МОНАСТЫРИ. ИСТОРИЯ.
…Итак – монашество и монастыри… Тема интересная невероятно. Идеализированный мир посреди мира реалистичного. Цивилизация посреди цивилизаций. К сожалению, в наше время люди знают множество информации бесполезной, зачастую глупой, иногда вредной и суеверной («какой иконе для какой надобности свечку ставить», какой псевдостарец какую глупость сморозил, пересказывают вымышленные истории о каких-то двусмысленных «чудесах») и совершенно не понимают значение простых и основополагающих понятий: «кто такой христианин», для чего необходим пост, что такое «причастие», для чего нужен монастырь и зачем монахи уходили на подвиг пустынножительства… Второстепенное затмевает первичное, суеверное – духовное… Монастыри, построенные по образу «града небесного» манили людей возможностью жить иначе чем жестокий и сребролюбивый мир (отсюда и само слово «инок» - «живущий иначе, не так как все» …) Это место где люди «ветхозаветные» стремились стать «людьми новозаветными», людьми духа, христианами, людьми будущего. Место, где принимали павших, от которых отвернулся весь мир и помогали им воскреснуть для жизни новой. Здесь служили друг другу своими талантами и поддерживали друг друга. Здесь укрепляли свой дух в подвигах, учились как не давать телесному возобладать над духовным. Здесь люди готовились к жизни вечной в трудах и любви. Монашество – это образ жизни, мысли и душевных устремлений. Это не «набор правил жизни», это сама Жизнь, ибо, как известно, Сам Христос есть и Истина и Жизнь, и Путь. Да, настоящий монах – большая редкость. Но ведь и в природе химических веществ в «чистом виде» практически не существует. Редкое исключение – алмазы «чистой воды» …Но какие жуткие, невообразимые условия необходимы для их появления! Вот так же и среди людей: «элементов разной степени чистоты» - много, а настоящих «алмазов» - единицы. С людьми ведь сложнее чем с простой природой, здесь без вмешательства Творца не обойтись. Потому-то настоящих монахов и можно смело называть «ручной работой Бога».По разным причинам приходят в монастырь разбойник и мечтатель, но цель у них одна. Самому человеку не под силу преобразиться, став «Человеком Духа» - для этого одних человеческих сил мало. Почему человек уходит в монастырь? Он уходит к своим. К тем, с кем хочет быть: к Богу и единомышленникам. Сами же монахи говорят: «В монастырь не уходят, а приходят». Монашество не просто образ жизни. Недаром монахов в древности называли точным словом – «инок», иной. Есть у них точная и даже жестокая поговорка: «Если монах не стяжал святости, он – виновен!». Не каждому это по плечу: стать монахом, молиться за весь мир… Сложно обучить и воспитать олимпийца. Невероятно сложно обучить и воспитать настоящего ученого или поэта… Получить же настоящего монаха можно только с Божьей помощью, ибо кому еще под силу создать «человека Вечности» ?..
Основателем христианского монашества принято считать св. Антония Великого (около 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари). В возрасте около двадцати лет он принял решение начать жизнь иную, продал имение, роздал вырученные деньги нищим и поселился отшельником недалеко от бывшего дома (происходило это все в Среднем Египте). Святой Антоний проводил дни в молитве, чтении, изучении наизусть Св. Писания и, разумеется, в работе. В через 15 лет, чувствуя в себе силы для новых подвигов, он удалился в куда более уединенное место близ горы Писпир, на правом берегу Нила. Но (как впоследствии произошло и с Александром Свирским), молва о его святости и духовных подвигах на протяжении последующих 20 лет побуждала других отшельников приходить туда и селиться поблизости от него. В 305 г. св. Антоний, по просьбам этих людей, нарушил свое уединение, согласившись наставлять их в аскетической жизни. Подобные общины людей, мечтающих стать христианами и научиться ставить духовное выше телесного стали увеличиваться и разрастаться. Св. Пахомий Великий (отставной коптский солдат) внес немалую лепту в создание таких