Найти в Дзене

Как достичь совершенства. И стоит ли к нему стремиться

Perfetto. Фото автора
Perfetto. Фото автора

Если я сейчас спрошу, какое литературное произведение идеально с вашей точки зрения, то получу тысячи совершенно разных ответов. Почему? Потому что идеал - дело вкуса. Истинное совершенство не определяется судейством жюри или чётко выверенными параметрами.

Идеал - это то, на что откликается человеческое сердце и заставляет его трепетать от восторга. То, что остаётся в памяти, к чему хочется возвращаться вновь и вновь. То, что вызывает у читателя любовь. А каждое сердце - уникально, ключик к каждому свой. Поэтому, строго говоря, идеала, единого для всех, не существует в природе.

Так к чему же стремится писатель? Что за эфемерная красота манит его, волнует, заставляет трудиться без устали, забывая про еду и сон?

По ощущениям, это некий сплав из того, что восхитило у других авторов и собственного томления души. Вот все эти накопленные впечатления извне, слившиеся с внутренними чаяниями сердца, тончайшим образом переданные в словах, и создают ощущение писательского совершенства. Или нет? Может, у всех это по-разному?

Внутренняя неудовлетворенность написанным ранее, подталкивает писателя к развитию, проработке стиля. К умению наблюдать, вникать, тонко чувствовать. Подбирать нужные слова, выбрасывать лишнее, быть абсолютно искренним при передаче ощущений и образов. Вести мучительный поиск ориентиров, ведущих к идеалу, к которому рвётся сердце. И вот тут таится опасность.

Если пойти внешним путём и избрать за совершенство чьё-то творчество, то писатель сам себя загоняет в тупик. Возводит потолок, выше которого не прыгнуть. Повторяя чужие следы, он не оставит своих. Слепое копирование неизменно приведет к разочарованию и не даст прорасти зерну таланта, что ждёт своего часа.

Но если выбрать второй путь, то творческий рост неизбежен. А строится он так: накапливая опыт, замечая всё лучшее у мастеров слова, вбирать лишь то, на что откликается сердце. И, пропустив усвоенное через себя, выпустить на волю своё, вымоленное, выстраданное, напитанное ливнями собственной души, не позволив уму иссушить слова и лишить их жизни.

Ничего лишнего. Слово-импульс, слово-заряд, слово-чувство. Только насыщенное жизненными соками слово прорастет в читательском сердце и заставит его забиться быстрее - на одной с вами волне.

Только трепещущее, пульсирующее слово проникнет в душу, заставит читателей встрепенуться, наполнит глаза слезами, а сердце - теплом. И такое произведение назовут совершенством.

Вот к этому совершенству стоит идти. Ради такого идеала можно забывать про время, еду и сон.

Писатель смотрит внутрь, следуя за зовом вдохновения. Выплескивает то, чем полнится душа... встречает более тонкий узор, сжигает рукописи и снова погружается во внутренние потоки, идет всё глубже, поднимаясь всё выше. Идет всё дальше, совершая тысячи ошибок, и этот путь - и есть само совершенство.

Ведь это путь живого человеческого сердца.

А вы как думаете? Что такое совершенство и стоит ли писателю к нему стремиться?