Найти в Дзене

Камо грядеши, школа?

Школьникам не нужно что-то учить, поскольку в сети есть всё и сразу
Школьникам не нужно что-то учить, поскольку в сети есть всё и сразу

Известный рейтинг школьного образования PISA назвал нового лидера в данной сфере - теперь это не Финляндия, прежде чуть ли не 10 лет бывшая в трендах, а Эстония!

Какой же должна быть современная школа, что бы отвечать запросам общества и удовлетворять рейтинг PISA? Ведь граждане России до сих недоумевают, мол, как же так, ведь традиционно с советских времен наше образование считалось одним из лучших, а теперь где-то на 30-х местах (честно говоря, один из мировых лидеров - Германия, тоже в топ-20 еле-еле входит)?

А дело во многом заключается в том, что в России не изжила себя советская система образования, целью которой должно было быть воспитание "гармонично развитой личности". Несмотря на еще сказанную бывшим министром образования Фурсенко в 2007 г. фразу о ненужности такого подхода, когда необходимо стало вырастить "качественного потребителя", суть не изменилась.

-2

Взгляд автора на советское образование

Рациональность причин гимназической модели образования в советской школе ясна всем: это не только цель показать людям достоинство обладать тем, что раньше имела лишь одна элита, но и создание своих специалистов, столь необходимых в условиях индустриализации, когда СССР по уровню промышленного развития поднялся с 5-го места на 2-е.

Но не все понимают и другие причины, тоже носившие логичный характер:

  • Идеологическая. Малообразованный человек не поймет идеи марксизма, они будут ему малопонятны. Лишь образованный человек будет стремится к высоким идеалам, которые не только позволили бы сохранить достигнутые завоевания Октября, но распространять, защищая их. Поэтому в образовании ставился упор на изучение теории.
  • Экономическая. Блокада Советской России по началу ее существования, а затем и дефицит ресурсов (большинство их было изведано уже при советской власти, кроме того даже оно было труднодоступным, как нефть с газом в Сибири - нужно было еще технологии создать для их разработки), не позволяли удовлетворить всё возрастающие потребности человека, заставляя в таких условиях минимизировать затраты, путем сокращения ассортимента номенклатуры товаров (за счет роста производства чего-то одного). Банальный пример: если в советском магазине обувном мы видели 3-4 вида спортивной обуви (с прорезиненным носком, лицензионные адидас с тремя полосками и какие-нибудь с высоким голенищем), то теперь, почти в любом распоследнем магазине мы на прилавке с увидим 30 и более кед, кроссовок и бутс. В таких условиях невозможно будет насытить свои мещанские потребности. Но образование, полученное в советской школе, позволяло человеку иметь широкий кругозор, а тот в свою очередь давал отдушину в виде каких-либо увлечений и интересов: "ходить в театр, кинематографы, читать стихи... и много нежного и доброго вложить к любимому в письмо", приобщаться к прекрасному, заниматься общественной деятельностью и т.д. и т.п.

Понятно, что с прекращением существования СССР, а так же хозяйственным упадком России, необходимость в столь сложном образовании отпадает.

Актуальное сейчас образование

В угоду рыночным отношениям советское образование волей-неволей уходит в прошлое. Не только потому что государство, поставленное на капиталистические рельсы, вынуждено считать каждую копейку, отчего и идёт по пути сокращения расходов на социальную сферу, в т.ч. на образование, но и по причине отсутствия ныне мощного промышленно потенциала, требовавшего образованных граждан, для которых, кстати, соответствующий досуг нужен... Логика, думаю, ясна.

Курск. Строительство жилого комплекса на месте завода
Курск. Строительство жилого комплекса на месте завода

С 1990 по 2016 г. доля граждан, занятых в торговле, её инфраструктуре и обслуживании, ремонта и бытовых услуг, а так же транспорта и связи, выросло с 16 до 44% соответственно. В промышленности же снижение с 30 до 18% от всех работающих. Экономика примитивизируется - ей не нужны образованные высококвалифицированные специалисты. Следовательно нет нужды тратить колоссальные суммы на образование: 15 видов уроков в школах, развитая сеть среднего проф-тех.образования, бесплатное высшее . Пусть идут куда попроще, иначе работы не найдут (если быть объективным, то и СССР оступился на том же, о чём отметил один из известных политиков) и будут потом свергать власть от недовольства!

Теперь необходимо образование более утилитарное: меньше теории, больше практики, небольшое количество предметов и простота материала. Как, например в массовых школах Канады, Британии и др., где для получения среднего образования в школах изучается 4-8 предметов. Здесь и всплывают знаменитые перлы об уровне математики или сведения биологии, химии и физики в один предмет, когда та же история изучается отрывочно и нелинейно, без внимания на всеобщую историю.

Детей уже не надо заставлять что-то зубрить - есть интернет (который, впрочем приучает не учить что-либо - память не развивается). Если ребенок не хочет учится - это учитель не может изложить материал доступно (хотя и такое бывает), требовать в таком случае что-то - нельзя! Старые методы дисциплинарного взыскания (не всегда получается успокоить ребенка, который мешает остальным учиться, и тогда появляется желание такого ребенка выставить из класса) не то что не одобряются, но и запрещены - все переводится в юридическое русло, которое тоже, впрочем, несовершенно и никогда еще в человеческой истории все сферы и моменты жизни не могло и не может регулировать.

На основании вышеизложенного и действует ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), где теперь не требуются знания, умения и навыки (то, что необходимо выучить и знать), но необходимы УУД (универсальные учебные действия), известные на западе как soft skills. Нам говорят, что УУД - то, что позволит человеку приспосабливаться к быстро меняющимся событиям и обществу.

Таким образом человек, не имеющих глубоких знаний и не приученный к ним, не будет думать о природе тех или иных явлений - он будет приспосабливаться и жить сегодняшним днем. Необходимо ли такому человеку что-то менять? Будет ли он понимать все процессы, происходящие в мире? Нет! Он будет отчужден не только от средств производства и от участия в жизни общества, но и от достижений всех накопленных человечеством знаний. Он будет своего рода безучастным зрителем происходящих вокруг событий, ему будет ничего неведомо, ему будет в тягость думать о чём-либо отвлеченном от его рутины.

Поэтому в настоящее время в России, как и во всем "цивилизованном" мире, выстроилось двухкоридорное образование: массовая школа для всех, дающее минимум знаний, и элитарное - для верхушки общества. Утверждение образования, нацеленного на внедрение soft skills, неизбежно для нас. Место России в мировой капиталистической системе уже сформировано, как источник ресурсов и поставщик дешёвой рабочей силы.

Думаю, что всем понятно, как избежать подобной участи для страны и для образования.
Давно, еще в 1980-х гг,, была написана умная книга, где уже все процессы были описаны - "Политика капиталистических государств в области образования",
ссылка:

http://padabum.com/d.php?id=183094

Дублирование некоторых ссылок источников:

https://www.bbc.com/russian/features-52122692

http://refru.ru/shots.html

https://www.rbc.ru/politics/17/10/2012/5703fe2d9a7947fcbd441847