Найти тему
ТО ЗЕНИТ

(56) Эмоциональный самоконтроль

Текст написан на базе видео "Эмоциональный самоконтроль" 2020.04.16

Уточнения и дополнения по отношению к основному тексту транскрипта выделены <угловыми скобками>.

Благо дарим тому, кто сделал транскрипт.

~

В рамках консультации был задан вопрос про эмоциональный самоконтроль.

Вообще разновидностей самоконтроля очень много, не то чтобы разновидностей, а классификаций этого явления, разных граней, разных его проявлений, каких-то деталей, тонкостей, особенностей, особенностей конкретной личности, ее опыта, которая этот самый пресловутый самоконтроль осуществляет. Но здесь мы сузим эти разновидности: ментальный самоконтроль, физиологический самоконтроль или еще какой-то и рассмотрим конкретно эмоциональный самоконтроль и конкретно ту его составляющую, тоже не всеобъемлющую, но некую узкоспециальную, которая связана с контролем эмоций в процессе функционирования, совершения какого-то действия, в частности взаимодействия с какими-то другими личностями, персонами, субъектами и пр.

Эмоциональный самоконтроль по большому счету можно разделить на три разновидности, при этом речь именно про самоконтроль, не про что-то похожее на самоконтроль и не про какую-то имитацию самоконтроля, а именно самоконтроль как он есть или еще эмоциональное самоуправление. То есть, когда в процессе взаимодействия с каким-то субъектом, данный субъект выводит вас на определенного рода эмоциональные раскачки, при этом есть вариант повестись на эти эмоциональные раскачки, а есть вариант не повестись на них и оба этих варианта именно сознательное решение в данном случае. То есть, есть эмоциональный самоконтроль, не связанный с сознательными решениями, то есть когда бессознательное априори так настроено, что элемент, который себя контролирует, он по сути своей на автомате отрабатывает алгоритмику спокойствия, безразличия или еще чего-нибудь в этом духе, а мы здесь говорим именно про сознательный самоконтроль, когда субъект ощущает , что есть вариант выбора в сторону согласиться на эмоциональную раскачку и есть вариант выбора контролировать себя и не вестись на эмоции. И вот, есть три таких проявления контроля себя и три проявления того, как не вестись на эмоции.

Первая форма этого проявления это когда не возникает вообще никакой эмоциональной подпитки, эмоциональной активности негативного толка. Это невозникновение связано с сознательным волевым блоком к такого типа эмоциональным всплескам, и такого типа эмоциональные порывы, которые могли бы возникнуть, они уже в процессе какой-то провоцирующей ситуации сразу же перевариваются, задавливаются. Причем задавливаются не так, что уходят в глубины психики, а задавливаются на уровне стирания в порошок, от них ничего не остается, ну наверное правильнее сказать именно перевариваются. И от таких эмоций не остается и следа. Например вы беседуете с начальником и начальник вас отчитывает или пытается вывести вас на эмоции. Если у вас эмоциональный сознательный самоконтроль первого типа, то вы уже в процессе беседы способны переваривать всю ситуацию и соблюдать хладнокровие и отвечать спокойно. То же самое наоборот, если вы беседуете с подчиненным или каким-нибудь "добрым охламоном" на улице, который от вас пытается чего-то добиться, то ли сигарет, то ли денег, то ли еще чего-то. Если вы в этой ситуации сохраняете эмоциональный самоконтроль первого типа, то в каком-то смысле вы уже победитель в этой ситуации. Уже как минимум сокращаются на порядок различного рода крючки и зацепки, за которые вас можно было бы схватить и соответственно дальше раскручивать на какие-то другие действия.

