2 апреля прошел Всемирный день распространения информации об аутизме. Сегодня в Россия проводит уже вторую неделю в изоляции, а человек с диагнозом аутизм, проводит в изоляции почти всю жизнь. Большинство учителей, родителей обыкновенных детей, воспитателей, непрофильных специалистов, стараются отвернутся и отмахнутся от таких детей и людей. Проблема вроде их и не касается.
В нашем обществе, воспитанном скорее в духе борьбы, нежели сотрудничества и сострадания, люди необычные редко встречают понимание, приятие и теплоту. Люди полны нетерпимости, а зачастую жестокости и цинизма к беззащитным согражданам, это люди с психическими и физическими отклонениями.
Сейчас многие родители выступают с инициативой инклюзивного образования для своих деток, т.е. формы обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Сложностей с внедрением этой формы обучения предостаточно, которые делятся на 2 основных категории: ресурсную и социальную.
Ресурсные
Включают в себя нехватку материальных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся, а также недостаток знаний и отсутствие понятной школьной политики в отношении инклюзии. Ресурсные барьеры делятся на три фактора:
- люди — их отношение, недостаток знаний, предубеждения, отсутствие опыта, стереотипность мышления и так далее;
- знания и информация — слабая образовательная политика, отсутствие коллективного опыта обсуждения и решения проблем;
- материальные ресурсы — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата сотрудников и неравномерное распределение ресурсов.
Социальные
Формирование социальных барьеров происходит в три этапа. Первый — макроуровень — это деятельность государственных политических и социально-экономических институтов, и система законодательства. К нему относятся несовершенство федерального законодательства в отношении образования людей с инвалидностью, несоответствие его международным нормам, отсутствие единой государственной политики в отношении инклюзии и другие.
Мезоуровень связан с идеологией, массовой культурой и социальными отношениями в сфере образования. Основные барьеры на этом этапе — наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, нетерпимость и нетолерантность, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью и так далее.
Микроуровень — это уровень психологического принятия учителями возможности совместного обучения детей с разными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к учащемуся с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества.
Все это осложняется российскими реалиями: кадровый голод, среди таких специалистов, отсутствие инфраструктуры в детсадах и школах, непонимание и стереотипы окружающих людей и пр.
В этом плане мы должны ориентироваться на передовой опыт такой страны как Финляндия, которая провозгласила принцип "школы для всех". Детям с ограниченными возможностями, предоставляются неограниченные ресурсы и всесторонняя помощь общества и государства.
Нам же пока стоит быть хотя бы терпимее и сострадательнее к таким людям.