Как для ближневосточной сверхдержавы, арцахская проблема является всего лишь одной из многих, причем, вовсе не приоритетной или знаковой проблемой в ряду геополитических интересов Ирана. Подобное мнение выразил NovostiNK заведующий кафедрой иранистики ЕГУ Вардан Восканян.
“С установления режима перемирия вокруг Арцаха в 1994 году ИРИ пыталась решать ряд важнейших для себя задач в регионе. В частности, старалась исключить на всем протяжении границы с Арменией, особенно на арцахском отрезке, вероятность изменения статус-кво в пользу Баку. Это обуславливается опасностью для Тегерана роста противоправного идеологического влияния Баку и вероятными враждебными действиями в отношении населенных тюркоязычными атрпатаканцами северных провинций Ирана”, - подчеркнул он.
Еще одной важной задачей Тегерана, по оценкам ираниста, является предотвращение вовлечения любых внешних сил даже в виде миротворческих сил в процессы близ его северных границ. ИРИ рассматривает любую возможность наращивания иностранного военного присутствиякак угрозу своей безопасности.
С учетом границ Ирана с Арменией, Арцахом и Азербайджаном, Тегеран, по мнению эксперта, безусловно, заинтересован и способствует сохранению между сторонами карабахского конфликта военно-политического баланса и исходящего из него статус-кво. Разморозка конфликта для Тегерана крайне нежелательна, учитывая перспективу возникновения дополнительных рисков для безопасности, особенно северо-западных пограничных провинций Ирана.
“Решение данных задач побуждает Тегеран к довольно интересной политике. Официально ИРИ является сторонником мирного урегулирования конфликта. При этом,по умолчанию соглашается с армянской политикой сдерживания Баку военно-политическими методами. Это исходит из иранских интересов, позволяя экономить собственные ресурсы на данном отрезке и, соответственно, использовать их на других внешнеполитических векторах”, - заметил он.
С другой стороны, шиизм в Иране, на взгляд Восканяна, подразумевает особые отношения с Азербайджаном - второй по процентному соотношению шиитов к населению, после Ирана, страной. При этом,эти отношения нацелены не на укрепление Азербайджана, а на экспорт туда исламской революции.
“Влияет на арцахскую риторику Тегерана и наличие определенной опаски в отношении, населения прилегающих к зоне конфликта иранских провинций Западный и Восточный Атрпатакан, Ардабиль и Занджан -тюркоязычных атропатенцев. Особенно, учитывая наличие среди них сепаратистских, пантюркистских группировок. Последние поддерживаются и направляются внешними силами, в том числе, из Баку”, - подытожил иранист.
Давид Степанян
Подписывайтесь на наш канал https://zen.yandex.ru/novostink