общин. Он видел, что пустынножительство для «новоначальных» - непосильно и не полезно. Требовалось не просто желание, а – опыт, знания, рассудительное руководство… В 318 г. в Тавенне (Южный Египет) он создал первую киновию (монашеское общежитие), где монахи стали жить вместе в монастыре, обнесенном стеной, в домах,вмещавших по 30—40 человек. Каждому монаху поручалась определенная работа, и монастырь таким образом, обеспечивал себя всем необходимым. Он же основал первый женский монастырь, для своей сестры Марии. Там были те же самые правила, что и в мужеских; у них была та же и одежда, (единственное различие: они не носили милоти. Волосы монахини стригли и покрывали голову клобуком, спускавшимся на плечи. Вскоре появилось еще несколько женских монастырей (и так жаль, что у нас мало литературы о монахинях. Женщинах, осознающих что и они, а не только мужчины, «творение – иное», наследующее Вечность, созидающее, хранящее, совершенствующееся до Идеала. Более того: даже в Ветхом Завете, женщина по имени Девора, что означает «пчела», была одним из Судей Израиля (о ней повествуется в 4 и 5 главах Книги Судей) и к ней прислушивались даже старейшины). Согласно преданию, Ангел Господень, передавая общежительный устав Пахомию, сказал: «Устав... я дал для тех, у кого ум ещё незрел, чтобы они, вспоминая общее правило жизни по страху пред Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа». Интересно будет напомнить, как выглядела одежда первых монахов, в монастырях основанных св. Пахомием. Это были длинные одеяния из грубой и дешевой ткани (напоминавшие мешок) без рукавов (в знак отречения от мирских благ и того, что руки этих людей «не причиняют обиду». На голове носили вязанные шапочки, называемые «камилавка» (с греческого – «непомерный жар»), подобные тем, какими укрывают головы детей, в знак того, что они ведут жизнь младенчески непорочную (такие круглые камилавки можно увидеть на иконах Кирилла Белозерского и, вязанную из ивы – на иконах Спиридона Тримифунского. С 16 века она стала называться«скуфья» и свою нынешнюю форму приняла во времена патриарха Никона). Пояс и кожаная безрукавка (дань памяти Иоанну Крестителю) завершали наряд. На куколях был нанесен красный крест. На Руси древний клубок монаха имел вид шлема или «буденовки» (перед тем как надеть, его целовали в «крыльца») и надевался на камилавку. (Во время службы их снимали). Сейчас уже немногие помнят, что и на Руси в древности монахам выстригали на голове «гумнецо», символизирующее «терновый венец».
В середине 4 века св. Василий Великий совершил путешествие по Египту, изучая варианты жизни различных «монастырей – общин» и сформировал «общежительный устав» по образцу которого монастыри стали жить и в Греции, Палестине, Сирии, Малой Азии, в Армении, Европе, и – впоследствии – в России.
Итак, монашеская жизнь знала уже два вида: отшельничество и общежительность. Основателем третьего вида – «скитского», стал преподобный Макарий Великий. Скитской устав сочетает в себе отшельнические и общежительные правила: пять будних дней проходят в скиту по уставу пустынножителей, а в субботу и воскресный день по уставу общежительных монастырей.
На Западе общежительный уклад монашеской жизни, утвердился благодаря усилиям св. Бенедикта Нурсийского (ок. 480 — ок. 543). Ознакомившись с опытом монахов-отшельников и уставами общежительных монастырей, он постарался приспособить быт монашеской жизни к условиям климата Европы... Но именно Запад, отпав от Православия, переродившись в «католичество», уничтожил «крестовыми походами» огромнейшее количество древних монастырей (из одной только Византии крестоносцы вывозили награбленное почти сто лет) …
На Руси монашество началось практически одновременно с принятием христианства. Основателями монашества здесь считаются преподобные Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре, («печеры» - это, разумеется, пещеры), которые выкопали в песчаных берегах Днепра Антоний Печерский (983—1073) и Феодосий Печерский (1036—1091).
