Найти в Дзене
Сергей Сатюков ZAVTSEKH

25. Сергей Попов.

Хочу рассказать еще об одном хорошем человеке-прожектористе, годке, земляке из Краснодара, моем тезке- Сергее Попове. У меня всегда возникает уважение к человеку который специалист своего дела, который стойко, легко и просто переносит все тяготы пограничной службы. Когда мне было не легко и трудно я брал пример с таких как Серега. Из чего он сделан, какой у него запас прочности если он может быть несгибаемым значит и я должен быть не хуже его. Сейчас у нас зима 1982 года, мы на втором году службы, наши дедушки уволились и наш призыв на заставе самый крутой. Февраль месяц, на улице полный коллапс, стихия и конец света. Скоро начнется боевой расчет, я мечтаю попасть на службу в какой-нибудь хороший наряд, например в дневной, еще лучше дежурным связистом, но все в божьих руках, а точнее наша судьба в руках начальника заставы старшего лейтенанта Прохорова. Что бы боевой расчет проходил быстрее и занимал меньше времени у нас у всех были свои личные номера. На пластиковой доске фломастеро

Хочу рассказать еще об одном хорошем человеке-прожектористе, годке, земляке из Краснодара, моем тезке- Сергее Попове. У меня всегда возникает уважение к человеку который специалист своего дела, который стойко, легко и просто переносит все тяготы пограничной службы. Когда мне было не легко и трудно я брал пример с таких как Серега. Из чего он сделан, какой у него запас прочности если он может быть несгибаемым значит и я должен быть не хуже его. Сейчас у нас зима 1982 года, мы на втором году службы, наши дедушки уволились и наш призыв на заставе самый крутой. Февраль месяц, на улице полный коллапс, стихия и конец света. Скоро начнется боевой расчет, я мечтаю попасть на службу в какой-нибудь хороший наряд, например в дневной, еще лучше дежурным связистом, но все в божьих руках, а точнее наша судьба в руках начальника заставы старшего лейтенанта Прохорова. Что бы боевой расчет проходил быстрее и занимал меньше времени у нас у всех были свои личные номера. На пластиковой доске фломастером записывали время выхода на службу и личные номера тех кто в это время будет служить. Так же велся журнал службы нарядов, который потом хранился в архивах еще лет десять. И если всплывет какой-то косяк, то как сказал Доцент: «Я вас всегда буду помнить, я вас найду, где бы вы не были.» Идет боевой расчет, я внимательно вслушиваюсь, пытаюсь услышать свой номер 59. Но странно уже скоро расчет закончится, а меня так и не назвали, неужели пропустили, редко, но так бывает и вдруг выходные-59. Не может быть. Ура, ура, ура. Я совсем забыл, что самый лучший наряд- это выходной день. Я самый счастливый человек на свете. Сразу набросал короткий план как я проведу свой законный выходной. Главное, что меня не выгонишь никакими судьбами на улицу в эту кошмарную, собачью, лютую погоду. Нужно будет написать домой письмо, привести в порядок форму, посмотреть по телику хорошие передачи, отоспаться, хорошо отдохнуть ведь неизвестно когда еще будет следующий выходной. Весь вечер меня переполняло хорошее настроение. По телевизору особо смотреть было нечего и в 23:00 я лег спать. Заснул быстро и сразу стал смотреть интересный сон. Здорово придумано когда у тебя в голове есть свой телевизор. Наслаждаюсь теплом и цветным сном, но тут где-то вдалеке кто-то мне говорит: «Сергей, проснись.» Я на это не обращаю внимания главное, что сон не прерывается.

-Сергей, проснись, Сергей, проснись.

Ну надо же, в такой интересный момент, как специально обязательно что-то мешает, бог с ним, смотрим сон дальше.

- Сергей проснись, Сергей проснись.

Что за черт, кажется, кто-то возле моего уха почти кричит и хочет меня оглушить. Я уже понимаю, что говорят не во сне, а наяву. Придется проснуться, сон прерывается, и я постепенно прихожу в себя.

-Сергей, проснись.

В темном кубрике я вижу перед собой годка, который меня будет.

-Зачем ты меня разбудил?

-Сергей, вставай, тебе пора идти на службу.

-Какая к черту служба, ты глаза свои раскрой, я же на эти сутки выходной.

-Сергей понимаешь, в наряде «прожекторный пост» заболел Сергей Попов, у него высокая температура и начальник заставы снял тебя с выходного дня и поставил вместо Сергея в этот наряд.

Перед моими глазами пронеслась страшная картина. Темная, холодная ночь, на улице пурга, колючие, холодные снежинки бьют в лицо и мне с двух ночи до восьми утра предстоят нечеловеческие испытания.

- Хорошо, я сейчас встаю.

- Сергей у меня просьба, поторопись, пока решали кем заменить ушло время. Наряды уже стоят под приказом, ждем только тебя.

Я понимаю, главная задача дежурного по заставе обеспечить своевременную подготовку и выход нарядов на службу. Поэтому быстро встаю, одеваюсь, идти в столовую принимать ночной поек некогда. Захожу в сушильную комнату, одеваю ватные штаны, валенки, зимнюю куртку и сверху тулуп. Вообщем сто одежек на сто застежек, получается такая кукла неволяжка. В оружейной комнате беру свой автомат, штук нож и подсумок с двумя уже снаряженными магазинами, становлюсь в свой наряд, для получения приказа о выходе на охрану государственной границы. Дежурный по заставе доложил начальнику заставы о готовности нарядов к несению службы. В комнату для приказов заходит старший лейтенант Прохоров, спрашивает: «Службу нести можете?»

-Так точно.