В процессе самоконтроля второго типа эмоции не перевариваются сразу, не стираются в порошок сразу, а просто откладываются, откладываются в будущее, либо в ближайшее, либо в удаленное. То есть когда возникает некого рода эмоциональный посыл внутренний на какой-то внешний раздражитель, допустим, опять таки беседа с каким-то человеком, который выводит вас на эмоции. В этом процессе вы волевым порядком говорите себе - позже, потом разберемся. И это в отношении эмоций, говорите это своим эмоциям. И ваши эмоции в этом случае остаются внутри <безсознательного>, не проявляют себя снаружи <т.е. ни в области сознания ни в поведении> никак. Отличие от первого типа заключается в том, что они проявят себя позже, например вы приедете домой и начнете что-то там крушить ломать или на следующий день утром вы проснётесь с отвратительном настроении или еще что-то в этом роде. И эти эмоции вам все равно придется пережить, пережить то, что вы могли бы пережить в процессе беседы с этим субъектом. В чем преимущество такого типа самоконтроля в отличие от отсутствия самоконтроля вообще, хотя вроде бы эмоции все равно нужно переживать? Преимущество заключается в том, что в процессе самого взаимодействия вы сохраняете холодную голову, рассудок, способность держать себя в руках, контролировать ситуацию, не раскачиваться на эмоции. Да, потом эти эмоции вам придется все таки пережить, но потом это уже не та ситуация, где нужно принимать решение на трезвую голову, например. Или это не та ситуация, где вы должны отвечать здраво и разумно, например, на чьи-то выпады. При этом, в отличие от эмоциональных всплесков, которые могли бы быть в процессе самой ситуации и которые были бы разрушительны по отношению к отношениям, по отношению к каким-то окружающим людям и т.д., здесь вы имеете возможность выбирать, каким образом вам проживать вот эти вот отложенные эмоции. Например, можно прожить в спортзале, подубасить грушу, или в лесопарке во время бега, бежать, пока эти все эмоции не прогорят, или в проруби - нырнуть в прорубь и поплавать там минут 15 хотя бы, чтобы сжечь эти негативные эмоции. Это второй тип самоконтроля, то есть в отличие от первого типа он все таки предполагает проживание эмоций.

Первый тип от второго типа отличается психическим уровнем человека, его психической силой. Чем больше психическая сила, тем больше ситуаций, в которых человек способен переварить эмоциональные нападки, эмоциональные всплески прямо в процессе этих нападок без откладывания в будущее. То есть по сути своей, по мере увеличения психической силы, силы аскетизма, силы какого-то внутреннего спокойствия и т.д. элемент становится способным из второго алгоритма самоконтроля переходить в первый алгоритм самоконтроля. И наоборот, по мере ослабления его психической силы, психических свойств он все меньше способен прямо в процессе какой-то провоцирующей ситуации переваривать ее на месте и все больше способен лишь к тому, чтобы откладывать эмоции в будущее.

Третий вариант самоконтроля это вариант самоконтроля, в котором эмоции все-таки вылезают, они бурлят внутри человека, но внешне никак не проявляются, и они похожи на то, как, например, внутри какого-то объема воды возникает стеклянный какой-то резервуар, внутри которого протекают какие-то процессы. И вроде бы этот резервуар и то, что внутри него находится внутри этого же объема воды, но это объем воды никак не замутняет, не загрязняет, никак его не шевелит, потому что, хотя они и внутри этого объема воды, но эти процессы все внутри вот этого стеклянного резервуара. Напр. стеклянную бутылку опускают в аквариум, внутри бутылки что-то происходит, вроде бы это все внутри аквариума, но за счет этой изоляции аквариум никак от этого не страдает, вода в аквариуме никак не шевелится, не меняется. Вот точно также эмоции внутри резервуара какого-то психического в области сознания они бурлят, они себя проявляют, человек в них варится, он их вынужден учитывать, он прилагает большое количество напряжения для их сдерживания, но на общее психическое состояние, видимое извне, это никак не влияет, то есть он точно также способен сохранять спокойствие, точно также способен трезво принимать решение, адекватно реагировать, ни одной мышцей лица никак не проявлять какой-то внутренний напряг, внутреннее напряжение, хотя при этом внутри все может бурлить. И вот этот третий вариант самоконтроля по сути своей наиболее частый вид самоконтроля, до которого люди могут доходить в процессе своей жизни, по мере накопления естественных аскез, преодоления трудностей, человек все больше становится способным к такому внешнему спокойствию с неким внутренним бурлением. То есть это как бы вот такое волевое сдерживание внутренних каких-то колебаний. Но в отличие от просто подавления здесь все таки остаются ресурсы в психике для того, чтобы помимо сдерживания продолжать какие-то сознательные трезвые действия совершать. Поэтому этот третий вид самоконтроля тоже имеет некую такую актуальность, значимость, адекватность. Этот вид самоконтроля это тоже некая такая ступенька.

