Мекка и Медина самые священные города для мусульман. В Мекке находится Масджид аль-Харам (Запретная мечеть), которая является ориентиром (Кыбла) во время намаза мусульман во всем мире. В Мекке родился и прожил основную жизнь Пророк Мухаммад (сас). Медина же является городом где Пророк Мухаммед провел последние пророческие годы своей жизни. Именно Медина стала основным оплотом сопротивления мусульман и дальнейшего распространения Ислама во всей Аравии. В Медине находится мечеть Пророка Мухаммеда (Масджид ан - Набави), могила Пророка и других его сподвижников. Мекку и Медину, находящихся на западе Аравийского полуострова также называют - Хиджаз.
Владение, защита, обслуживание Хиджаза входили в обязанности Халифата и Халифа, которые в разные времена выполняли разные династии. Так, после первых четырех Праведных Халифов (Абу Бакра ас-Сиддык, Умара ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб), правившие с 632 года до 661 г. власть перешла Омейядскому Халифату (661-750 гг), затем Аббасидскому Халифату (750-1258 гг) и Мамлюкскому Султанату (1261 - 1517 гг).
В начале ХVI века Мекка и Медина входили в состав Мамлюкского Султаната, который более 250 лет выполнял функции Халифата и считался духовным Центром Ислама, владея священными городами.
Какие же события могли произойти в 1517 году, что бы столь могучий Халифат как Мамлюкский Султанат, в которую входили земли Аравии, Египта, Палестины, Сирии, Киликии практически за несколько лет прекратил свое существование и передал свои функции Османской Империи? Почему Османская Империя, будучи суннитской страной объявила войну против Халифата? Что бы ответить на эти непростые вопросы, необходимо окунуться в атмосферу тех времен и всесторонне оценить геополитическое положение каждой стороны конфликта, а их было как минимум 5.
Османская Империя в начале ХVI века.
Османская Империя в начале XVI века считалась одной из самых влиятельных государств в Мире. Владея огромными территориями, Империя переживала "золотой век" увеличивая свои земли и влияние в разных частях света. К 1512 году, когда на престол Султана сел Селим I, площадь территории Империи составляла 2 375 000 кв. км (в три раза больше современной Турции). Османы с каждым годом завоевывали новые Империи, Княжества, острова и другие земли преимущественно с Христианским населением. Основная миссия Османских Султанов заключалась в распространении Ислама на новых землях, защита и укрепление позиций мусульман. Еще до передачи функции Халифата османской Империи к 1517 году, Султаны Империи считали себя Халифами (ограниченно и территориально), ведь уже более 200 лет Османы останавливали Крестовые походы против мусульман и в Иерусалим. Тем не менее, Османские Султаны имея столь сильные позиции на Балканах и в Европе, не имели большого влияния в Северной Африки и Азии. С приходом к власти нового Падишаха в Империи координально поменялась внешняя политика .
"Направление на Восток" - именно так можно охарактеризовать политику 42 летнего Султана Селим Явуз (Селим I), который за 8 лет правления сумел увеличить территории государства в 2,5 раз до 6 557.000 кв.км. Еще будучи губернатором Трабзона шехзаде Селим видел и опасался возрастания новой силы в Азии - Сефевидского Государства, которая граничила на востоке с Османской Империей.
Шах Исмаил I - Правитель Сефевидского Государства, обосновав свою столицу в г. Тебриз предоставлял большую опасность территориальной целостности Осман. Но главная озабоченность Султана была не в военной силе противника, а в его духовной силе. Религия Сефевидского Государство была Шиизм, что считалось еретической для Суннитской Османской Империи. Шах Исмаил I и его духовные агенты распространяли Шиизм в приграничных зонах Османской Империи, кроме того сефевидские кызылбаши периодически опустошали суннитские бейлики преимущественно населенными курдами, туркоманами и арабами. Для решительного и отважного Султана Селим I стало очевидно, что набирающая силы Сефевиды будут в будущем распространять Шиизм и на Аравийский полуостров, где находятся главные святыни Ислама. Но угроза Сефевидов была не единственной в регионе для Хиджаза.
Угроза Португалии Исламским святыням.
Другая угроза священным городам представляла Португалия.
