Самый ответственный момент в футболе - это день матча или день соревнований. Тренеры, родители и конечно же сами юные футболисты с нетерпением ждут этот день. Вспомните себя, когда вы играли в футбол в детском возрасте, когда всю неделю ждали игру на выходных, как праздник, готовились к ней, фантазировали и представляли, как виртуозно будете играть на поле. Это были незабываемые чувства, от которых до сих пор мурашки по коже. Считаю, что и тренер, и ребенок-футболист, и родитель, должны быть готовы к этим событиям.
В этой статье рассмотрим несколько методов о том, как тренер и родители могут влиять на игрока до, после и во время матча, для того чтобы ребенок был доволен своей игрой и позитивно мыслил, вне зависимости от результата сыгранного матча, а также умел понимать свои ошибки.
Для начала давайте разберем несколько наиболее частых ошибок, которые часто отрицательно влияют на результат долгосрочного процесса обучения футболистов.
Требовать от детей играть на результат. Множество специалистов все чаще затрагивают эту тему не только на конференциях, семинарах, но и на форумах и блогах для футбольных тренеров. Мы все должны понимать, что требовать играть проще, не ошибаться, стараться испортить игру соперника, а также выиграть матч любой ценой - неверные установки, которые очень часто звучат не только из уст тренеров, но и родителей.
Исходя из вышеописанного вытекает весь негатив, который мы часто слышим как на футбольном поле, так и за его пределами. Угрозы о том, что ребенок не будет играть в основном составе, грубый тон, ненормативная лексика и многое другое. Кому же захочется приходить играть в футбол, если отовсюду исходит только негатив. Именно негативные реплики тренера, обсуждение при всех уровня игроков, критика действий более слабых футболистов хорошо усваивается и самими футболистами, которые начинают критиковать друг друга, ругаться, выяснять отношения. Получается, что вместо того, чтобы доставлять удовольствие, обучать игре в футбол, культуре, добросовестному поведению и уважению, мы учим ругательствам и негативу.
Что же предпринять?
Обдумать философию
Как тренер, в первую очередь ваша задача заключается в том, чтобы переосмыслить свой подход, пересмотреть стиль своей коммуникации, как в работе с родителями, так и с игроками. Вам необходимо выработать стратегию взаимодействия трех ключевых звеньев: тренер, родитель, игрок.
Чаще беседуйте с родителями юных футболистов
Делайте это, устраивая мини-собрания, где можно обговорить общую информацию, а также не бойтесь работать индивидуально. Делитесь с ними планами и целями тренировок, озвучивайте свои решения, а самое главное просите их беседовать с ребенком. Зачастую, ввиду того, что родители не осведомлены идеями тренировочного процесса, игрок получает двоякую и не всегда верную информацию.
Просите родителей готовиться к матчу вместе с юными футболистами
Как родитель интересуйтесь, как прошла тренировка у вашего ребенка, а самое главное постоянно напоминайте ему о том, что результат матчей не столь важен, важно, чтобы футболист учился играть и получал удовольствие.
Одинаковое время игровой практики
Сделайте так, чтобы каждый юный футболист получал одинаковое игровое время. Самый хороший учитель - игровая ситуация. Опыт, полученный игроком в ходе матча или соревновательной деятельности - бесценен, поэтому каждый юный футболист должен играть.
Зачастую мы привыкли наблюдать обратную ситуацию, когда одни дети играют практически весь матч, а другие сидят на скамейке и скучают.
Меньше критики, больше поддержки
Часто мне приходиться слышать крики с бровки футбольного поля о том, как лучше нужно было сыграть в том или ином моменте. Ничего не напоминает? Вспомните футбольного болельщика на диване у телевизора, который частенько покрикивает на футболистов. Похоже, не так ли?
Вместо того, чтобы бестолково кричать своим игрокам, постарайтесь, чтобы ваши подсказки и указания с бровки звучали кратко и доходчиво. Следует также подсказывать футболистам индивидуально, подозвав кого-либо во время паузы или смены состава.
Вы должны уметь поддержать игроков в любой момент
Порадоваться с теми, кто веселиться, подбодрить того, кто грустит или просто “поговорить по душам”.
Не нужно обсуждать игровые эпизоды с игроками во время матча
Вместо этого попросите вашего помощника или родителей записать матч на камеру, а затем, на следующий день после игры, обсудите с игроками моменты, просмотрев их в записи.
Используйте доброжелательную коммуникацию
Откажитесь от вульгарной лексики и нецензурных выражений. Постарайтесь подбирать лексику согласно возрасту занимающихся.
Последнее и самое главное, улыбайтесь и будьте доброжелательным всегда, дети любят, когда им улыбаются. Сделайте так, чтобы дети любили каждый матч и получали от игры в футбол удовольствие!