Найти тему

Фантастический роман "ЦИВИЛИЗАЦИЯ Х. Инспекция". Часть 1.

Глава 12

«Книга мёртвых».

Оставив машину на платной стоянке, Артем и Марина торопливо зашагали по тротуару к главному корпусу университета, в одной из аудиторий которого должна была состояться лекция. Солнце давно перевалило зенит, и от раскаленного асфальта струился жар, от чего в миражном мареве казалось, что они идут по воде, обманчиво играющей бликами. На Марине было легкое открытое платье, подчеркивающее достоинства ее стройной фигуры, и в лучах яркого солнца она словно светилась, притягивая к себе взгляды проходящих мимо мужчин. Это доставляло удовольствие Артему, чувствующему себя рядом с ней еще более значительным и неотразимым. Он тоже был одет соответствуя случаю: в элегантный и модный летний костюм из хлопка и рубашку с короткими рукавами. Но даже в этом легком одеянии было очень жарко. Они оживленно беседовали на ходу, обсуждая основные вопросы предстоящего интервью и распределяя между собой роли.

В просторном зале учебной аудитории собралось около полутора сотен слушателей. На первых рядах сидели солидные люди, должно быть, преподаватели вузов и специалисты-психологи, а выше - до самой галерки амфитеатра - расположилась научная молодежь: аспиранты, студенты и прочая любопытствующая публика. Зал был почти полон, но Артем заметил внизу несколько свободных мест и уверенно направился к ним, увлекая за собой Марину. Наконец они уселись на скамью и осмотрелись. Места оказались удачными.

Отсюда были прекрасно видны кафедра и весь "партер", в котором поблескивала лоснящимися лысинами и сединой профессура. Вскоре зал оживился, раздались приветливые хлопки, и они увидели неторопливо идущего к кафедре невысокого сухощавого мужчину в отличном строгом костюме. Густая темная шевелюра, чуть тронутая сединой, упругая и легкая походка, внутренняя подтянутость и вежливое достоинство в движениях заставляли усомниться, что Кригеру уже за семьдесят. Марина с удивлением и восхищением смотрела, как он прошествовал к кафедре и поклонился публике, отвечая на приветствия.

Профессора сопровождал еще один мужчина, которого многие из собравшихся знали, судя по обрывкам реплик, доносящихся с первых рядов. Это был проректор одного из вузов, пригласивший Кригера в Самару. На его довольном лице играла улыбка, когда он зашел на кафедру, чтобы представить гостя и произнести небольшую вступительную речь. Она и в самом деле оказалась недолгой, и, пожав руку профессору, представляющий уступил ему место, присоединившись к коллегам в зале.

Снова раздались аплодисменты, и Кригер ответил на них скупой улыбкой, обведя аудиторию внимательным взглядом. Наконец в зале стихло, и зазвучал немного резковатый, но уверенный голос профессора:

- Уважаемые дамы и господа, я благодарю вас за теплый прием, а также уважаемого доктора Самсонова за приглашение выступить перед вами и его добрые слова обо мне. Позвольте приступить к теме моей лекции, - выдержав паузу, Кригер продолжил: - Итак, «Бардо Тхёдол», появившаяся в англоязычных странах в 1927 году и удачно названная её издателем Эванс-Вентцем «Тибетская книга мёртвых», вызвала настоящую сенсацию. Она принадлежит к разряду тех книг, которые представляют интерес не только для специалистов-буддологов. Глубоким проникновением в тайны человеческой души она особо привлекает внимание профессионалов, жаждущих расширить свои знания о жизни. Со времени появления в Европе «Книга мёртвых» была постоянным спутником моего учителя Карла Густава Юнга. По его словам, именно ей он обязан не только важными идеями и открытиями, но и своим глубочайшим прозрением. «Бардо Тхёдол» представляет собой вполне умопостигаемое учение, имеющее в виду не богов или дикарей, а самых обычных людей.