К 1500 годам Португалия была морской державой Европы, корабли которой бороздили в Индийском океане, Западную и Восточную Африку, Индии, Юго-Восточную Азию, Бразилию. При согласии Папы Римского Португалия оккупировала мусульманские земли Мозамбика, Кении, Кабо-Верде. Позже португальские корабли достигли Эфиопию, открыли острова Мадагаскар и Сокотру.
К 1507 году Португальские корабли свободно плавали в устье Персидского залива и предприняли попытку завоевания Йемена. В те время Йемен входил в состав Мамлюкского Султаната, но из-за неразвитого военно-морского флота, Султанат не мог сопротивляться мощной Португалии. В 1510 году на помощь братской суннитской стране пришла Османская Империя, отправив 30 кораблей оружия,материалов, железа. Корабли были захвачены рыцарями Родоса и тогда Стамбул повторил отправку своего груза, написав большими буквами на каждом корабле "Отправитель: Османы". Из Анатолии, Кайсери, Карамана и других Османских городов добровольцы отправлялись в Джидду и Йемен, организовывая сопротивление португальским войскам, обучая местных жителей новой боевой технике и тактике, приобретенным в Средиземном море.
Португальский Адмирал Альфонс Альбукерке установив дипломатические отношения с Сефевидским государством, еще больше подверг опасности Священные места, ибо противостоять на суше Сефевидам и на море Португальцам у Мамлюков не было возможностей.
Кроме всех завоеваний у Адмирала Альфонс Альбукерке были другие коварные планы: кража могилы Пророка Мухаммеда из Медины; Освобождение Иерусалима от мусульман, закрытие торговых путей в Османскую Империю. Но всем этим планам не удалось сбыться...
Мамлюкский Султанат.
Еще одной державой в начале 16 века считался Мамлюкский Султанат. Заключив мир с двумя соседями Османской Империи и Сефевидским Государством, Мамлюки столкнулись с угрозой от Португалии, которая угрожала ее территориальной целостности и самое важное ее священными городами - Мекка, Медина и Иерусалим.
В 1491 году после нескольких лет войн с Османской Империей из-за спорных территорий, обе Империи очертили свои границы, но в буферных зонах бейлики Рамазаногуллары и Дилкадирогуллары периодически переходили в разные стороны испытывая давление Осман, Мамлюков и Сефевидов.
С приходом к власти Султана Селим I Османская Империя готовилась к войне против Сефевидов для ликвидации влияния шиизма внутри Империи и возвращении некоторых земель. Для этой цели Султан Селим I попросил помощи у всех суннитских бейликов и у Мамлюкского Султаната. Но Мамлюкский Султанат во главе с султаном Аль-Ашраф Кансух аль-Гаури отказался помогать суннитским братьям из Стамбула. Кроме Мамлюков нейтральный статус принял бейлик Дулкадирогуллари, беем которого был родной дедушка по матери Султана Селим I - Алауддевле Бозкурт (Alâüddevle Bozkurt).
Османы перешли к действиям. Битва при Чалдыране 1514 г.
Султан Селиму было 42 года, когда его отец отрекся от престола в пользу него, поэтому опытный Селим I с приходом к власти расценил опасное международное положение приказал всей Империи готовиться к войне. С 1512 по 1514 гг в разных уголках империи готовились к военным экспедициям Султан Селима, которые изменят всю мировую историю, в частности в Исламских странах.
У Султанов Османской Империи была традиция не разглашение целей военных походов. Султаны до последнего скрывали направление и точные даты экспедиций . Самым скрытым в этом отношении был Султан Фатих Мехмет (Мехмет II), родной дедушка Султана Селим I.
Вышеперечисленные политические и военные положения ведущих держав к 1500 году, требовало решительных действий и со стороны Османской Империи, для которой защита мусульман и распространение Ислама было смыслом существования и возрастание Империи. Казалось бы Османы за более 2 веков завоевали многие земли, Империи, Княжества. Под мечами Осман не устояли Генуэзцы, Византийцы, Балканы, Крестовые походы и теперь, когда Османская Империя была гарантом безопасности для мусульман в Румели и Анатолии,у нее появилась новая угроза на Востоке - Сефевиды и Португальцы.
Амбициозный правитель Сефевидского Государство Шах Исмаил, укрепив свои позиции в Иране, Ираке ввел переписку с Венецией и другими Европейскими странами для создания альянса против Стамбула. Кроме того, Шах Исмаил будучи фанатичным последователем шиизма проводил политику насильственной шиизации Азербайджана, Ирана, где тюркское население было суннитской. В Сефевидском Государстве была принята Имамитская доктрина и начались проклятие в адрес Праведных Халифов Абубакра, Умара и Усмана (ра).
