Художники активно работали в зонах боевых действий, начиная с середины ХIХ века. Это было связано с быстрым развитием газетного дела, за которым не поспевало развитием фотографии. Фотограф не был мобилен, в отличие от художника. А газетные статьи требовали иллюстраций. Так что рисунки и наброски заменяли фото. Но даже когда фотография вытеснила рисунок с газетных полос, художники-баталисты работали на поле боя. Некоторые из них там остались навсегда.
Василий Васильевич Верещагин
Выдающийся русский художник-баталист. Картины, отражавшие его личные впечатления от туркестанских походов русской армии и русской-турецкой войны 1877-18178 годов, сделали Верещагина знаменитым. Был ранен, награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
Во время осады японскими войсками Порт-Артура находился в осажденном городе. 31 марта (13 апреля) 1904 года присоединился к адмиралу Степану Макарову на борту флагмана Тихоокеанского флота линкора "Петропавловск". Во время боя на внешнем рейде Пот-Артура с японскими эсминцами «Петропавловск» подорвался на мине. Сдетонировал боезапас, корабль, расколовшись на двое, ушел на дно. Погиб почти весь экипаж, а с ним Василий Верещагин и адмирал Макаров.
Джеймс О’Нил
Во время Гражданской войны в Америке уроженец Ирландии Джеймс Р. О'Нил, который в то или иное время зарабатывал себе на жизнь как актер, комик или пейзажист, работал в иллюстрированной газете Фрэнка Лесли в качестве художника-корреспондента в Западном театре военных действий-особенно в Оклахоме, Южной Миссури, Арканзасе и Канзасе.
В начале октября 1863 года О'Нил оказался рядом с фортом Бакстер (небольшой пост армии Союза в Канзасе). В этот момент он находился в отряд северян, сопровождавшим генерал-майора Джеймса Г. Бланта. 6 октября отряд партизан-конфедератов под командованием Уильяма "Кровавого Билла" Андерсона атаковал форт, но его защитники отбили нападение. Уходя в глубь прерий, отряд Андерсона обнаружил отряд Бланта и практически уничтожили его, без промедления казнив и сняв скальпы с тех, кого захватили, включая О'Нила. Он единственный известный художник, который был убит во время гражданской войны между Севером и Югом.
Фрэнк Визителли
Фрэнк Визетелли, ветеран изобразительной журналистики гражданской войны в Америке и австро-прусской войны, отправился в Северо-Восточную Африку в 1883 году для лондонской еженедельной газеты Graphic, чтобы освещать войну в Судане против махдистов в этой стране, которые пытались свергнуть англо-египетское правление.
В ноябре англо-египетские войска численностью более 10 000 человек под командованием полковника Уильяма Хикса попали в засаду и потерпели полное поражение. Ходили слухи, что Визетелли каким-то образом выжил. Военная разведка подтвердила рассказы о захваченном британском художнике, жившем в лагере махдистов. Но: пленник оказался немецким ученым. До сих пор судьба Визетелли остается неизвестной.
Эрик Рэвиллиес
К началу второй мировой войны британец Эрик Рэвиллиес был признанным художником. Его включили в состав Консультативного комитета военных художников и присвоили звание почетного капитан королевской морской пехоты
В мае 1940 года он находился на борту британского эсминца Highlander, наблюдал бои за Нарвик и последующую эвакуацию союзников из Норвегии. В августе 1942 года Рэвиллиес вылетел на базу Королевских ВВС в исландском Рейкьявике. Самолет пропал. Три месяца поисков ничего не дали.
МакКлелланд Барклай
Известный художник, создавший призывные плакаты для военно-морских сил США, разработавший камуфляжные узоры и создавший медаль ВМС и Корпуса морской пехоты. Был в резерве. Когда японцы напали на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года, он был немедленно призван на действительную службу.
Барклай наблюдал военные действия в Атлантике и Тихом океане на различных кораблях, все время делая наброски солдат, матросов и морских пехотинцев и делая фотографии. С конца 1942 года до июня 1943 года он отправлял многие свои фотографии по почте своему другу в Соединенные Штаты. В июле того же года Барклай, к тому времени лейтенант-коммандер, служил на борту американского десантного корабля LST-342 в операциях у Соломоновых островов. Японская подводная лодка Ro-106 торпедировала корабль. Он раскололся надвое, и кормовая часть затонула, унося с собой большую часть команды, включая Барклая, чье тело так и не было найдено.
Люсьен Лабод
Родившийся в Париже в 1880 году, Люсьен Лабодт приехал в США в юности и был в значительной степени самоучкой как художник. В начале весны 1943 года он был включен в художественную программу военного министерства и получил задание освещать военные операции США в Китае. Программу отменили, и Лабод попал в журнал Life.
Журнал отправил его в конце 1943 года в Индию, а затем в Китай. 12 декабря 1943 года самолет разбился в сумерках при попытке приземлиться в Ассаме недалеко от границы с Бирмой. Лабод и еще 12 человек погибли.
Альберт Ричардс
Британский художник Альберт Ричардс получил назначение в Консультативный комитет военных художников, ему было присвоено почетное звание капитана. В 1944 году, после прохождения десантной подготовки, он высадился в Нормандии с 9-м парашютным батальоном 6-й воздушно-десантной дивизии в День " Д " и участвовал в битве при батарее Мервиль. Чтобы запечатлеть вторжение, Барклай захватил с собой альбом для рисования и карандаши , а позже использовал свои наброски для создания серии прекрасных акварелей, в том числе одной, изображающей взятие моста Пегас в ранние часы дня "Д".
5 марта 1945 года, находясь еще в Бельгии, Ричардс отправился рисовать ночную атаку союзников. Его джип подорвался на мине. Художник погиб.
Томас Хеннелл
Служил под эгидой Консультативного комитета военных художников, который первоначально поручил ему записывать сцены с внутреннего фронта. После исчезновения Рэвиллиеса в Исландии Хеннелл был отправлен туда в 1943 году, но в середине 1944 года он вернулся в Великобританию, чтобы зафиксировать морскую активность в Портсмуте и вокруг него в рамках подготовки к вторжению в День "Д". После высадки в Нормандии он работал с канадским войсками и королевскими ВМС. С окончанием войны в Европе он был направлен в Бирму, а затем отправился в Индию, на Цейлон (Шри-Ланка) и Сингапур, где стал свидетелем капитуляции японских войск. Затем Хеннелл отправился в Индонезию. В ноябре 1945 года он был захвачен на острове Ява партизанами-националистами, которые предположительно убили его.
Грегор Данкен
К тому времени, когда Грегор Дункан был призван в ВВС, он уже сделал успешную карьеру в Нью-Йорке в качестве карикатуриста и иллюстратора. Ближе к концу 1943 года Данкен и вместе с шестью другими газетчиками отправился в Средиземноморский театрвоенных действий, где рисовал комиксы, карты и воссоздавал батальные сцены. В марте 1944 года его отправили в Неаполь, где он познакомился с легендарным карикатуристом Биллом Молдином. Молдин быстро взял Дункана под свое крыло, возил его по Неаполю на специально выделенном джипе.
Неделю спустя Данкен в сопровождении сержанта отправился на плацдарм Анцио, чтобы сделать несколько набросков. По дороге туда, недалеко от города Кори, перед их джипом немецкий 88-мм снаряд. Сержант был выброшен из машины и получил лишь незначительные травмы; Данкен, сидевший за рулем, был смертельно ранен осколком.