Найти тему
Елена и ребята

Секретное интервью с семиклассником. Каким должен быть учитель глазами детей.

У моих учеников в 7 классе, естественно, много других предметников. И почти никто из них им не нравится. Когда дети начинают жаловаться на педагогов, я обычно отвечаю в стиле: «Сами-то какие?» Ещё объясняю, что мне в любом случае неприятно, если они в моём присутствии отзываются о каком-то учителе с издёвкой, позволяют себе высмеивать его. Но из разговоров ребят на перемене, из обрывков и намёков в общем чате всё равно догадываюсь, что о ком они думают и почему.

-2

Вот одна учительница. Предмет знает отлично (не сомневаюсь), проводит у нас в школе семинары для молодых специалистов. Лояльная — даёт детям возможность исправить двойки. Казалось бы, всем хороша. Но нравы современных мальчишек и девчонок, а также их родителей он никак принять не может. И желает от психологических перегрузок защититься. Ограничиваться только уроком. Проводила для учителей семинар «Как общаться с родителями» — в развёрнутом виде тему надо было назвать «Как общаться с нынешними родителями и сохранить психическое здоровье». Может, с родителями это и правильно. Но дети считывают такое желание защититься от них как страх и агрессию.

Один мой ученик как-то стал рассуждать вслух о том, что трудно всё-таки бывает общаться с учителями. Поскольку тон высказывания был не похож на «наезд», я прониклась и спросила:

— Вить, ну, скажи, а каким в идеале должен быть учитель? Не с точки зрения халявы, а по справедливости?

Не сразу, но он ответил. Если перечислить по пунктам, то получатся такие тезисы:

-3

1. Хороший учитель хорошо объясняет материал. Это главное! Плохо это или нет, но ученики хотят, чтобы им объясняли, а не самим штудировать параграфы.

2. Учить так, чтобы больше делали в классе, меньше задавали на дом. Желательно, чтобы «домашка» была в виде упражнений на разных электронных ресурсах.

3. Жить ещё чем-то, кроме школы и уроков, чтобы быть интересным человеком. Иногда говорить с учениками о жизни.

4. Уметь признавать свои ошибки, желательно с юмором.

5. Быть твёрдым, то есть, приняв какое-то решение, стоять на этом (тут у меня случались осечки — например, не хочу спорить с учеником и разрешаю ему пересесть, хотя это нарушение правила).

Витя сказал и ещё кое-что.

— Я считаю, что пожилым учителям…ну, после какого-то возраста… уже нельзя работать. Потому что им тяжело с подростками. И они уже невнимательны, то не услышат, то не увидят. И ещё каждому, кто хочет стать учителям, надо обязательно проходить психологическое тестирование — подходит для них эта работа или нет.

Насчёт психологического тестирования я с Витей полностью согласна. Говорят, что к 2020 году мы получим новую форму аттестации, в которую, помимо прочего, будет входить видеозапись урока. И по этой видеозаписи предполагается судить о психологических и коммуникативных качествах педагога. По мне, это не лучший способ оценки, но, как говорил один знакомый, хотя бы так.

А что касается возраста… Мне в 32 года, конечно, говорить легко. Но в одной из школ, где я работала, была одна учительница в возрасте около 60, назовём её Валентина Ивановна. Мне она сразу понравилась: и по личностным качествам, и по профессиональным. Вместе мы проработали месяца три, и вдруг все узнали, что Валентина Ивановна уходит. Директор отговаривала её:

— Куда же вы? Вам можно ещё работать и работать!

— Чувствую, что стала уставать. Дети становятся неприятны.

И она ушла. Уехала вместе с мужем в деревню.

В общем, идеальный учитель должен иметь твёрдый характер, качественно относиться к своей работе на уроках, интересоваться миром, не считать себя богом. И, главное, уметь вовремя уйти.