1502 году Сефевиды захватили большой тюркский бейлик Ак-Коюнлу. Шах Исмаил не остановился на достигнутом и в 1510 году разгромил узбекские племена при Мевре (Турменистан). Позже шиитские мятежи начались уже в самой Османской Империи 1511-1512 гг. От Анталии до Мраморного моря кызылбаши вырезали суннитские населения и уже достигли Бурсу - первую столицу Османской Империи, но внушительная армия Осман под командованием великого визиря Хадим Али-Паши остановила нашествие кызылбашей, которым позже пришлось бежать в Иран.
Все эти события не оставляли иллюзий относительно добрососедских отношений с Сефевидами. Ситуация для Стамбула усугублялась еще тем, что Шах Исмаил заключил договор с Мамлюками и некоторыми тюркскими бейликами и племенами. Будучи религиозной личностью для своего государства Шах Исмаил потенциально мог угрожать и захватом священных Мекки и Медины. Вызов для Султана Селим был принят и он двинулся со своей армией из Эдирне в направлении столицы Сефевидов г Тебриз, попутно объявив в ереси Шаха Исмаила и призвав его к сражению. Османские улемы объявили Джихад против вероотступников шиитов, что придавало походу легитимный характер. Оставив свой престол единственном сыну Шехзаде Сулейману (будущий Сулейман Кануни), Султан Селим Явуз оправился в рисковую, многолетнюю экспедицию на Восток...
23 август 1514 г. силы противников встретились в долине Чалдыран (современный Ван, Турция). Османская Армия по разным данным составляла 60 -100 тыс воинов, Сефевидов около 40 000. Но в ходе долгого движения и преследования противника в чужой земле, Османская армия выглядела уставшей и изнуренной. Кроме того, в рядах Осман возникали недовольства янычар, не желавшие воевать с кызылбашами по причине близости шиизма и суфийского ордена бекташей. Султану пришлось казнить одних командиров и повышать жалование другим для усмирения Армии.
Ранним утром 23 августа турецкие янычары первыми начали наступление, но тяжелая кавалерия -джангевар отбила нападение янычар, которых позже поддержали сипахи - Османская кавалерия . Кызылбаши, смяв на своем пути сипах и янычар получила новый указ от Шаха Исмаила "полное наступление Армией на все позиции противника". Это была раковая ошибка Шаха, ибо ураганный огонь турецкой артиллерии, расположенной в Центре Армии, расстреляли главные силы Сефевидов- тяжелая кавалерия. Раненный Шах Исмаил бежал с поля боя, исход которой был решен в пользу Осман. Кызылбаши потеряли в сражении около 6000 тыс воинов, Османы 2000 воинов.
Итоги
Победа Осман в Чалдыранском сражении имели огромное историческое значение. Она остановила возрастание влияния шиизма и Сефевидов в Османской Империи и открыла дорогу в Багдад, Дамаск, Мекку, Медину, Каир, Иерусалим .
Итоги победы в Чалдыране 1514 года:
- Ослабление угрозы Сефевиды - Османской империи.
- Шиитская пропаганда, проводимая в Анатолии, закончилась.
- К Османам перешли крепости Кемах, Диярбакыр и Мардин.
- Важные ученые эпохи переселились в Стамбул.
- Восточная Анатолия, Иранский Азербайджан вошли в состав Османской Империи.
- Бейлик Дулкадирогуллари, пользующейся защитой Шаха распалась и перешла Османам.
- Грузия попала под контроль Османской империи.
- Порядка 25 Курдских племен и некоторые арабские племена присягнули суннитскому правителям Султану Селиму I освободившись от влияния Шаха Исмаила.
Но на этом Султан Селим I, который получил прозвище Явуз (Грозный), не остановился на достигнутом и через несколько месяцев повернул свое войско в Иерусалим. Мамлюкам- которые, в столь трудный момент не вступились за братьев Осман предстояло держать ответ в личном сражении. Продолжение следует во второй части...
Если Вам понравились мои статьи, не забудьте подписаться и ставьте лайки к ним. Это мотивирует меня к выпуску новых статей на канале «Мусульманская Турция». Спасибо.