Найти тему
Савельев Николай

Для новых поколений экономистов. Корни кризиса идут из "тучных нулевых"

ЗАПИСКИ ЭКОНОМИСТА

Весной 2020 кризис от пандемии до предела обострил в России накопленные экономические и социальные перекосы, которые формировались десятилетиями. Для тех, кто живо интересуется новейшей историей и хочет понять скрытые механизмы кризиса, я решил опубликовать из личных архивов доклад на Круглом столе в Госдуме ФС РФ от 2004 года, посвященный такому крупному финансово-экономическому инструменту, как амортизация. Высказанные в нем предложения остаются актуальными и сегодня.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Амортизация основного капитала для промышленной политики и интеграции»

22 июня 2004г.

10.00 час зал 830

Доклад Н.Н.Савельева

Президента Центра изучения истории глобализации (CHG),

Ответственного секретаря Экспертного совета

по финансовым балансам промышленности

при Комитете Госдумы по промышленности,

строительству и наукоемким технологиям

Уважаемые участники Круглого стола!

Амортизация основного капитала является частью многопланового процесса воспроизводства общественных ресурсов. Эту тему необходимо рассматривать с учетом всех факторов современного мирового развития.

Меняющийся мир

Окружающий нас мир стремительно изменяется. Эти изменения на протяжении последних трех десятилетий связаны с последствиями двух совпавших по времени глобальных кризисов 1970-х гг.

Первый кризис был вызван окончательным демонтажем Бреттон-Вудской системы международных финансовых отношений, отменой золотого обеспечения американского доллара, двумя нефтяными ценовыми шоками (1973 и 1979гг.), связанной с этим общемировой инфляцией, эмиссией валют и созданием неразрешимых противоречий в системе мирового долга.

Второй глобальный кризис – это исчерпание экономического потенциала административно-командной системы в СССР и социалистических странах, период тяжелейшего застоя и в итоге полный крах их политических, экономических и финансовых систем.

Оба эти кризиса содействовали появлению огромных масс трансграничного капитала, не связанного с конкретной национальной территорией, и созданию огромных неравенств национального развития со сложной системой долга в структуре финансовых балансов национальных экономик большинства стран, ведущих рыночные преобразования.

Надо учитывать, что современные условия функционирования глобальной экономики резко сокращают арсенал обеспечения экономического суверенитета, которым обладало государство еще десять лет назад.

Все это делает устаревшими многие методы и параметры регулирования национальных финансово-экономических систем. Сегодня требуется поиск новых взглядов, которые могли бы быть адекватными не только современным тенденциям глобализации и регионализации мирового развития, но сохранять свою актуальность на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Изменение экономической идеологии в 1970-х гг.

В этой связи мы должны обратить внимание на тот факт, что 1970-е годы стали не только совпадением двух глобальных кризисов, но и периодом принципиального пересмотра многих параметров экономической идеологии в США и других, ныне ведущих, странах с рыночной экономикой.

Понимая, что плавающие обменные курсы валют сделали эфемерным понятие прибыли, США стали увязывать рост покупательной способности населения не столько с увеличением заработных плат, сколько со стимулированием воспроизводственных возможностей национальной экономики.

Эти возможности определяются не объемными показателями роста, на которые ориентирована сегодня наша страна, но состоянием финансовых балансов предприятий различных отраслей экономики.

Финансовый баланс – это своего рода «склад ресурсов и капитала». От его объема и качества зависит уровень заработной платы работников, темпы обновления основных фондов, заказы на перспективные НИР и ОКР, сама способность производителя сохранять конкурентное положение в условиях либерализации рынков и снижения тарифного протекционизма. От состояния финансовых балансов зависит качество и объем депозитов экономики в банковской системе, состояние фондового и страхового рынков. От их состояния зависит вся социальная и бюджетная сфера страны.

В общем итоге от состояния финансовых балансов зависит воспроизводство всех общественных ресурсов, которые мы потребляем и которые мы должны передать будущим поколениям.

