Привет, с вами самоизолированный Алексей! Немногие современные фильмы оказывают такое влияние, что их хочется запойно обсуждать, чуть ли не с пеной у рта доказывая свою теорию или выдвигая свою версию событий. Этот фильм оказался именно такой.
Недавно посмотрели драматический триллер с элементами фантастики и антиутопии «Платформа» 2019 года. Фильм оказался примечателен уже тем, что его сняли в Испании. Скажу честно, если речь идет про испанское кино, то мне в голову не приходит ничего, кроме Хавьера Бардема, Антонио Бандераса и Пенелопы Крус.
«Платформа» уже долгое время лежала у меня в планах посмотреть, так как, судя по анонсу, картина обещала сюжет в стиле таких фантастико-социальных фильмов, как «Куб» или «Эксперимент». А тут сами понимаете, самоизоляция, время собирать камни и смотреть кино. Выбор пал на «Платформу». И посмотрев этот фильм, вы уже будете смотреть по-другому на привычные вещи.
Сюжет фильма довольно прост. Неизвестной организацией проводится социальный эксперимент, на который люди идут добровольно ради того, чтобы получить в итоге некие сертификаты. Испытуемые попадают по двое в просторные камеры, которые расположены друг под другом ярусами. Таких ярусов больше 200.
Через все камеры по центру проходит прямоугольное отверстие размером с обеденный стол. Каждый день в одно и тоже время с верхнего уровня опускается платформа, на которой накрыт шикарный стол со множеством блюд. На каждом ярусе платформа останавливается на несколько минут, за которые люди успевают съесть что-то со стола.
Потом платформа уезжает вниз, доставляя то, что осталось от предыдущего уровня нижним. И так до самого дна. Понятно, что уже после 20-30 уровней до участников доходят жалкие объедки пищи, а что происходит на уровнях ниже 100 или 200, даже говорить страшно…
В этой многоярусной тюрьме есть свои правила.
Нельзя брать что-то из еды впрок, иначе вся камера охлаждается или же нагревается до невыносимой температуры.
Перед началом эксперимента участники могут выбрать 1 вещь, которую берут с собой. Кто-то выбирает самозатачивающийся нож, кто-то томик «Дон Кихота», а кто-то собаку. В итоге эти вещи могут позже сыграть важную роль для выживания на разных уровнях. Особенно нож…
В каждой камере есть кран с водой. Поэтому от жажды умереть тут не грозит.
Между верхними и нижними заключенными постоянно возникают конфликты ведь, от тех, кто выше, зависит, что попадет на стол тем, кто ниже. И тут в ход идут самые непристойные и невероятные действия, попирающее все остатки человеческого в людях…
И среди сотен участников есть не просто смирившиеся, но те, кто пытается изменить такой ход событий. Кто-то пытается справедливо распределять еду для нижних уровней путем убеждений, но вскоре выясняется, что тут гораздо эффективнее будет силовой метод.
Прибавляет накал остроты и тот факт, что раз в месяц заключенных в произвольном порядке меняют местами. Те, кто сидел на уровне 1, могут попасть на уровень 50 или же 150, а те, что выживал на уровне 80, могут насладиться положением на уровне 6.
Несмотря на небольшой хронометраж – полтора часа – картина смотрится так, будто ты сам проживаешь несколько жутких месяцев в этом эксперименте. В реалиях самоизоляции это производит сильное впечатление.
Фильм поднимает вечные вопросы, которые в настоящее время стали очень актуальными. И главные выводы неутешительны – чтобы подняться наверх, нужно опуститься на самый низ. И второй итог – чтобы выжить, нужно перестать быть человеком, по крайней мере, по отношению к окружающим.
Пищевая цепочка капиталистического мира во всей красе. Лозунг «ешь других, чтобы выжить» тут приобретает свой изначальный смысл.