Хотя летописи доносят до нас упоминания и о более ранних обителях. Так, первое сообщение о существовании монастырей на Руси содержится в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, писавшего, что при князе Владимире «манастыреве на горах сташа, черноризьци явишася». Сохранилось предание, что греческие монахи основали близ Вышгорода Спасский монастырь. Георгиевский и Ирининский монастыри в Киеве основал сын Владимира - Ярослав Мудрый. В «домонгольский» период в Киеве существовало до 17 монастырей, примерно такое же количество находилось и в Новгороде; всего на Руси было основано около 70 монастырей. Большинство монастырей были «ктиторскими», т.е. строились и содержались за счет князей (забавно, но именно феодальная раздробленность княжеств способствовала росту монастырей – между князьями шло даже некое «соревнование»: чей монастырь славнее и богаче). Одновременно эти монастыри были и усыпальницами князей: монахи молились за своих благодетелей как при их жизни, так и после их смерти. Нравы властителей и в те времена особой добродетелью не отличались и многие из них, под старость уходили в монахи, передавая все свое имущество и землю обители, что бы братия и после их смерти просила за них Создателя. (К слову сказать, эта традиция: хоронить в монастырях, сберегла для нас множество могил людей, бывших поистине достоянием России: князя Пожарского, Суворова, Ломоносова, Глинки, Чайковского… В Святогорском монастыре покоится Пушкин, в Спасо-Прилуцком - Константин Батюшков. На погосте Александро-Невской Лавры – Достоевский…). Однако, как тонко подмечает летописец, эти монастыри были все же «поставлены от богатства, а не слезами, молитвами и постом»). Наверное именно поэтому основателями монашества на Руси и считаются Антоний и Феодосий Печерские, созидавшие обитель своими трудами и подвигами. С конца 16 века монастыри становятся не столько «ктиторскими», сколько организуются инициативой монахов – основателей (Сергий Радонежский, Александр Свирский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и т.д.). В большинстве своем они были немногочислены – до 10 человек братии, и лишь несколько монастырей насчитывали до 50 насельников. (Интересный факт: даже татарские ханы, оказывая монастырям покровительство, требовали от монахов молитв за весь свой род – так велика была вера в то, что молитвы этих подвижников доходят до Творца). Монастырь символически трактовался как небо, явленное на земле, «отблеск града небесного», монахи назывались ангельским чином и в таком качестве должны были служить примером для всех православных.
Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями. Как правило испытание («искус») занимал около трех лет, в течении которых претендента на монашеский постриг проводили практически через все выполняемые в монастыре работы. При этом учили грамоте и отдавали под руководство опытного наставника. И если находили его желание искренним и крепким, совершали постриг, давая ему новое имя... и новую жизнь (при постриге в «великую схиму монах давал еще более строгие обеты и опять получал новое имя. Но великая схима – большая редкость и большая честь). Само иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называется «малая схима» и «великая схима». Все одеяние монаха, (от клобука до четок), имеет определенную символику. Одеяние средневекового монаха заметно отличалось от современного. Клобуки были преимущественно войлочными и напоминали рыцарский шлем или «буденовку». А вот (согласно древним житиям) рясы иногда встречались даже из дорогого «немецкого красовидного сукна». Появилось даже постановление, запрещающее шить рясы из дорогого сукна, шелка и сафьяна, ибо именно ряса монаха по своему смыслу напоминает о бедности и не стяжании. Благотворительность, согласно большинству уставов, является обязательной задачей монахов. Монастыри кормили крестьян в неурожайные годы, давали «безвозвратную ссуду» и даже выкупали крестьян у помещиков и попавших в плен солдат. (Кстати: на Руси даже Иван Грозный настаивал, что именно это наиглавнейшая задача монаха: «Не вопросит Господь на судище, како много молистеся, како много постистеся, како чиновно в храме воспевали, аще и вся сия добра; а спросит, колико бедным милости явисте…».)
Монах не просто стремиться стать «новым, лучшим человеком», он беспрестанно молится за весь мир, за живых и за мертвых. С древнейших времен монастыри были «центрами просвещения», хранителями огромных библиотек. (Не надо даже и напоминать о том, что процент грамотности в монастырях был многократно выше чем даже среди знати, не говоря уже о простом населении). А помимо добывания пропитания на собственные нужды, монахи, как правило, кормят многочисленных нищих, паломников и даже содержат при обителях детские дома для сирот, богадельни и госпитали. Монастыри часто строились по описанному в «Откровении» Иоанна Златоуста «града небесного», и люди, приходящие в монастырь посмотреть на жизнь подвижников, получить от них совет или попросить их помолится за них, всегда помнили, что это – «кусочек неба на земле». Отражение города будущего в жизни сегодняшней. Когда-то Бог сказал Моисею: «... сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, есть земля святая…». То же можно сказать о монастырях… Суть жизни монашеской – уникальна. Она являет собой удивительную, парадоксальную, почти «инопланетную» культуру «высшей цивилизации». Мечтатели издревна силились найти какие-то мифические «страны счастья» - Беловодье, Гиперборею, Шамбалу, где «царят духовность и справедливость», не замечая под самым носом культуру, превосходящую самые смелые мечты утопистов-идеалистов. Здесь люди живут, мечтают, трудятся в любви друг к другу, самосовершенствуются, да еще и просят Творца за весь мир… Где вы хотя бы слышали о чем-то подобном?