Амортизация

Понятие воспроизводства общественных ресурсов напрямую связано с термином «амортизация».

В праве развитых зарубежных стран «амортизация» означает «погашение в рассрочку» или повременное распределение платежей до полного погашения ранее произведенных производственных затрат (от слова «mort» - мертвый. Буквально – «действие, подобное умерщвлению затрат»).

Общепринятыми целями амортизационной политики в США, Франции, Англии, Германии и других странах являются:

  • восстановление финансовых ресурсов для развития и поддержания паритетного научно-технического уровня производства
  • физическое обновление основного капитала для эффективного воспроизводства социально-трудовой функции населения
  • связывание инфляционной наценки ВВП со структурой финансовых балансов реального сектора экономики и уменьшение «козырька горячих денег», оказывающих давление на валютный рынок (т.н. стерилизация избыточной денежной массы)
  • управление инвестиционной и инновационной политикой для решения государственных задач структурного развития экономики
  • управление торговым и платежным балансом страны.

В России понятие амортизации с советского периода сохраняется в определении ст.253 (п.2) Ч.II НК РФ, как «часть расходов, связанных с производством и (или) реализацией» (конец цитаты). Определение амортизируемого имущества в российском законодательстве дано ст.256 Ч.II НК РФ лишь для целей извлечения налога на прибыль. Других функций амортизация в российской экономике не несет.

Феномен оппозитной динамики глобальных валютных систем

Такие принципиальные различия в политике воспроизводства общественных ресурсов привели к очень сложному процессу, который мы называем оппозитной динамикой глобальных финансовых систем.

В самом простом изложении его можно представить в виде двух воздушных шаров. Один из них постоянно накачивается и становится все больше, а другой сдувается и уменьшается. Именно такой эффект в течение последних тридцати лет можно наблюдать на примере финансовых балансов в экономических системах США и России.

Не смотря на колоссальные напряжения всего общества в российских реформах сохраняется печальный результат: «Чем больше мы работаем, тем меньше мы стоим».

Как я уже сказал, история с т.н. «воздушными шариками» началась в 1970-х годах, когда США переживали период жестоких дефицитов бюджета и торгового баланса. Приход иностранных инвесторов вытеснял американские компании и занимал их место на рынке. В этих условиях частные компании и банки США настояли на создании при Президенте Р.Никсоне специальной комиссии по изучению влияния иностранных инвестиций на финансовые балансы американских товаропроизводителей.

Потом был почти десятилетний период неликвидного мирового кредитования и инфляции, в результате которого капиталистический мир столкнулся с новой категорией глобальной экономики – трансграничным капиталом и корпорациями, способными накапливать прибыли в одной стране, а убытки в другой. С этого времени идеология экономической, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики ведущих стран капиталистического мира постепенно переориентировалась от показателей прибавочной стоимости на стоимость и качество финансовых балансов национальных экономик. Там стали применяться методы пересчета балансов по уровню инфляции, премиальные системы амортизации и другие методы, позволившие финансовой системе США занять лидирующие позиции в объемах инвестиций и мировом кредитовании.

К сожалению, общественно-экономическая система СССР не заметила этих изменений. Традиционная ориентация советской экономики на прибавочную стоимость позволяла государству за счет подавления затрат на амортизацию поддерживать необходимый уровень прибыли для платежей в бюджет. Реакцией на это стала мощная затратная реакция экономической среды, которая закончилась крахом политической системы.

Российские реформы, к сожалению, в точности продолжают этот путь. Наша налоговая и экономическая политика по-прежнему ориентированы на показатели прибыли. От показателей рентабельности проектируются налоги, акцизы, таможенные пошлины. Необходимый уровень рентабельности искусственно создается за счет сдерживания амортизации основного капитала. Инвестиционная компонента отечественного производства находится в глубокой коме, но на мертвом технологическом теле предприятий постоянно показывается прибыль для налогообложения. Профицит бюджета и макроэкономическая стабилизация создаются за счет реквизиций на складах ресурсов и капитала, которыми являются финансовые балансы предприятий различных отраслей экономики. Именно обесценением финансовых балансов обусловлены демпинговые цены приватизации, массовые банкротства, крайне низкая ликвидность российской экономики к долгосрочным капитальным вложения и рост цен.

