Найти тему
100 городов

Шлюзы на Каме и Волге

Поздним вечером первого дня возле города Чайковского мы прошли первый от Перми шлюз — наверно с самым большим перепадом уровня воды среди всех шлюзов, которые мы потом проходили за всё путешествие. Зрелище было зловещее — в темноте ночи корабль неожиданно остановился и начал погружаться в какую-то глубокую трещину с высокими чёрными бетонными стенами, и только где-то наверху оставалась полоса звёздного неба. Затем врата в Мордор разверзлись, теплоход вышел из шлюза и поплыл дальше как ни в чём не бывало. Вдали снова стали видны огоньки прибрежных городов, а звёздное небо снова стало большим и везде вокруг, а не только узкой полоской сверху. Впрочем, многие не ждали и поэтому пропустили это событие, находясь в своих каютах, в ресторане или ещё где.

Следующий шлюз мы проходили после Набережных Челнов — он был уже не такой большой, но зато мы могли долго наблюдать, как теплоход подходил к нему, заходил в канал, швартовался к чему-то на стене шлюза, как закрывались одни ворота, уровень воды опускался и затем открывались другие. И ещё при свете дня мы поняли, почему стены шлюза были такие чёрные — их покрывал ил от грязной воды. Выше того уровня, до которого доходила вода, бетонные стены шлюза были обычного светло-серого цвета.

Теплоход заходит в шлюз Нижнекамской ГЭС (недалеко от города Набережные Челны)
Теплоход заходит в шлюз Нижнекамской ГЭС (недалеко от города Набережные Челны)
Уровень воды в шлюзе опустился. Когда ворота откроются полностью, теплоход выйдет из шлюза.
Уровень воды в шлюзе опустился. Когда ворота откроются полностью, теплоход выйдет из шлюза.

Зачем нужны шлюзы? Казалось бы, плывёт и плывёт себе теплоход по реке, зачем такие сложности? А затем, что на реке бывают плотины. Плотины перегораживают реки, уровень воды до плотины поднимается, реки разливаются — получаются водохранилища. Кораблям нужно как-то пройти через этот перепад уровней воды. Для этого и существуют шлюзы.

На этом видео можно посмотреть, как работает шлюз.

Шлюз выглядит как короткий канал с воротами на входе и выходе. Участок шлюза между воротами называется камерой шлюза. Между камерой и рекой до и после шлюза есть водопроводы для выравнивания уровня воды. Сначала закрывают все ворота и открывают водопровод, соединяющий камеру шлюза с той стороной реки, откуда подходит корабль — уровень воды в реке и в шлюзе выравнивается. После этого открывают ворота, запускают корабль в шлюз и закрывают ворота. Теперь нужно выровнять уровень воды в шлюзе с другой стороной реки. Закрывают один водопровод, открывают другой — уровень воды в шлюзе выравнивается по уровню воды в реке с другой стороны — поднимается или опускается, разумеется, вместе с кораблём. Когда уровень воды выровнялся, открывают вторые ворота, корабль выходит из шлюза и плывёт по реке дальше.

Заходим в шлюз в Новочебоксарске вслед за другим теплоходом
Заходим в шлюз в Новочебоксарске вслед за другим теплоходом
А это в шлюзе наш теплоход и какой-то катер (фото с другого теплохода)
А это в шлюзе наш теплоход и какой-то катер (фото с другого теплохода)

Шлюзов потом было много. За время путешествия мы к ним попривыкли, успели всё на несколько раз сфотографировать и заснять на видео, и в какой-то момент перестали обращать на них внимание.

Продолжение следует.

Алексей Малых

Понравилась статья? Жмите палец вверх 👍
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

Читайте о нашем круизе по Каме и Волге с самого начала.