Первый вид условно говоря самый крутой, второй вид - послабже чуть-чуть. И третий вид - начальный уровень, первые признаки самоконтроля, реального самоконтроля, сознательно-волевого, когда я волевым усилием говорю себе: “контролируй свои эмоции!”, говорю своим эмоциям: “нет!” и эти эмоции не берут власть надо мной, хотя и бурлят внутри меня. Во втором случае и в первом случае они не бурлят внутри меня, в первом вообще никогда не бурлят, во втором бурлят позже - отложенный эмоциональный взрыв. А в третьем случае они именно бурлят внутри меня, но не берут власть надо мной, я держу их в определенного рода тисках, и здесь также уровень некий такой психический того или иного субъекта определяется его, то что называется, силой аскетизма.

Аскетизм бывает двух типов: ложные аскезы и истинные аскезы. Ложные аскезы - это то, что <обычно> называют аскетизмом: голодания, обливания, стояния на гвоздях, всякого рода другие лишения, которые напрягают психику на время, потом отпускают, потом человек опять напрягает психику этими аскезами. Это называется ложными аскезами, они вспомогательный характер носят, они носят характер дополнительный, подготавливающий к истинным аскезам. Истинной аскезой называется добродетельность - добрые дела, доброе дело - это истинная аскеза. Бывает человеку легко делать доброе дело - это хорошо, а бывает тяжело делать доброе дело, и вот если ему тяжело делать доброе дело, а он его все равно делает - вот это истинная аскеза. Например, мать провоцирует на какие-то эмоции и пр., а ты не ведешься и отвечаешь матери добром, или жена, или кто-нибудь еще. То же самое какие-то любые другие отношения. Это касательно именно истинных аскез.

Например, различного рода святые они могут поститься, закаливаться, совершать какие-то лишения. Но самая большая аскеза в этом мире - это терпеть боль, обиды, простить и ответить добротой. Ничего сильнее этой аскезы не существует, когда вы отвечаете добротой на какое-то недоброе поведение в отношении вас и этой добротой вы по сути исправляете человека. Это самая большая аскеза, это называется истинный аскетизм, ничего сильнее в мире нет, можно хоть в лепешку расшибиться, хоть сжигать себя на костре, все равно это будет слабее, чем аскеза принятия близких людей и доброго поведения в отношении них. Поэтому этот истинный аскетизм по сути своей определяет на каком уровне эмоционально самоконтроля вы может находиться, чем больше уровень истинного аскетизма, тем выше уровень эмоционального самоконтроля.

В процессе первого и второго типа эмоционального самоконтроля у вас могут быть единичные микровспышки, говорящие о том вам, что вот сейчас пойдут эмоции, но вы обладая именно аскетизмом, говорите себе: “цыц, нет!” и эти эмоции не идут и все. В первом случае они вообще не идут и сразу перевариваются, во втором случае они откладываются в будущее. Ну а в третьем случае эмоции все таки есть, но вы по крайней мере их контролируете, они не влияют на ваше поведение. Можно сравнить это с тем, как, например, вы в автобусе сидите и, подъезжая к остановке, через стекло (вы сидите возле окна), кто-то стоит возле автобуса с наружной стороны и он как-будто бы вплотную к вам стоит вроде бы, с одной стороны он вроде бы вплотную к вам, очень близко, но так как через стекло, то он не касается вас, как бы вам и нет дела до него, вам как будто бы и без разницы, вы даже и не пытаетесь отстраниться, встать чуть подальше и т.д. Глядя на него через стекло - вам совершенно без разницы, есть там кто-то или нет, он как бы есть, но в то же время как будто бы и не живой, как будто бы его и нет. Так вот третий тип эмоционального самоконтроля это некий аналог вот такого рода отношения к эмоциям. Да, они есть, они бурлят внутри меня, но я их сдерживаю, они есть, но я их контролирую.

О самоуправлении

В целом по теме эмоций можно много чего рассказать. Эмоции являются регулятором поведения, обратной связью от достижимости или недостижимости тех или иных целей, на которые мы объективно направлены.

Если цели достигаются - выходят положительные эмоции, если цели не достигаются - выходят отрицательные эмоции.

Соответственно, если у вас есть какая-то негативная эмоция, значит какие-то из ваших целей в вашем бессознательном не достигаются, если есть положительные эмоции у вас, значит те цели, которые у вас есть, с точки зрения психики, пока вроде все достигаются и вы чувствуете эмоциональный комфорт.

