Российская режиссура кино в современный период (с 1990-2020) негласно разделена на кино социальное (можно сказать, что и авторское) и жанровое (популярные комедии, военные фильмы и т.д.). Российская киноиндустрия и западное кино в современный период сложно сравнивать, ведь индустрия кино на Западе в разы шире, более финансируема, более полна. Этот факт нисколько не умаляет заслуг нашего кино, но все же его нужно принять. Российское кино в советский и современный период переживало разные этапы своего развития, когда творили блистательные режиссеры, когда была существовала цензура, когда поднимались различные проблемы. Но большинству современных людей довольно трудно смотреть кино тридцати- или сорокалетней давности. Поэтому сегодня мы рассмотрим режиссеров современной России, рассмотрим поднимаемые ими темы и т.д.
Основа современного авторского и серьезного российского кино- это в большинстве своем попытка понять человека, его нравственные установки, это исследование морали, исследование человеческих проблем.
Итак, топ режиссеров современной России:
Алексей Балабанов
Алексей Балабанов, наверное, один из самых известных современных кинорежиссеров. Это человек, снявший культовые фильмы «Брат» и «Брат 2», очень нашумевший и критикующий СССР «Груз 200», пророческий «Я тоже хочу», забавный и карикатурный «Жмурки», нежный и болезненный «Мне не больно» и т.д. Его кино «о людях», о чем он сам ни раз говорил. Тихий и аскетичный человек, любимым занятием которого было кино. Алексей Балабанов снимал о социальных проблемах нашей страны в разное время. Карикатура и аллюзия на 90-е годы в Жмурках, когда неотёсанные бандиты к концу лихих времен стали богатыми и влиятельными. Жизнь и нравы конкретных «маленьких» и «больших» людей в 90-е годы в фильме «Брат» и «Брат 2». Гадость и мерзость, происходящая в Советское время и т.д. Его кино просто о людях.
Юрий Быков
Один из довольно молодых и проникновенных режиссеров. Основной темой, лейтмотивом творчества Юрия являются социальные проблемы, проблемы людей и общества, поиск ответа на вопрос: «Существует ли справедливость?» и т.д. Его фильмы «Дурак», «Майор», «Сторож», «Завод» сняты в холодных, темных тонах, что подчеркивает какую-то гнусность окружающего нас мира, что подчеркивает сложность условий, в которых находятся главные герои, которые в той или иной степени желают простой человеческой правды и справедливости. Фильмы Юрия Быкова- это рефлексия личности и общества.
Александр Сокуров
Александр Сокуров является, вероятно, достоянием российского кинематографа. Это человек, учившийся, творивший и живший в одно время с другими величайшими художниками. Александр Сокуров- это философ от мира кино, это тончайший мыслитель и созидатель новых смыслов. Его фильмы «Русский ковчег» и «Фауст» просто обязательны к просмотру, хоть и могут показаться трудными или неинтересными. Это сложное кино, которое требует усилий для осмысления происходящего. Фильмы Сокурова -это тонкое искусство, с которым обязательно нужно познакомиться.
Сергей Соловьев
Культовый режиссер, снявший фильмы легендарные картины своего времени. Это «Асса» и «Нежный возраст». Оба фильма о тотальной свободе, нежности и трудностях людей. Данные фильмы в той или иной степени являются слепками российского общества в конце прошлого века. Рок-н-ролл в «Ассе»- это появляющаяся свобода, военные действия в «Нежном возрасте»- чеченская война. Сергей Соловьев с тотальной точностью показывает простую человеческую нежность, протест, боль, любовь.
Борис Хлебников
Большой и тонкий, достойный, но не особенно популярный современный российский режиссер. Так же, как и многих режиссеров, у Бориса Хлебникова в фильмографии два культовых и глубоких фильма. «Коктебель» и «Аритмия». Последний фильм-это практически исследование, анализ сложных отношений простых и маленьких людей. Людей, которые работают на обычных работах, имеют простые радости, обычные для нас привычки и т.д. А «Коктебель» - это также фильм о людском, но уже о человеческой мечте, приоритете и цели. Маленький мальчик и отец, стремящиеся попасть в Коктебель, чтобы там ухватиться за свою мечту, к которой они шли так долго. В фильме ставится вопрос о приоритете, маленький мальчик, желающий попасть на гору, на которой дует ветер, летают альбатросы, и его отец, желающий спокойной и обычной жизни с любимой женщиной.
Петр Буслов
Петр Буслов- не самый популярный режиссер, с не самой обширной фильмографией. Но совершенно очевидно, что он внес определенный вклад в историю российского кино, сняв культовый фильм «Бумер» и отличный сатирико-политический сериал «Домашний арест». Фильм «Бумер» культовый по той причине, что это фактически первое роад-муви в совокупности с реалистичным взглядом на бытие в 90- годы прошлого века. И «Домашний арест» чудесное по режиссуре и предельно полное по содержанию комедийное изображение нашей действительности, нашей политики и власти.
Кантемир Балагов
Кантемир- это молодой и перспективный режиссер, снявший всего две картины, но они уже добились больших успехов и признания в мире. «Теснота» и «Дылда» - два фильма о тотальных проблемах России, но показанные как бы камерно, на примере очень конкретного количества людей. Это трудности одной семьи в Нальчике в 90-е годы прошлого века, это история людей в послевоенное время в Ленинграде. Его фильмы нежны и философски, но при всем этом очень интересны к просмотру и заставляют анализировать то, что ты видишь, а потом и себя.
Андрей Звягинцев
Человек, зарекомендовавший себя практически лицом современного российского кинематографа. Что не фильм, так большой общественный резонанс. «Возвращение», «Левиафан», «Нелюбовь» - одни из лучших фильмов в фильмографии Андрея Звягинцева. Следуя общей традиции современного русского кино, Звягинцев на примере конкретных людей анализирует общество, его проблемы и феномены. Например, фильм «Нелюбовь» - попытка понять, почему люди, которые ранее были самыми любимыми друг для друга, сейчас испытывают неимоверную ненависть. При это забывая о важном- об общем ребенке. Эта картина отражает современную тенденцию к разводам, к кризисам в семьях.
Кирилл Серебренников
По мнению одних, Кирилл- одиозный человек, по мнению других, это столп всех новых веяний искусства и свободомыслия в творчестве. Кирилл Серебренников режиссер театра и кино. Но в кино у Кирилла отдельные успехи. Фильмы «Лето», «Ученик», «Изображая жертву» и т.д. Все они, безусловно о жизни в России. «Ученик» и «Изображая жертву» - это фильмы, так или иначе исследующие современные российские реалии, человеческие ценности и мораль. «Лето» - волшебный документальный фильм про известные музыкальные группы «Зоопарк» и «Кино».
Таким образом, можно заключить, что Россия действительно изобилует невероятно талантливыми и особенными кинорежиссерами. Ведь каждый из приведенного списка приложил массу моральных и физических усилий, чтобы создать качественное, глубокое, философское кино. Кино, в котором анализируется каждый человек, его проблемы, а также вопросы, стоящие перед всем обществом.