населения и уже достигли Бурсу - первую столицу Османской Империи, но внушительная армия Осман под командованием великого визиря Хадим Али-Паши остановила нашествие кызылбашей, которым позже пришлось бежать в Иран.

Все эти события не оставляли иллюзий относительно добрососедских отношений с Сефевидами. Ситуация для Стамбула усугублялась еще тем, что Шах Исмаил заключил договор с Мамлюками и некоторыми тюркскими бейликами и племенами. Будучи религиозной личностью для своего государства Шах Исмаил потенциально мог угрожать и захватом священных Мекки и Медины. Вызов для Султана Селим был принят и он двинулся со своей армией из Эдирне в направлении столицы Сефевидов г Тебриз, попутно объявив в ереси Шаха Исмаила и призвав его к сражению. Османские улемы объявили Джихад против вероотступников шиитов, что придавало походу легитимный характер. Оставив свой престол единственном сыну Шехзаде Сулейману (будущий Сулейман Кануни), Султан Селим Явуз оправился в рисковую, многолетнюю экспедицию на Восток...

Направление движение Османской Армии в  сторону Сефевидов
Направление движение Османской Армии в сторону Сефевидов

23 август 1514 г. силы противников встретились в долине Чалдыран (современный Ван, Турция). Османская Армия по разным данным составляла 60 -100 тыс воинов, Сефевидов около 40 000. Но в ходе долгого движения и преследования противника в чужой земле, Османская армия выглядела уставшей и изнуренной. Кроме того, в рядах Осман возникали недовольства янычар, не желавшие воевать с кызылбашами по причине близости шиизма и суфийского ордена бекташей. Султану пришлось казнить одних командиров и повышать жалование другим для усмирения Армии.

Ранним утром 23 августа турецкие янычары первыми начали наступление, но тяжелая кавалерия -джангевар отбила нападение янычар, которых позже поддержали сипахи - Османская кавалерия . Кызылбаши, смяв на своем пути сипах и янычар получила новый указ от Шаха Исмаила "полное наступление Армией на все позиции противника". Это была раковая ошибка Шаха, ибо ураганный огонь турецкой артиллерии, расположенной в Центре Армии, расстреляли главные силы Сефевидов- тяжелая кавалерия. Раненный Шах Исмаил бежал с поля боя, исход которой был решен в пользу Осман. Кызылбаши потеряли в сражении около 6000 тыс воинов, Османы 2000 воинов.

Итоги

Победа Осман в Чалдыранском сражении имели огромное историческое значение. Она остановила возрастание влияния шиизма и Сефевидов в Османской Империи и открыла дорогу в Багдад, Дамаск, Мекку, Медину, Каир, Иерусалим .

Итоги победы в Чалдыране 1514 года:
- Ослабление угрозы Сефевиды - Османской империи.
- Шиитская пропаганда, проводимая в Анатолии, закончилась.
- К Османам перешли крепости
Кемах, Диярбакыр и Мардин.
- Важные ученые эпохи переселились в Стамбул.
- Восточная Анатолия, Иранский Азербайджан вошли в состав Османской Империи.
- Бейлик Дулкадирогуллари, пользующейся защитой Шаха распалась и перешла Османам.
- Грузия попала под контроль Османской империи.
- Порядка 25 Курдских племен и некоторые арабские племена присягнули суннитскому правителям Султану Селиму I освободившись от влияния Шаха Исмаила.

Но на этом Султан Селим I, который получил прозвище Явуз (Грозный), не остановился на достигнутом и через несколько месяцев повернул свое войско в Иерусалим. Мамлюкам- которые, в столь трудный момент не вступились за братьев Осман предстояло держать ответ в личном сражении. Продолжение следует во второй части...

Если Вам понравились мои статьи, не забудьте подписаться и ставьте лайки к ним. Это мотивирует меня к выпуску новых статей на канале «Мусульманская Турция». Спасибо.