Эмоция, по сути своей, есть плотноупакованная информация обобщенной оценки качества управления, то есть в процессе вашего самоуправления вы постоянно осуществляете эмоциональный самоконтроль, а точнее, контроль управления, который и есть некий такой контроль эмоций.

Но не в смысле сдерживать эти эмоции, а здесь немножко другое значение слов эмоциональный самоконтроль, здесь в значении отслеживать эмоции, контролировать их, наблюдать за ними, чтобы понимать, достигаю я тех целей, в русле которых самоуправляюсь или не достигаю. Если достигаю - моя психика выдает положительные эмоции, если не достигаю - отрицательные.

Положительные эмоции бывают пассивные и активные. Пассивные - в виде спокойствия, умиротворения, некой такой гармонии. Активные - некая такая радость, некий всплеск счастья и т.д.

И также отрицательные эмоции бывают в пассивной и активной форме. Пассивные отрицательные эмоции - уныние, депрессия, апатия и пр. Активные - гнев, раздражение, ярость и т.д.

Соответственно, если цели достигаются, обратная связь выдает положительные эмоции пассивной или активной форме, если цели не достигаются, обратная связь выдает негативные эмоции также в активной или пассивной форме. Поэтому суть эмоционального самоконтроля не просто в том, чтобы задавливать эмоции, не просто в том, чтобы их подавлять, потому что это же обратная связь о том, достигаются цели или нет. Если я загнал себя в состояние безусловного положительного настроения, не учитывающего достижение или недостижение целей, к которым я стремлюсь, то я обрываю контур управления, я размыкаю систему управления, я разрываю систему управления, система управления становится неадекватной с точки зрения достижения целей, ради которых я помещен в среду.

Эмоциональный самоконтроль должен быть именно в том смысле, что нужно регулировать адекватность амплитуды негативных эмоций, например, ну и позитивных тоже, излишняя эйфория и пр., какая-то вспышка радости, они м.б. неадекватными. А в ряде случаев <при самоконтроль важно> вообще выключать эмоции для того, чтобы отслеживать процесс управленчески значимый, потому что эмоция может возникать в случае управленчески незначимого процесса и заглушать управленчески значимый процесс. Например, управленчески значимый процесс - решение какого-то политического вопроса на переговорах, управленчески незначимый процесс - чувство собственной важности, которое может быть задето в процессе этого процесса решения переговоров. Соответственно, если мои эмоции вспыхивают на задетое мое чувство собственной важности, то эти эмоции будут блокировать управленческую значимость эмоций процесса другого, процесса верного принятия решения. Так вот в отношении управленчески незначимых эмоциональных контуров как раз необходимо применение первого, второго и третьего типа самоконтроля. А вот в отношении управленчески значимых контуров эти контуры обрывать нельзя, для того, чтобы адекватно оценивать, ведь эмоции это то, что позволяет нам оценить - цель достигается или нет.

В ряде случаев даже для управленчески значимых контуров бывает необходимо применение первого, второго, третьего типа эмоционального самоконтроля для того, чтобы снизить эмоциональные амплитуды, убрать накал либо убрать эмоциональную оценку там, где в принципе и так понятно, какова оценка. То есть да, я уже понял, что процесс выходит из под контроля, но дальше эмоции уже не нужны, они конечно будут стараться продолжать давать мне вот эту оценку, что процесс выходит из-под контроля, но в принципе это уже не является управленчески значимым, я уже и так это освоил, и так уже понял и поэтому я просто выключаю эти эмоции по первому, второму или третьему типу и уже решаю саму задачу, как вернуть процесс вот в это самое управленчески значимое русло.

Вот, собственно говоря, очень кратко, по верхам, раскрытие некоторых основ эмоционального самоконтроля и эмоционального управления. В целом, на эту тему можно сделать отдельный цикл лекций или хотя бы мастер-класс, где более подробно раскрыть все вот эти принципы, а также может быть дать какие-то упражнения, правила для формирования у себя того или иного самоконтроля. Как он осуществляется, как раскрывается этот самоконтроль, как его тренировать и т.д.

__

28.04.2020

Правки 29.04, 20.05.20

~~~

Поддержать проект:

Яндекс Кошелёк 410 0167 4437 6467

Сбербанк 2202 2016 7950 0187