Хотите верьте, хотите нет, но социальное дистанцирование, о котором сегодня столько говорят на всех континентах, оказывается придумка не современного мира.
Вот представьте, Бавария, 17 век, год 1632. В предгории Баварских Альп притулилась небольшая деревня Обераммергау, спрятанная сказка. В округе неистово бушует бубонная чума, выкашивает семьями. Но здесь, в Обераммергау, из местных жителей сформированы отряды охраны. Они перекрыли чужакам доступ в деревню, жгут противочумные костры, бдительно патрулируют территорию на предмет исполнения призыва #сидимдома. Принимают все меры по самоизоляции как граждан, так и всей деревни в целом. Ситуация под контролем, карантин соблюдается, кто как может развлекается в кругу семьи.
В отличие от соседней деревни Бад-Кольбруге, где выжила только одна супружеская пара, казалось бы, чумы избежать удастся. Не тут то было! Один несознательный товарищ, Каспар Шислер, работал в соседней деревне и так отчаянно хотел увидеться с семьёй, что ночью, крадучись, проскользнул мимо охранников. Всё! Прошмыгнул не один, вместе с ним заявилась чёрная старуха с косой и давай махать направо-налево. Забрала каждого четвёртого. И что делать? Нет никакого интернета, телевидения с извергающимся вулканом на тему пандемии, нет и вирусологов, эпидемиологов, аппаратов ИВЛ. Ничего нет, есть только напуганные, в буквальном смысле «до смерти», люди и вера.
И вот однажды, понимая, что рассчитывать в таких условиях особо не на кого, жители деревни собрались в церкви у креста и дали Богу обещание. Чья была идея – история умалчивает, вероятно, священника. Только он мог более-менее точно предположить, что придётся по душе Господу. Смысл такой – если Бог их пощадит, спасёт, то те, кто остался в живых, будут играть "Страсти Христовы", пьесу – воплощение жизни, смерти и воскресения Иисуса. Причём, обет этот дали навсегда, до тех пор, пока существует мир. Один раз в десять лет, исключительно силами местных жителей в качестве актёров, режиссеров, костюмеров, декораторов и т.д., поклялись исполнять это представление.
Легенда – скажет кто-то, очередная притянутая за уши история в разгар Covid-19, презрительно скривится другой. Но…!
Церковная книга в потрёпанном кожаном переплёте сохранилась до сих пор, в ней плотно, ряд к ряду, зафиксирована череда смертей, а с определённого момента эта цепь прерывается. Ни одной!
Сработало? Взметнувшаяся к небу общая молитва достигла Творца, и он смилостивился? Произошло чудо? Возможно, возможно, кто знает….
Но есть и другая версия – обет был дан в октябре, и следом наступила зима. Бактерии чумы плохо переносят мороз и просто вымерли как мухи. А может время им вышло, бактериологи в этом вопросе лучше скажут.
Факт остаётся фактом – вот уже почти 400 лет деревня строго выполняет данный обет. Только дважды представление было отменено, в 1776 и в 1940 годах. Представляете, такую приверженность традиции? Уникально! И жители, как и сотни лет назад, являются его главными участниками. Самая большая в мире сцена под открытым небом привлекает до полумиллиона туристов, вплоть до знаменитостей и членов королевских фамилий. И это на две с половиной тысячи местного населения, только подумайте! То есть, на каждого жителя деревни приходится до 200 человек гостей! Раскрученный баварский бренд? Может и так, но прикоснуться к истории спасения, разыгранной не на театральных подмостках, а среди простых селян, того стоит. А также воочию увидеть людей, настолько бережно сохраняющих обычаи предков.
Как правило, длится эпическое действо в течение всего лета. Конечно, огромный приток туристов формирует не только бюджет поселения, но и личный бюджет каждой семьи. И в этом году, в мае, должен был начаться 42-й сезон начиная с 1634 года.
И снова – но! Коронавирус ворвался неожиданно и спутал все планы, представление отложено на два года. Трудно передать эмоции людей, так долго готовящихся к этому празднику в течение многих месяцев. Это не только персонал отелей и ресторанов, специально набранный, чтобы справиться с натиском посетителей. Это не только волонтёры, которые помогали пошить костюмы, местные мастера по реквизиту, работавшие сверхурочно. Все, представьте, все жители деревни от малышей до стариков являются актёрами в этих спектаклях. Иногда репетиции проходили каждый день. Любопытно было бы взглянуть, как это выглядит – две с половиной тысячи жителей выходят на улицу и вместе отрабатывают единую пьесу.
К сожалению, на сегодняшний день все репетиции отменены и костюмы, и реквизит упрятаны до лучших времён. Остались бороды. Да, да, именно так, бороды, которые мужчины целый год специально отращивали для этих фееричных дней.
«Если бы вы не знали, что это Обераммергау, вы бы подумали, что в этой деревне полно хипстеров или джихадистов», - пошутил 20-летний Ченгиз Гёрюр. Парень этот первый мусульманин, которому доверили одну из главных ролей в "Страстях", роль Иуды.
Как и повсюду в Германии, Обераммергау приспосабливается жить в новой реальности. Но здесь, возможно, больше, чем где-либо ещё, сельские жители смотрят на судьбу сквозь призму 17-го века и накануне пасхальных выходных молятся за очередное чудо.
Пока что в деревне нет ни одного известного случая Covid-19. Может, старинный обет все ещё защищает её? Во всяком случае, жители на это надеются, как и на то, что их бабушкам и дедушкам удастся участвовать ещё в одном представлении.
P.S. В честь Каспара Шислера названа улица в Обераммергау. Он отнюдь не герой, скорее, это напоминание. Местные говорят: Никто не хочет быть Каспаром Шислером, никто не хочет быть человеком, который приносит вирус в деревню.