Найти тему
Техноистории

Японские краны Kato, поставлявшиеся в СССР

С 1970 года СССР начал закупать строительную технику у японской фирмы Kato Works, в основном это были гидравлические экскаваторы, буровые установки и мобильные краны. Дело было в том, что в стране в это время велись масштабные строительные проекты: БАМ, освоение нефтяного Севера и другие, а несмотря на то, что выпуском строительных машин занималось достаточно много заводов, некоторые типы техники всегда были в дефиците, в частности, автокраны большой грузоподъёмности. Практически единственным предприятием в СССР, занимавшимся такими кранами, был Одесский завод тяжелого краностроения, который выпускал в основном машины грузоподъёмностью 25 и 40 тонн, а краны грузоподъёмностью 63 и 100 тонн производились в очень ограниченном количестве, поэтому и было принято решение закупать мобильные краны за рубежом. Многие из приобретённых ещё при СССР кранов работают и сейчас, или работали до недавнего времени.

Вот этот компактный 50-тонный кран KR-500S трудился в управлении транспорта и механизмов (УТИМ) Омского нефтезавода, а потом в Омском специализированном управлении механизации (ОСУМ), эта организация проводила строительно-монтажные работы на многих предприятиях Омска, в основном относящихся к нефтехимии. Максимальная длина основной телескопической стрелы этого крана - 34 метра, может также использоваться удлинитель-гусёк длиной 15 метров. Максимальная скорость передвижения крана - 53 км/ч, все колёса управляемые и ведущие. Эксплуатационная масса - 37 тонн.

Поставлялись в СССР японские краны и в сравнительно небольшой весовой категории - Kato NK-200S на специальном 3-осном шасси Mitsubishi K203. Этот видавший виды кран, встретившийся мне во Владимирской области, выглядит потенциальным кандидатом на чермет, но кто знает, может ещё и поработает.

-2

Точное название модификации этого крана - NK-200S-II. Максимальная длина стрелы - 23,5 метров, грузоподъёмность - 20 тонн. Мощность двигателя - 225 л.с., максимальная скорость - 65 км/ч.

-3

Ещё один кран этого типа, модификации NK-200YS-S, стоял неподалёку от предыдущего, но выглядел живым и эксплуатируемым, возможно, первый был куплен в придачу к работающему как донор запчастей. Оба крана были выпущены ещё в 1970-х, так что рабочий стаж имеют очень солидный.

-4

Фирменный цвет Kato - красный, но некоторые краны NK-200S выпускались и в жёлтой окраске, вот, например, экземпляр, работавший в Омске.

-5

50-тонные краны Kato NK-500MS использовали четырёхосное спецшасси Mitsubishi К503, с двигателем мощностью 300 л.с. Максимальная длина стрелы - 40 метров, может также использоваться 15-метровый гусёк. Эксплуатационная масса этой модели - 40 тонн.

-6

Краны NK-750YS имели грузоподъёмность 75 тонн и очень внушительный вид. Шасси для них уже разрабатывалось и изготавливалось на самой фирме, его индекс - Kato 2680. Шасси - шестиосное, три передние оси шасси - управляемые, три задние - ведущие, двигатель - Mitsubishi 8DC9 мощностью 300 л.с. Кран на фото работал в УТИМ Омского нефтезавода.

-7

У этой модели крановая установка имела собственный дизельный двигатель мощностью 200 л.с. Максимальная длина стрелы - 44 метра, также может использоваться гусёк длиной 9,5 метров. Эксплуатационная масса крана - 61 тонна.

-8

Этот экземпляр NK-750YS трудился в Омском специализированном управлении механизации, про которое я уже упоминал. Интересно, что в отличие от предыдущего крана, зарегистрированного в Гостехнадзоре, этот имеет регистрацию в ГИБДД и госномера автомобильного типа.

-9

А этот аналогичный кран встретился мне в Тюменской области. Транспортная скорость машины - 55 км/ч, поэтому на трассах при плотном движении за ними частенько накапливались "хвосты".

-10

Самый большой кран Kato, попадавшийся мне - 120-тонный NK-1200S, и он тоже в своё время был закуплен для управления транспорта и механизмов Омского НПЗ - на нефтянку денег не жалели. Максимальная длина пятисекционной телескопической стрелы - 50 метров, она также может удлиняться гуськом, в комплекте поставлялись гуськи длиной 11 и 20 метров, на этом кране как раз виден закреплённый в транспортном положении гусёк.

-11

Шестиосное тяжёлое шасси Kato 6150 оснащалось двигателем мощностью 435 л.с., максимальная скорость передвижения составляла 65 км/ч. Двигатель крановой установки имел мощность 300 л.с. Эксплуатационная масса этой махины - 82,5 тонны.

-12

Тяжёлые мобильные краны в советское время закупались не только у японцев: в СССР поставлялись немецкие Liebherr, финские Lokomo и другие, но это тема для отдельного рассказа.