Надо иметь в виду, что обесценение финансовых балансов товаропроизводителей обладает мультипликативным эффектом. Оно вызывает снижение объемов и качества депозитов экономики в банковской системе, которая теряет способность дать национальному производству конкурентно дешевый кредит. Снижается капитализация фондового и страхового рынка. Неизбежно растут социальные издержки реформ, связанные с невозможностью эффективно воспроизводить труд людей на устаревших технологиях и оборудовании.

В результате оппозитного феномена ВВП России в прямом пересчете составляет в настоящее время порядка 5 % в сравнении с ВВП США. Сразу замечу, что показатель паритета покупательной способности, который часто используется в статистике, совершенно не отражает воспроизводственных возможностей экономики и поэтому многие аналитики за рубежом давно относят его к разряду статистических древностей.

Надо честно признать, что подобные явления в той или иной степени характерны для многих государств на постсоветском экономическом пространстве. Поэтому обесценение и диспаритет финансовых балансов становятся тормозом в реальном продвижении экономической интеграции.

Национальный Балансовый Конгресс

Тревога экономической общественности нашей страны по поводу состояния финансовых балансов экономики и политики амортизации основного капитала стала активно проявляться после принятия в 2002 году поправок к Главе 25 Налогового кодекса РФ, которые поставили налоговые потребности государства в приоритетное положение над правом и обязанностью субъектов экономической деятельности амортизировать основные фонды на полную восстановительную стоимость. Эту меру можно было бы рассматривать, как вынужденную после того, как с введением НК РФ переоценка основных фондов и курс предприятий на погашение амортизационного долга во многих отраслях ликвидировали эфемерную рентабельность и парализовали собираемость налога на прибыль. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Поспешно принятая поправка продолжает действовать.

Необходимость ведения конструктивного переговорного процесса с государством по всем этим проблемам привела к созыву универсального института гражданского общества - Национального Балансового Конгресса. Его первая сессия прошла в марте 2004г. в Санкт-Петербурге. Почетным Председателем Национального Балансового Конгресса является депутат Госдумы Г.Н.Селезнев.

По предложениям участников Конгресса, Экспертный совет по финансовым балансам при Комитете Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям и Центр изучения истории глобализации подготовили и внесли на обсуждение Круглого стола обзор мирового опыта и Концептуальную модель восстановления национальных инвестиций с использованием амортизационной политики. Эти материалы вы получили при регистрации перед началом нашей работы.

Концепция восстановления национальных инвестиций

с использованием амортизационной политики

Идеологическая конструкция Концептуальной модели базируется на следующих основных принципах.

Первое. Мы исходим из того, что объективный ход мирового развития неотвратимо поставил перед всеми странами проблему переориентации налоговой, экономической и денежно-кредитной политики рыночных реформ от прибавочной стоимости к стоимости финансовых балансов и стимулированию ускоренной амортизации потребляемых общественных ресурсов. Другое дело – что кто-то повернется к этой проблеме раньше, а кто-то позже. Но надо помнить, что вся ноша проблем итогового аутсайдера всегда достается простому налогоплательщику.

Второе. Мы предлагаем поэтапный отказ в 2006-2007гг. от созданных в 2002г. барьеров по амортизации основного капитала на полную восстановительную стоимость. Предложенные в Концепции формулы поправок к НК РФ требуют определенной корректировки, и мы с благодарностью примем критические замечания от всех, кто заинтересован в исправлении этой ситуации.

Третье. Мы предлагаем использовать механизмы амортизационной политики, позволяющие активно влиять на распределение денежной массы в экономике и размещать инфляционную наценку в структуре амортизационных фондов предприятий. В результате этого резко снизится проблема «стерилизации» избыточного объема денежной массы, рождаемая сегодня высоким притоком нефтедолларов.

