«Мы живём в дружной казахстанской семье. У меня друзья и соседи разных национальностей. Есть русские, есть корейцы, немцы, чеченцы. Самый закадычный друг у меня – русский. Мы с ним дружны со школьной скамьи.»
Это рассказывает гражданин Казахстана, относящийся к государствообразующей национальности, сиречь казах. Зовут Нурлан. В свою очередь задаю ему ещё вопрос:
«А ты что-нибудь слышал про русских шовинистов, которые хотят, чтобы либо весь Казахстан, либо какая-то его часть, вошли в состав России?»
Парень, лет тридцати, росший уже не при СССР, смотрит на меня с недоумением. Как на прилетевшего с Марса, либо с какой-то другой планеты. Затем, выдержав паузу, произносит:
«Нет, братан, я про таких не слышал. Скольких русских видел, ни разу не замечал за ними такого. Нет, этого быть не может!»
Последняя фраза была произнесена с полной уверенностью в голосе. Затем разговор плавно переходит на другую тему. Не хочется огорчать своего нового знакомого. Не стал ему рассказывать про разжигающие межнац статьи, так называемых, «патриотов». И про их подставные видео с «русскими сепаратистами» на Ютуб. Пусть и дальше верит в прекрасное. Таких, как он, в Казахстане много. Во время беседы с ним, думаю про себя – слава богу,что в Казахстане, в большинстве своём, живут именно такие люди. Причём, независимо от национальной принадлежности, по своим взглядам – интернационалисты. Доказательством тому служит следующий разговор, через неделю, уже с представителем неказахской национальности.
«Мы с Сериком познакомились, когда я приехал в Астану. С той поры, почитай, неразлучные друзья,» - рассказывает мне Николай, сварщик на одной из многочисленных строек в столице Казахстана.
«Ни разу не ругались?» - задаю вопрос.
«Ну, не без этого, конечно. Бывает, что и собачимся (улыбается). Но на следующий день всё забывается. Как-будто и не ругались. Тем более и Сека, и я знаем – мы друг за друга любого порвём!»
Воистину радуешься за таких людей. Дружат, и не придают значения национальной принадлежности друг друга. И если даже, по словам Николая, они и «собачатся», то есть стопроцентная уверенность, что происходят эти незначительные ссоры не на национальной почве. Такая же уверенность возникает по поводу того, что ради своей дружбы они «порвут любого».
Хитом рассказа считаю беседу, происходившую за полгода раньше, в городе Кокшетау. Русскоязычный парень, по имени Владислав, с фамилией, то ли украинской, то ли белорусской, то ли польской. Славянин, одним словом. Вот что он рассказывает:
«У меня жена казашка. Мы с ней женаты уже шесть лет. И никто из родственников, ни с моей, ни с её стороны, никто нам не говорил, и не говорит, что-либо против нашего брака. Наоборот и там, и там относятся так, как-будто ничего необычного не происходит. Ходим в гости до моих родных. Ходим до её родных. На праздниках за дастарханом меня сажают на одно из почётных мест.»
«А вы казахский язык знаете?»
Владислав улыбается.
«Если честно, то не знаю. Её родственники немного пожурят меня, но не зацикливаются на этом. Но у нас есть дети – две девочки. Я с ними говорю на русском, супруга на казахском. Они будут знать два языка. И это будет нормально. Мы же в Казахстане живём!»
Вот так вот и живут граждане Казахстана. Спокойной, размеренной жизнью. Дружат, женятся. Не знают, что такое национальные проблемы. И это несмотря на то, что провокаторы изо всех сил пытаются разделить общество на два лагеря. И дай бог, чтобы так продолжалось и дальше. Чтобы усилия искателей «русских шовиков» и «сепаров» среди казахстанцев, пропали даром. Ведь если люди и дальше будут воспитаны вот в таком же духе интернационализма, в Казахстане будет мир и процветание.
Так пусть же и будет в республике мир и процветание, и благополучие поселится в каждом казахстанском доме!
Карл-Густав-Иоганн
фон Нордланд