Здравствуйте мои дорогие подписчики и гости моего канала!
Мне нередко пишут в комментариях предложения писать иконы бесплатно. И я все же решилась поговорить о такой щепетильной теме, как деньги, и хоть немного приоткрыть мир иконописи с другой стороны.
Эта статья продолжение статьи "Откровение иконописца. Щепетильный денежный вопрос. Часть 1."
О иконописных материалах.
Думаю стоит начать с самого начала, с самой доски. Доски для икон берут обязательно сухие, предпочтение отдают липе или дубу.
Клей используют только натуральный: мездровый, кроликовый (назван так из за гранул похожих на кроличий помет), рыбий, сделанный из высушенных рыбьих плавательных пузырей, или на самый крайней случай, когда уж реально денег нет, используют пищевой желатин. Мел обычный строительный можно найти везде, и сварить левкас не составит труда. Да, левкас именно варят, на водяной бане, целый час, беспрестанно помешивая.
Самое дорогое в иконописи - это золото. Настоящее сусальное золото, раскатанное до 0,25 мк. Представляет собой тонкие золотые листики 9 на 9 см. Одна книжечка (50 листов)на сегодняшний день стоит 7 тыс. Это средняя цена сусального золота.
Работа с золотом требует особой аккуратности, стоит дыхнуть, и оно сворачивается под порывом воздуха. А еще оно жутко липнет при любом прикосновении пальцем, поэтому все инструменты для работы с золотом натирают тальком или строительным мелом, что бы оно не прилипло.
Еще обычным растратным делом является покупка кисточек. Канцелярские никоем разом не подойдут. Ведь в иконе все линии живые, имеющие характер, и обязательное требование к профессиональной кисточке должно быть, что бы она собиралась в острый кончик. А что делать, когда одна профессиональная кисточка стоит от 300 руб и выше? А их к примеру нужно купить штук шесть?
Ну и самое прекрасное, это конечно же пигменты. Перетертые полудрагоценные камни, минералы, дорогие глины. Например охра итальянская, она добывается только лишь в Италии и только в одном месте. А какой красивый и насыщенный имеет цвет...
Но почему-то многие полагают, что иконы пишутся акварелью или гуашью, ну на крайний случай акрилом. Когда узнают, что все материалы натуральные и очень дорогие, это вызывает такое удивление.
Думаю не стоит перечислять все пигменты, представлю одни из самых необходимых при написании.
Самый красивый, благородный красный цвет дает такой минерал, как киноварь. Проще говоря это природная ртуть, которая при нагревании киноварь выделяет ртутные пары. Одна баночка перетертой киновари 50г стоит 1200 рублей.
Следом по цене и красоте выступают такие полудрагоценные камни, как азурит, лазурит, малахит, диоптаз. Стоят приблизительно, как киноварь.
Ну и что бы некоторые цвета на иконе загорелись, можно добавить капельку аурипигмента. Минерал, состоящий из сульфида мышьяка. Необычайно красив и смертельно опасен! Неудивительно, что этот минерал издавна привлекал внимание алхимиков и врачевателей. Известен с античных времен. Живописцы раннего Средневековья нередко использовали его в качестве ярко-желтого красящего пигмента. Отсюда и название минерала (лат. «aurum» — золото; «pigmentum» — краска).
Шунгит, гематит, глауконит, вивианит - камни одного ряда. Стоят не столь "неприлично" дорого, как киноварь или лазурит. От 300 до 800 рублей в среднем. Но дают прекрасные яркие цвета.
Ну и напоследок мои любимые глины: охры умбра, сиена и т.д. Самые дешевенькие. от 100 до 300 рублей.
В заключение всего этого минерального ряда, хотелось бы рассказать еще об одном приспособлении, без которого ни один иконописец не смог бы работать - это хрустальный курант, который позволяет на стекле с яичной эмульсией (желток отделенный от белка и разведенный либо вобой, либо белым сухим вином) перетереть пигмент в пыль.
Я вам по секрету скажу, мы даже венчались с софринскими печатными иконами - "сапожник без сапог". Писать для себя времени нет, а из своего кармана, тем более, накладно.
Когда заказы идут друг за другом...
Когда ты сидишь целыми днями, а иногда ночами, что бы успеть выполнить к сроку...
Учитывая время, затраты, силы, хочется от души сказать:
Это не благочестивое хобби, и не занятие в свое удовольствие, это такая же профессия, (более того, иногда просто батрачка), как и все остальные, которая, кстати, не должна превращаться в ремесло.
Ты просто не имеешь права опускать, это сложное трудоемкое дело, на уровень ремесла. Здесь задействованы все твои силы: духовные, душевные, физические. Все твое сосредоточение, когда ты буквально находишься на кончике, на острие кисточки. Когда ты порой дышать боишься или забываешь.
И теперь хочется спросить, дорогие мои читатели, разве трудящийся не достоин пропитания?
"Что это?" - необычные символы на иконах и фресках.