Четвертое. Предлагаемые меры амортизационной политики позволят создать синтез экономики спроса и экономики предложения, когда рост благосостояния граждан будет связан не столько с повышением заработных плат, но со снижением цен в результате широкомасштабной модернизации производства и реального роста производительности труда.

Пятое. Мы предлагаем установить в законодательстве понятие национальных приоритетов Российской Федерации, для достижения которых инвесторам могут предлагаться преференции (премии) и другие меры стимулирования амортизации.

Для этого в НК РФ к существующим девяти группам амортизируемого имущества предлагается ввести десятую «Особую группу» имущества, срок службы и назначение которого связано с достижением таких национальных приоритетов.

В качестве национального приоритета Российской Федерации для целей предлагаемой законодательной концепции понимается определенная федеральным законом та или иная сфера деятельности, которая отвечает конституционным интересам государства и граждан, интересам обеспечения суверенитета, достижения международного паритета и (или) доминирующего международного положения Российской Федерации.

В документах, которые вы смогли получить при регистрации, к категории национальных приоритетов отнесены очень многие виды деятельности от обеспечения населения услугами ЖКХ до важнейших направлений научно-технического прогресса.

По нашему представлению конкретные объекты, связанные с режимом преференций по амортизации основного капитала и срок действия таких преференций должны устанавливаться правительством Российской Федерации в составе федеральных целевых программ. Это будет способствовать усилению влияния государства на структурное развитие экономики страны при общем снижении бюджетных расходов на эти цели.

Согласно Концепции, Президент Российской Федерации может определять дополнительные национальные приоритеты в области внешней политики, обороны, безопасности и интеграционных интересов нашей страны.

Идеология амортизационной политики базируется на двух основных новациях, связанных с преференциями по амортизации особой группы имущества.

Первая новация предусматривает преференции в виде премий по амортизации, позволяющие субъектам экономической деятельности восстанавливать капитальные вложения в объеме, превышающем восстановительную стоимость имущества до 50 процентов (возможны варианты).

Это позволит качественно изменить последствия инфляции для национальной экономики.

Во-первых, станет управляемым процесс размещения инфляционной наценки в структуре финансовых балансов реального сектора экономики на приоритетных направлениях научно-технического развития.

Во-вторых, рост капитализации реального производства, в свою очередь, повышает капитализацию банковской системы со всеми положительными последствиями для снижения стоимости национального кредита, а также способствует росту котировок фондового рынка.

Вторая новация предусматривает преференции в виде ускоренной амортизации ( или списания на затраты) большей части стоимости (до 50-70%) приобретенного отечественного оборудования, техники и технологий в первый год эксплуатации.

Сегодня такие преференции, например, установлены в США для американских компьютерных технологий в связи с необходимостью аккумулирования средств на программы создания новых поколений ЭВТ. Необходимо учитывать, что преференции в виде ускоренного списания основных фондов должны быть прерогативой федерального уровня, ибо они имеют трансфертный характер: в одном месте увеличиваются затраты на амортизацию и могут временно снижаться налоговые платежи, в другом – за счет притока капитала растут продажи и выпуск продукции с соответствующим ростом налоговых платежей. В связи с таким трансфертным характером потребуется увязать механизм косвенных государственных субсидий, содержащихся в особых методах амортизации, с динамикой финансовых балансов территорий и отраслей и трансфертами из бюджетной системы страны. Здесь появляется необходимость ведения территориальных и отраслевых балансов.

Мы уверены, что методы ускоренной амортизации основного капитала в нашей стране могли бы существенным образом повысить спрос на отечественную продукцию и тем самым направить частные инвестиции на достижение приоритетов, установленных государством. Что касается выпадающих доходов бюджета у налогоплательщиков, пользующихся особыми методами амортизации, то эти средства восстанавливаются в бюджете за счет налоговых платежей от увеличения выпуска продукции в связи с ростом заказов. Одновременно, рост капитальных вложений будет способствовать увеличению заказов на прикладные и фундаментальные научные исследования.