-Вам приказываю заступить на охрану государственной границы Союза Советских Социалистических Республик. Вид наряда «Прожекторный пост». Сейчас после получения приказа и осмотра оружия выдвигайтесь на ………. с такой задачей службу несете до восьми часов со сменой на месте. Приказ ясен?

-Так точно.

-Прошу выполнять.

- Есть выступить на охрану государственной границы Союза Советских Социалистических Республик. Наряд направо, шагом марш.

Мы выходим из здания заставы и выдвигаемся к месту несения службы. В эту ночь выпала самая кошмарная погода. До места службы нам нужно пройти восемь километров. Вместе с нами идет наряд «Локаторный пост». Все-таки идти вшестером намного веселее, когда вышли на основной рубеж метель стала бить в спину, подняв высокие воротники тулупов, не спеша, переговариваясь пошли вдоль контрольно следовой полосы. Утром погода улучшилась. Прекратился ветер со снегом, выглянуло яркое солнце, стало тихо и теплее. Утренний наряд «Дозор» по основной системе вывезли на ГАЗ-66, мы быстро забрались в кузов, заехали за локаторщиками и быстро добрались до заставы. Зашли в канцелярию, доложили дежурному офицеру о прибытии со службы, разоружились и в столовую завтракать, попить горячего чая. Ну вот и все, все самое страшное позади, идем в кубрик и будем спать без задних ног. Надеюсь, что теперь меня никто не разбудит. Спал крепко, а вот снов в этот раз не было. Вечером на боевом расчете мне опять объявили выходной день, начальник заставы вернул мне должок. На этот раз я воплотил в жизнь все свои планы и мечты.

В наш Октемберянский пограничный отряд приехала комиссия по проверки несения службы пограничными нарядами. Об этом было всем известно, только оставалось не ясным, когда и какой наряд будут проверять именно на нашей заставе. Шли дни, все испытывали волнение и напряженность при несении службы. Нам доводили до сведения как прошли проверки на других заставах. Были хорошие и плохие новости. Но вот настала и наша очередь. Утром, когда начало расцветать уазик с проверяющими проехав по основному рубежу подкинули на КСП предмет и спрятались в пятидесяти метрах. Прожекторный пост, который находится на высоком холме, сразу все это увидел. Но проверяли утренний дозор, который шел по основному рубежу. И теперь весь наряд прожекторного поста наблюдал за происходящим, переживая и волнуясь за своих. В наряде были- старший наряда Попов Сергей, водитель Доля Юра- мои годки и один малыш. Их ошибка, что они все свое внимание направили на действие «Дозора». Уазик, в котором был начальник штаба майор Ракович, оставив проверку, сделав петлю, скрытно подобрался к сопке. Если бы наряд продолжал вести круговое наблюдение, то они своевременно обнаружили, что их тоже проверяют. А так майор Ракович с тылу незамеченным поднялся на сопку. Ребята тем временем обсуждали удастся дозору обнаружить проверку.

-Я думаю попутают наряд.

-Я тоже думаю попутают наряд.

В это время майор Ракович подходит к ним и говорит: «Не знаю как их, а вас я точно попутал».

Какие же были итоги проверки. Дозор действовал блестяще, а за службу прожектористов начальнику заставы втык. Сергей Попов, как старший наряда понес самое суровое наказание. Он не только пошел по протоптанной мною дорожке- вечный рабочий по кухне, но и его начальник заставы вычеркнул из прожектористов и теперь «Сопка чекистов», так мы называли место где стоял прожектор, для Сергея стало надолго недоступной высотой.

-2

Наступила весна. В мае месяце у нас проходит инспекторская проверка. Это сдача экзаменов. Сюда же входит сдача знаний по специальности по которой ты несешь службу на заставе. Прожектористы, локаторщики и мы связисты-системщики сдаем экзамен своему непосредственному командиру, уже пожилому майору из отряда. Достаем свои конспекты, так друг друга консультируя, стараемся лучше подготовиться. Я особо по этому поводу не переживал, чувствовал, что знаний у меня достаточно. Мы по одному входили в канцелярию, тянули билет и отвечали на три вопроса, плюс дополнительные. Нам ставили оценку и ты свободен до осени, до осенней проверки, век живи, век учись. Локаторщики и связисты отстрелялись на ура. Теперь настала очередь прожектористов. И тут по каким-то причинам начались большие проблемы. Никто из ребят не сдал экзамен, полный провал и позор. Оставалась надежда на командира отделения сержанта Шакуро Михаила, но, увы, и он завалил экзамен. Обстановка в канцелярии накалилась до предела. Майор был просто подавлен. Что же делать, какой есть выход, как исправлять ситуацию.

-Товарищ старший лейтенант уже все прожектористы были или еще кто то остался?

-Все товарищ майор.

Майор взял экзаменационный список и стал просматривать.

-А вот у рядового Попова Сергея нет оценки, он прожекторист.

И тут начальник заставы вспомнил, что действительно Попов числится по спискам как прожекторист. Срочно послали дежурного по заставе найти Попова. Но кухня рядом, далеко идти не надо.

-Разрешите войти? Рядовой Попов по вашему приказанию прибыл.

Майор не стал давать ему билеты, а стал задавать самые простые вопросы, затем сложные, затем самые сложные. Теперь он пытался любыми способами завалить Попова, но Сергей чеканил как из пулемета, казалось, что он знает больше самого майора.

-Родной ты мой, дай я тебя обниму. Ты единственный на заставе кому я могу доверить прожектор. Товарищ старший лейтенант срочно организуйте учебу прожектористов. Старшим назначаю Попова Сергея. Через две недели приеду буду заново принимать экзамен. Вот так рядовой Попов стал героем заставы. С этих пор он вновь старший наряда «Прожекторный пост». А через две недели все сдали экзамен и достойно несли службу на «Сопке чекистов».

-3