Наверное, лучше всех сказал о монахах Феофан Затворник: «Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священно-служение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения». Так же мне понравилась фраза Якова Кротова из его статьи «Что есть монах»: «Монашество существует, пока есть хотя бы один монах. Этим оно похоже на поэзию, которая существует лишь до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».
Не лишним будет напомнить, что рыцарские ордена изначально создавались по некоему подобию именно монашеской общины.
Благодаря трудолюбию братии, большинство монастырей процветало (и государство частенько было не против под благовидным предлогом пополнить растранжиренную казну за счет казны и земель монастырских).
Здесь будет уместно вспомнить о знаменитом споре между двумя замечательными подвижниками русского монашества - преподобные Иосифом Волоцким (1439—1515) и Нилом Сорским (ок. 1433—1508), чаще более известными в литературе как «иосифляне» и «нестяжатели». «Иосифляне» не были сторонниками личного обогащения монахов, но настаивали на том, что монастырь просто обязан иметь достаток, что бы употреблять его на дело просвещения и помощь нуждающимся. «Нестяжатели» настаивали на том что финансовое благополучие отвлекает от трудов духовных. У каждой из сторон были свои, весьма весомые аргументы. Но не стоит забывать о том, что даже при наличии у монастыря казны, она все равно считалась «стабилизационным фондом царя», а не просто «накоплениями общины». (К слову сказать: до 17 века богачи хранили свои драгоценности в подвалах монастырей, как в банке, в «именных сундуках»).
Достижения монашества бесспорны, велики и разнообразны. Но, как вы, дорогие мои читатели, наверное, уже заметили, о духовных аспектах исцеления и воспитания душ человеческих я стараюсь не упоминать вовсе. Можно было бы долго и красиво говорить об «умной молитве» и «водительстве мудрых старцев», но в данном контексте это было бы не только лишним, но и, пожалуй, вредным. Во-первых в этой области есть специалисты куда талантливее меня, в во-вторых, общих рецептов попросту нет. Каждый человек удивителен и уникален, словно неповторимая драгоценность… У каждого свой характер, своя история, свои беды и свои достижения... И о каждом можно говорить только индивидуально… Монастырь – это не «высшее учебное заведение», здесь работают с каждым индивидуально… Разные характеры, разные силы и разные знания требуют и разных подходов… Идеал и цель у них – одна, но путь может быт весьма разным… Бросив прежнюю жизнь, к вершинам духа устремлялись и купцы, и дворяне, и разбойники, и офицеры, и крестьяне. Уходили, что бы стать , уходили к Идеалу, повторяя (в том или ином виде, но неизменную в смысле) молитву Ефрема Сирина, гениально переложенную в стихи А.С.Пушкиным:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух терпения, смирения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Увы, но сегодня большинство людей так мало знают о христианстве, что приходится напоминать о вещах даже самых, казалось бы, очевидных. Монах – не священнослужитель, а мирянин, давший обеты послушания, не стяжательства и целомудрия (хотя так же может быть рукоположен в священники). Цель этих обетов - отрешением от мира и удовольствий, дать возможность духовно и телесно посвятить себя на служение Богу всецело, без остатка. (Тут можно привести еще одно старинное образное сравнение: общежительный монастырь это некий «стан Израиля», уходящий из рабства фараона в «землю обетованную»). Иногда можно слышать от атеистов мнение, что монашество – результат бегства христиан от притеснений языческих императоров. Но основной рассвет монашества приходится как раз на те века, когда гонения на христиан прекратились. Да, это бегство, но не от конкретных властителей, а от мира вообще. От мира с его измененными, «временными ценностями», войнами, лицемерием, жестокостью, предательством… И не только от «врагов», но и от «друзей». От мира, утопающего в праздности, тратящего время на мелочи, забывая о главном, от мира, где животные часто становятся для людей примером верности, мужества, терпения… Согласитесь: сложно привязаться к миру во времена Смутного времени, Петровских реформ, Ленинской революции или Горбачевско-Ельцинской «перестройки» …Как-то к мудрому монаху пришел молодой послушник и спросил: «Отче, как мне отречься от всего мира?» Старик ответил гениально: «Будь истинным христианином и этот мир сам отречется от тебя». Не зря Ап. Павел сравнивал стремление стать христианином с упражнениями атлетов. Монах в этом смысле подобен спортсмену, готовящемуся к главным соревнованиям своей жизни в «олимпийской деревне» (сравнение грубое, но так проще объяснить для чего нужна дисциплина, пост, каждодневные тренировки). А прибавьте сюда огромное количество знаний, которые необходимо получить и ежедневную, изнуряющую борьбу с самым хитрым, знающим все слабые места и мощным противником – самим собой…