Мы пока оставили за рамками Концепции такие специфические виды амортизации, как амортизация акций венчурных фондов, предназначенных для аккумулирования частного капитала на передовых направлениях научно-технического прогресса. Здесь еще предстоит проработка многих сложных правовых проблем в поле Гражданского кодекса, законодательства об акционерных обществах, Налогового кодекса, политики бухгалтерского учета, страхования рисков и многих других. Но разрабатывать эту линию амортизации также необходимо и мы будем это делать.

В Концепции предусмотрено, что особые методы амортизации должны сопровождаться установлением для каждого вида имущества конкретных параметров преференций, времени их безотзывного действия и параметров их возможного обременения.

Очевидно, что субъекты экономической деятельности, использующие различные преференции по амортизации, должны нести ответственность за достижение целей, определенных национальными приоритетами. Такая ответственность может определяться договором субъекта экономической деятельности с заказчиком в лице уполномоченного органа, определенного Правительством Российской Федерации.

По отдельным программам функции заказчиков Правительство Российской Федерации могло бы передавать субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Социальные обременения (сервитуты)

В предлагаемой вашему вниманию Концепции заложены также механизмы внебюджетного перераспределения части получаемой выгоды от особых методов амортизации в те сферы деятельности, которые имеют низкую инвестиционную привлекательность в силу особенностей их положения на рынке.

Такими сферами деятельности, остро нуждающимися в дополнительном внебюджетном финансировании, могли бы быть:

- рискованные научные исследования;

- экологическая реабилитация и природоохранные мероприятия;

- создание рабочих мест для занятости инвалидов;

- восстановление и функционирование памятников и объектов культуры;

- содержание и развитие объектов для детско-юношеского спорта;

- содержание детских домов и интернатов для детей-сирот;

- строительство дешевого жилья для замещения ветхого и аварийного жилого фонда;

- обустройство сельских населенных пунктов;

- создание сферы занятости в местах расформирования воинских частей;

- развитие приоритетных направлений здравоохранения и ряд других социально значимых сфер деятельности.

Общие размеры обременений, размеры и порядок финансирования указных видов деятельности, могли бы определяться Правительством Российской Федерации.

Мы уверены, что социальные сервитуты позволят создать условия служения частной собственности не только личному благу, но и благу общественному. А это является важнейшей функцией социального партнерства и социального государства.

Уважаемые участники Круглого стола!

Обсуждаемая концептуальная модель восстановления национальных инвестиций с применением мер амортизационной политики прямо формулирует способы решения приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в части удвоения ВВП, ликвидации бедности и нищеты в нашей стране.

Концепция также нацелена на решение задач, обозначенных Председателем Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадковым, в части перевода имеющихся сбережений в долгосрочные инвестиции, связанные с созданием и технологическим обновлением рабочих мест, а также обязанностью частного бизнеса принимать участие в решении общественно значимых социальных проблем.

Меры амортизационной политики призваны вовлечь частный капитал для реализации программ национальных приоритетов на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровне. Это будет способствовать децентрализации экономики, росту капитализации финансовых балансов регионов и конкуренции при едином целевом назначении таких программ.

Нам кажется, что предлагаемые меры позволят в максимальной степени преодолеть нехватку экономических возможностей для ликвидации бедности, технологической отсталости, и других насущных потребностей общества и государства и создать экономический интерес к сотрудничеству на этих направлениях для зарубежных и отечественных инвесторов.

Важно, что предлагаемая формула национальных приоритетов исключает возможность использования преференций по амортизации одним лицом или группой лиц в корыстных интересах. Это могло бы значительно снизить и объем экономической власти криминальных элементов.

Реализация предлагаемых мер могла бы позволить перейти от развития рыночного хозяйства нашей страны на основе прогнозов к плановому развитию без административного вмешательства государства в экономику и создать новые координаты для паритетной многосторонней интеграции.