Что делать с несостоявшимися в марте и отменёнными на апрель турами? Вернут ли деньги?
В мире действует форс-мажорная ситуация. В современной истории страны никогда массово не закрывали границы, не ограничивали въезд и выезд. Говорить о каких-либо прецедентах мы не можем. Весь мир в режиме карантина: отели стоят пустые, авиакомпании отменили рейсы, перевозки не осуществляются, офисы принимающих компаний в других странах закрыты. В этих условиях возвраты получить невозможно. Они начнутся как только обстановка стабилизируется и всё заработает.
Согласно Законам РФ, Туроператор обеспечивает оказание туристу всех услуг, входящих в туристский продукт. Вопросы по оплате и переносу денег решает тоже Туроператор. Продажа туров сейчас ограничена. Соответственно у Туроператоров нет оборотных средств, возвраты производить нечем. Те кто думают что у Туроператоров где-то в сейфе лежат миллионы, которые можно в любой момент взять и вернуть туристам, видимо не имеют представления о предпринимательской деятельности. Все деньги, которые Туроператор получает от реализации туров, идут в оборот: предоплата отелей, оплата по контрактам авиакомпаниям, реклама, работа принимающей стороны, текущие расходы на содержание организации и ведение деятельности, налоги, взносы в страховые фонды.
Когда вы требуете вернуть вам деньги здесь и сейчас, подумайте логически: кто и за чей счёт вам должен их вернуть? Агент выполнил свои обязательства по подбору и бронированию тура. Турист оплатил его в положенные сроки, но не смог вылететь из-за закрытых границ и неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Туроператор выполнил обязательства по организации тура, оплате отелей и перелётов, был вынужден возвращать вылетевших туристов с курортов раньше положенного срока за свой счёт. Отель предоставил номера и не принял туристов в связи с запретом на въезд иностранных граждан. Так кто виноват? Заложниками ситуации стали все.
В связи со сложившейся обстановкой, крупнейшие Туроператоры (Anex, Pegas, Coral, Tui, Tez) приняли решение о депонировании средств (деньги за оплаченные туры будут зафикисрованы на счетах Туроператоров и закреплены за конкретными туристами). Возвраты осуществляет туроператор Библио Глобус. Однако и они могут приостановить возвраты в любой момент если изменится ситуация внутри страны. Туристы могут воспользоваться депозитами на туры до 2021 года. Перенос в большинстве случаев осуществляется в валюте (в то время как возврат в рублях, т.е. с каждых 100000р оплаченных по курсу 70 за евро, туристы получают бонус +24000р в рублёвом эквиваленте), сроки доплат по летним турам сдвинуты. Туроператоры идут на такие условия, чтобы сохранить ВАШИ деньги. Если их сейчас обяжут разово вернуть средства всем мгновенно, они вынуждены будут признать банкротство. В итоге деньги не получит никто. Лишь компенсацию от страховых компаний (если и они не объявят о банкротстве) и резервных фондов Туроператоров. Поэтому Ростуризм и другие организации официально советуют переносить сроки поездок или депонировать оплаченные суммы туров. И признают это единственно возможными вариантами благоприятного развития событий.
Для тех, кто настаивает на возврате. Уже активизировались юристы, которые обещают вам помочь в кратчайшие сроки. Профессионалов, знающих не только ЗОПП, но и отраслевые законы мало. Периодически попадаю на такие рекламные посты, и понимаю, что некоторые даже не имеют представления о сферах ответственности Турагента и Туроператора 🤦🏽♀️ Есть Законы РФ, по которым возврат вы должны получить в срок 10 дней. Забудьте и прочтите как будет. Основываясь на свой опыт работы, в т.ч. с исковыми заявлениями (более 12 лет в туризме) могу сказать что в подобных ситуациях сроки возвратов будут сильно увеличены, всем нужно время:
⚠️ Действует чрезвычайная ситуация, форс-мажор, деньги никто не отдаст прямо сейчас и сегодня, тк их просто нет
⚠️ Суды на карантине в апреле, рассматриваются только особо важные дела, всё остальное будет происходить дистанционно или позже, судебный процесс будет ещё более долгим. С момента подачи досудебной претензии до самого суда пройдёт несколько месяцев в лучшем случае.
⚠️ За это время обстановка уже стабилизируется. Деньги вам вернут и без судов, т.к.появятся оборотные средства. Считаете что не стабилизируется? Тогда получается вариант при котором вы заплатите юристу, выиграете дело, но останетесь без денег – если на счетах Туроператора к этому моменту не будет денег, возвращать будет нечего, вы получите только исполнительные листы на память о произошедшем. Призвать Учредителей к ответственности имуществом? Возможно, но в РФ этот процесс может занять около года.
Так что же делать? На примере своего оплаченного тура на май (у меня даже не лето, для тех кто переживает за летние туры) есть два варианта:
☀️ тратить своё время/нервы/деньги (выбирайте сами) на юристов, исковые заявления, суды..пытаясь мгновенно получить возврат
☀️ ждать развития событий: если к моменту поездки всё будет в порядке, все полетят. Если тур будет отменён – депозит или перенос дат/направления на другие сроки.
В следующих постах расскажу о зоне ответственности Турагента и Туроператора.