То тут, то там проскакивают в сети сообщения, что тот или иной кладоискатель откопал кошель серебра. Но бывает так, что сам кошель – серебряный! Расскажем вам историю одного замечательного кошелька, выполненного из этого драгоценного металла.
Вот уже год он хранится в Музейно-экспозиционном фонде (МЭФ) Банка России. Попал он туда тоже непросто. Сначала кошелек нашли в Самаре (откопали, получили в наследство от бабушки, вытащили из сундука на чердаке). Затем его отнесли в антикварный магазин, где он был замечен сотрудниками МЭФ и тут же приобретен.
Конечно, сотрудники экспозиционного фонда так просто не оставили интересную вещицу пылиться на полке под инвентарным номером 17809, а восстановили историю находки.
Итак, перед нами серебряный кошелек прямоугольной формы, длиной 7,5 см, шириной 5,9 см и высотой 1,9 см. Вес его 97 г грамм, а также он снабжен кнопкой-защелкой, внутри обтянут тканью красного цвета и имеет три отделения для монет. На обеих сторонах можно легко обнаружить московские пробирные клейма последней четверти XIX века: серебро 84-й пробы, клеймо изготовителя – «В. О.».
Такие кошельки время от времени появляются в продаже в интернете на сайтах-барахолках и аукционах. Есть небольшие различия в оформлении, ткани, весе. Но у них есть кое-что общее. На одной стороне (которую принято называть лицевой) выгравировано стилизованное изображение билета внутреннего 5%-го выигрышного займа на капитал в 100 рублей, а на оборотной – «200000».
По клейму на кошельке удалось установить, что он и изготовлен в мастерской серебряных изделий В. В. Осетрова в городе Москве в период 1890-х гг. Как полагают эксперты, денежная реформа 1895–1897 гг., проведенная по инициативе министра финансов Сергеем Юльевичем Витте, вызвала спрос на такую форму кошельков – нужно было, чтобы они подходили для хранения входящих в денежный оборот золотых монет.
Однако в первое время, несмотря на расширение применения золота в платежных операциях, обращение его встречало препятствия. В сообщении Министерства финансов Российской империи от 12 декабря 1895 года отмечалось: «Ни торговцы, ни публика не желали принимать золото отчасти потому, что за последние 35 лет население отвыкло от звонких денег, отчасти ввиду опасения, как бы курс на золотую монету не был уменьшен, вследствие чего получившие его от банка понесли бы убыток»
Перелом наступил после императорского указа от 3 января 1897 г. «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет», согласно которому было постановлено «оставить золотую монету без всякого изменения в содержании чистого золота, пробе, весе и размерах, чеканить таковую с означением на империалах цены 15 руб. и на полуимпериалах цены 7 руб. 50 копеек и по изготовлении золотой монеты на этом основании выпускать оную в обращение». Так был окончательно закреплен курс золотой монеты по отношению к кредитному рублю, а беспрепятственный размен на бумажные купюры обеспечен, вследствие чего у публики исчезли последние сомнения по отношению к звонкой монете.
С 1899 года чеканка монет достоинством в 15 и 7,5 рубля, идентичных по пробе и весу прежним золотым десяти- и пятирублевикам, была прекращена, и они начали постепенно изыматься из обращения.
В 1897 году началась чеканка с последующим выпуском в обращение пятирублевой золотой монеты достоинством в одну третью часть империала, а в 1898 году – золотой монеты достоинством 10 рублей с пробой 900 и весом чистого золота 1 золотник и 78,24 доли. В целях ускорения внедрения золота в оборот из обращения были изъяты мелкие денежные купюры в 1, 5 и 10 рублей, а также ограничен выпуск трехрублевых кредитных билетов.
На 1 января 1897 года золотых монет в Российской империи было в обращении на сумму 36 млн рублей, через два года их количество увеличилось в 12,5 раз – до 451,4 млн рублей. К 1903 году же сумма золота в обращении выросла до 731,9 млн рублей.
В период 1900-1904 гг. доля золотых 10-рублевиков и 5-рублевиков в обращении, как утверждают авторы книги «Все о деньгах России», превышала долю банкнот: «Максимум был отмечен в 1903 году, когда на золотые монеты пришлось свыше 52% общего объема внутреннего денежного обращения страны».
Однако позже грянула Русско-японская война и революция 1905–1907 гг. и позитивная тенденция сошла на нет. Доля золотой монеты в обращении стала скачкообразно уменьшаться. Например, в 1914 году она составила всего 20%.
