Известный рейтинг школьного образования PISA назвал нового лидера в данной сфере - теперь это не Финляндия, прежде чуть ли не 10 лет бывшая в трендах, а Эстония!
Какой же должна быть современная школа, что бы отвечать запросам общества и удовлетворять рейтинг PISA? Ведь граждане России до сих недоумевают, мол, как же так, ведь традиционно с советских времен наше образование считалось одним из лучших, а теперь где-то на 30-х местах (честно говоря, один из мировых лидеров - Германия, тоже в топ-20 еле-еле входит)?
А дело во многом заключается в том, что в России не изжила себя советская система образования, целью которой должно было быть воспитание "гармонично развитой личности". Несмотря на еще сказанную бывшим министром образования Фурсенко в 2007 г. фразу о ненужности такого подхода, когда необходимо стало вырастить "качественного потребителя", суть не изменилась.
Взгляд автора на советское образование
Рациональность причин гимназической модели образования в советской школе ясна всем: это не только цель показать людям достоинство обладать тем, что раньше имела лишь одна элита, но и создание своих специалистов, столь необходимых в условиях индустриализации, когда СССР по уровню промышленного развития поднялся с 5-го места на 2-е.
Но не все понимают и другие причины, тоже носившие логичный характер:
- Идеологическая. Малообразованный человек не поймет идеи марксизма, они будут ему малопонятны. Лишь образованный человек будет стремится к высоким идеалам, которые не только позволили бы сохранить достигнутые завоевания Октября, но распространять, защищая их. Поэтому в образовании ставился упор на изучение теории.
- Экономическая. Блокада Советской России по началу ее существования, а затем и дефицит ресурсов (большинство их было изведано уже при советской власти, кроме того даже оно было труднодоступным, как нефть с газом в Сибири - нужно было еще технологии создать для их разработки), не позволяли удовлетворить всё возрастающие потребности человека, заставляя в таких условиях минимизировать затраты, путем сокращения ассортимента номенклатуры товаров (за счет роста производства чего-то одного). Банальный пример: если в советском магазине обувном мы видели 3-4 вида спортивной обуви (с прорезиненным носком, лицензионные адидас с тремя полосками и какие-нибудь с высоким голенищем), то теперь, почти в любом распоследнем магазине мы на прилавке с увидим 30 и более кед, кроссовок и бутс. В таких условиях невозможно будет насытить свои мещанские потребности. Но образование, полученное в советской школе, позволяло человеку иметь широкий кругозор, а тот в свою очередь давал отдушину в виде каких-либо увлечений и интересов: "ходить в театр, кинематографы, читать стихи... и много нежного и доброго вложить к любимому в письмо", приобщаться к прекрасному, заниматься общественной деятельностью и т.д. и т.п.
Понятно, что с прекращением существования СССР, а так же хозяйственным упадком России, необходимость в столь сложном образовании отпадает.
Актуальное сейчас образование
В угоду рыночным отношениям советское образование волей-неволей уходит в прошлое. Не только потому что государство, поставленное на капиталистические рельсы, вынуждено считать каждую копейку, отчего и идёт по пути сокращения расходов на социальную сферу, в т.ч. на образование, но и по причине отсутствия ныне мощного промышленно потенциала, требовавшего образованных граждан, для которых, кстати, соответствующий досуг нужен... Логика, думаю, ясна.
С 1990 по 2016 г. доля граждан, занятых в торговле, её инфраструктуре и обслуживании, ремонта и бытовых услуг, а так же транспорта и связи, выросло с 16 до 44% соответственно. В промышленности же снижение с 30 до 18% от всех работающих. Экономика примитивизируется - ей не нужны образованные высококвалифицированные специалисты. Следовательно нет нужды тратить колоссальные суммы на образование: 15 видов уроков в школах, развитая сеть среднего проф-тех.образования, бесплатное высшее . Пусть идут куда попроще, иначе работы не найдут (если быть объективным, то и СССР оступился на том же, о чём отметил один из известных политиков) и будут потом свергать власть от недовольства!
Теперь необходимо образование более утилитарное: меньше теории, больше практики, небольшое количество предметов и простота материала. Как, например в массовых школах Канады, Британии и др., где для получения среднего образования в школах изучается 4-8 предметов. Здесь и всплывают знаменитые перлы об уровне математики или сведения биологии, химии и физики в один предмет, когда та же история изучается отрывочно и нелинейно, без внимания на всеобщую историю.
Детей уже не надо заставлять что-то зубрить - есть интернет (который, впрочем приучает не учить что-либо - память не развивается). Если ребенок не хочет учится - это учитель не может изложить материал доступно (хотя и такое бывает), требовать в таком случае что-то - нельзя! Старые методы дисциплинарного взыскания (не всегда получается успокоить ребенка, который мешает остальным учиться, и тогда появляется желание такого ребенка выставить из класса) не то что не одобряются, но и запрещены - все переводится в юридическое русло, которое тоже, впрочем, несовершенно и никогда еще в человеческой истории все сферы и моменты жизни не могло и не может регулировать.
На основании вышеизложенного и действует ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), где теперь не требуются знания, умения и навыки (то, что необходимо выучить и знать), но необходимы УУД (универсальные учебные действия), известные на западе как soft skills. Нам говорят, что УУД - то, что позволит человеку приспосабливаться к быстро меняющимся событиям и обществу.
Таким образом человек, не имеющих глубоких знаний и не приученный к ним, не будет думать о природе тех или иных явлений - он будет приспосабливаться и жить сегодняшним днем. Необходимо ли такому человеку что-то менять? Будет ли он понимать все процессы, происходящие в мире? Нет! Он будет отчужден не только от средств производства и от участия в жизни общества, но и от достижений всех накопленных человечеством знаний. Он будет своего рода безучастным зрителем происходящих вокруг событий, ему будет ничего неведомо, ему будет в тягость думать о чём-либо отвлеченном от его рутины.
Поэтому в настоящее время в России, как и во всем "цивилизованном" мире, выстроилось двухкоридорное образование: массовая школа для всех, дающее минимум знаний, и элитарное - для верхушки общества. Утверждение образования, нацеленного на внедрение soft skills, неизбежно для нас. Место России в мировой капиталистической системе уже сформировано, как источник ресурсов и поставщик дешёвой рабочей силы.
Думаю, что всем понятно, как избежать подобной участи для страны и для образования.
Давно, еще в 1980-х гг,, была написана умная книга, где уже все процессы были описаны - "Политика капиталистических государств в области образования", ссылка:
http://padabum.com/d.php?id=183094
Дублирование некоторых ссылок источников:
https://www.bbc.com/russian/features-52122692
http://refru.ru/shots.html
https://www.rbc.ru/politics/17/10/2012/5703fe2d9a7947fcbd441847