Одно из интересных совпадений в истории монашества, подмеченных уже давно: Египет когда-то принял Младенца, которого Св. Семейство увозило от опасности… И Египет же, (словно в награду), стал колыбелью для зарождающегося монашества. Египет был страной просвещённой – вспомните хотя бы знаменитую Александрию, давшую миру столько гениальных философов и ученых. А христианство, как известно – религия умных людей. Именно в Александрии Ветхий Завет был переведен с еврейского на греческий. Именно в Александрии сделано огромное количество переводов не только Писания, но и текстов преданий, текстов житийных, агиографических… (Интересующимся этими темами подробнее, очень рекомендую работы историка Алексея Муравьева о коптах, арамейском языке, монашеских общинах и пр. Хорошо написано, право слово – хорошо…) Небезынтересно будет узнать и о том, что слово «скит» тоже коптского происхождения и переводится как «вес сердец», а слово «монах» в привычном нам смысле, встречается в документах коптов аж в324 г. Большое количество гностических (библиотека из Наг-Хаммади) и манихейских текстов (такие как «Кефалайф» или «Главы», отражающие манихейское вероучение), сохранилось именно на коптском языке. Монахи вообще издревна славились своей ученостью. Вспомним хотя бы трех святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Все трое из знатных и богатых родов. Все обучались у лучших философов и ораторов своего времени. Постигали геометрию, поэзию, астрономию, труды греческих философов. Умнейшие и образованнейшие люди своего времени (при этом ведущие подвижнический образ жизни – аскетический идеятельный). Стоит напомнить, что крупнейшие университеты Европы — Болонья, Сорбонна, Оксфорд, были основаны монахами. Да и само изобретения высшего образования принадлежит православному архиепископу Льву Математику, еще в 9 веке заложившему основы Константинопольского университета. Василий Великий открыл настоящий центр «социальной помощи» - «Василиду», включающие в себя столовую, ночлежку, школу для детей и больницу.
Не стоит забывать и о монахе Августинского монастыря Георге Менделе, положившим своими экспериментами начало целой науке – генетике (изначально она называлась «менделизм» по имени своего основателя). Отлично разбирались в музыке (именно монахом Гвидо Аретинским была изобретена нотная грамота). Для миссионерской деятельности монахи учили по несколько языков. Занимались строительством, виноделием, садоводством, книгопечатанием да и огромным множеством всевозможных ремесел, везде оставляя свой заметный след. В середине XIII века хранитель библиотеки монастыря доминиканцев монах Джордано да Риальто изобрел очки.Итальянского монаха Луки Пачоли можно смело назвать основоположником бухгалтерского учета (с двойным подсчетом операций – актива и пассива).Монах Герберт де Орилла создал для города Магдебурга первые в мире башенные механические часы.И даже вот какой забавный факт: архиепископ Николай Японский (прославленный Церковью в лике равноапостольных) благословил при духовной семинарии Киото школу дзюдо, а один из молодых семинаристов достиг в ней таких успехов, что даже получил 2 дан, став первым русским и третьим европейцем достигшим такого уровня. Из-за грянувшей в России революции он не стал ни священником, ни монахом, зато основал первую в России школу дзюдо и стал одним из основоположников школы самбо. Спортсмены уже догадались, что речь идет о легендарном Василии Ощепкове. Ну а о таких «профессиональных» талантах монахов как иконопись, кулинария и градостроение и говорить не приходится. Увы, в обывательском представлении образ монаха все реже и реже ассоциируется с просветительской и философской деятельностью. Мы словно теряем что-то невероятно важное…
Я не стану сейчас останавливаться ни на укладе монастырской жизни, ни на должностях в монастыре, ни на видах монастырских уставов, их истории и различий, упоминать все это здесь не имеет смысла – это уже «специфика» иного разговора. Литературы по этой теме сейчас огромное количество (жаль мало изучена и проанализирована история женских монастырей – эта тема еще ждет своих летописцев). Тем же кто хочет узнать эту тему более углубленно, лично я бы рекомендовал труды И. К. Смолича – он более 15 лет изучал архивы и анализировал собранный материал весьма достойно.