Теперь о кошельках. Мода на них возникла во времена расцвета золотой монеты, то есть – после 1897 года. Тогда было модно делать кошелек из серебра и оформлять его интересным образом. Символы и пожелания богатства, удачи, финансового успеха (наряду с назиданиями о пользе расчетливости и бережливости: «Кто денежки бережет, тот без нужды проживет») нередко сопровождали декоративное оформление предметов, имеющих отношение к деньгам.
Ну или вот как в случае с "нашим" серебряным кошельком. Почему на нем изображены билеты выигрышных займов? Разберемся в истории.
Первый внутренний 5%-й заем был выпущен на основании императорского указа от 13 ноября 1864 г., второй – на основании указа от 14 февраля 1866 г. это были первые российские внутренние займы (прежде прибегали только к заграничным), а их облигации стали первыми отечественными ценными бумагами, свободно обращавшимися на денежном рынке. облигации на предъявителя (1 млн экземпляров) выпускались достоинством в 100 рублей, размещались по курсу 98 руб. 50 коп. (при внесении полной суммы) и должны были погашаться в течение 60 лет по возрастающим ценам от 120 до 150 рублей.
Часть займа распространялась в Берлине через посредство банкирской конторы Mendelsohn & С°. отсюда – наличие на выигрышном билете текста на немецком языке и его воспроизведение с искажениями на лицевой стороне кошелька. Облигации обращались на биржах Берлина, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне и Амстердама.
О целях выпуска займа в императорском указе говорилось: «Для преподания государственному банку достаточных средств к расширению операций его на пользу отечественной промышленности и к воспособлению деятельного сооружения важнейшей для государства линии железных дорог между Москвой и Черным морем».
Тиражи погашения проводились два раза в год – 2 января и 4 июля. Выигрышные – в течение первых 30 лет один раз в год. На облигации, принесшие их обладателям денежный приз, при выплате в государственном банке ставился штамп, после чего они продолжали участвовать в тиражах погашения. В случае же попадания облигации в тираж погашения ее владелец лишался возможности получить выигрыш. Констатация этого печального факта пополнила русскую фразеологию новым устойчивым выражением «выйти в тираж».
В каждом тираже разыгрывались выигрыши на общую сумму 600 тысяч рублей. Самый крупный составлял 200 тысяч рублей, поэтому цифры на задней крышке серебряного кошелька выгравированы мастером не случайно. Помимо этого существовали призы в 75, 40 и 25 тысяч рублей, три приза по 10 тысяч рублей, пять – по 8 тысяч, восемь – по 5 тысяч, 20 – по 1 тысяче и 260 – по 500 рублей.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в марте 1869 года сообщала по поводу займов: «Многие совсем потеряли головы и ходят как полоумные; многие нажились, многие рассчитывают нажиться; легкость наживы кружит головы; в банкирских конторах то и дело покупаются билеты выигрышных займов, несмотря на то, что поднялись они невероятно высоко».
И популярность выигрышных билетов у публики продолжала расти как в период денежной реформы Витте, так и после. Биржевая цена в конце 1891 году билетов первого займа составляла 234 рублей, второго займа – 218 рублей, в уже в 1902 году перед тиражом цена билетов первого займа доходила до 500 рублей!
Кстати, накануне церемонии коронации Николая II в 1896 году в народе распространился слух, что на Ходынском поле помимо других даров будут раздавать и выигрышные билеты, об этом упоминает и Лев Толстой в рассказе «Ходынка».
Кадр из фильма "Выигрышный билет" по А.П. Чехову. СССР, 1956 год
А в рассказе Антона Чехова «Выигрышный билет» (1887) семейная пара за вечерним чтением газеты решает проверить результаты тиража выигрышных облигаций. Серия билета совпадает. Супружеская пара поначалу, «томя и дразня себя надеждой на возможное счастье» строит радужные планы (покупка имения, заграничные путешествия). Далее становится понятно, что и муж и жена хотят распорядиться деньгами по-разному. Вспыхивает взаимная ненависть… А позже выясняется, что они ошиблись, и в газете другой номер. И надежды и ненависть исчезают.
Однако несмотря на случаи крушения надежд, связанных с крупным выигрышем, попадания в финансовые ловушки, в которые заманивали незадачливого обывателя отдельные банкирские конторы, его вера в возможность легкого обогащения продолжала оставаться неистребимой.
Вот поэтому на кошельках чеканились билеты займов. С ними публика прочно связывала возможность неожиданного обретения богатства, редкого везения и удачи, финансового благополучия.
Так что серебряный кошелек оказался прочно вписан в историю денежного обращения в России и в целом в историю нашей страны.