Прежде чем приступить к психологическому комментарию, необходимо сказать несколько слов о самой книге. "Бардо Тхёдол" - это сборник наставлений, предназначенных умирающему и умершему. Она служит путеводителем по области Бардо, символически представленной как промежуточное состояние между смертью и новым рождением продолжительностью 49 дней. Книга состоит из трех частей. В первой, "Чикхай Бардо", описаны психические явления в момент смерти; во второй, "Чёньид Бардо", - состояние сразу после смерти и так называемые "кармические явления"; в третьей, "Сидпа Бардо", - возникновение инстинкта рождения и явления, предшествующие новому рождению. Согласно "Книге мертвых", высшая степень понимания и просветления, а значит максимальная возможность освобождения, достигается человеком в момент смерти. Вскоре после нее возникают "видения", которые в конечном итоге приводят к новому рождению, причем изначальный ослепительный свет постепенно тускнеет и дробится, а видения становятся все более жуткими. Такое нисхождение поясняет отчуждение сознания от освобождающей истины по мере приближения к моменту физического рождения. Наставления в "Книге мертвых", которые лама читает над мертвым телом, предназначены для того, чтобы на каждом этапе новых иллюзий и заблуждений напоминать умершему о постоянной возможности освобождения и объяснить природу его видений.

Профессор сделал паузу, чтобы налить в стакан воды из графина, и Артем тихо прошептал Марине:

- Ты что-нибудь понимаешь?

- Не очень, - так же тихо ответила она. - Видимо, лекция рассчитана на людей, имеющих хоть какую-то начальную подготовку, а не на таких дилетантов, как мы. Но я стараюсь понять.

Артем скептически усмехнулся, но промолчал. Профессор продолжил:

- "Книга мертвых" исходит из неявного допущения антиномичности любых метафизических утверждений, а также из идеи качественного своеобразия разных уровней сознания и обусловленных ими метафизических реальностей. В основу этой удивительной книги положено не скудное европейское "или-или", а величественное и утверждающее "и-и". Эта формула может показаться европейскому сознанию спорной, поскольку Запад предпочитает ясность и недвусмысленность, что позволяет одному мыслителю рьяно признавать существование Бога, а другому с неменьшей категоричностью отрицать его. Интересно, как отнеслись бы эти враждующие собратья к следующему высказыванию: "Осознав, что пустота твоего разума есть состояние Будды, и рассматривая ее как свое собственное сознание, ты достигнешь состояния Божественного Разума Будды"?

Боюсь, что такого рода высказывания совершенно неприемлемы ни для философии, ни для богословия Запада. "Книга мертвых" в высшей степени психологична, в то время как наша философия и богословие до сих пор пребывают на средневековом, допсихологическом уровне, на котором позволяется выслушивать, объяснять, защищать, критиковать и обсуждать только отдельные высказывания, но не лежащие в их основе догмы, выносящиеся за пределы всякого обсуждения.

Вместе с тем понятно, что любые метафизические утверждения - это высказывания души, и следовательно - психологические высказывания. Европейскому сознанию, компенсирующему свое знаменитое чувство ущемленности рабской привязанностью к "рациональным" объяснениям, эта очевидная истина кажется или слишком очевидной, или недопустимым отрицанием метафизической истины. Всякий раз, когда европеец слышит слово "психологический", он воспринимает его как "ТОЛЬКО психологический". Душа кажется ему чем-то ничтожно малым, недостойным внимания, субъективным, сугубо личным, поэтому он предпочитает слово "разум" и любое свое суждение - сколь бы субъективным оно ни было - относить на счет "разума", подразумевая при этом Универсальный Разум и даже Абсолют. Вероятно, эта удивительная самонадеянность служит для униженной души своеобразной компенсацией. Анатоль Франс верно уловил суть западной цивилизации словами Екатерины Александрийской из "Острова пингвинов", которая советует Богу: "Дай им душу, только крошечную".

Именно душа, наделенная божественной творческой энергией, делает метафизические утверждения и устанавливает различия между метафизическими понятиями. Душа - не только условие метафизической реальности, но и сама реальность.

С этой глубокой психологической истины и начинается "Книга мертвых". Она - не описание погребального обряда, а система наставлений для умершего, путеводитель по области Бардо с ее меняющимися видениями, среди которых душа пребывает в течение 49 дней с момента смерти человека до его нового рождения.

- Это он о реинкарнации? - тихо спросил Артем, воспользовавшись паузой лектора.

- Да. Она одна из основных концепций восточных учений, - шепотом ответила Марина. - Тебе понятно, о чем идет речь?

- Кажется, основную суть улавливаю.

Они обменялись выразительными взглядами, а Кригер снова заговорил:

- Если читатели "Книги мертвых" будут исходить из вневременности души - что на Востоке считается самоочевидным, - они смогут без труда поставить себя на место умершего и внимательно прислушаться к поучениям, с которых начинается книга, и представление о которых даёт приведённая выше цитата. И тогда ничуть не самонадеянно, но смиренно прозвучат слова: «О благорождённый, слушай! Сейчас ты созерцаешь Сияние Чистого Света Совершенной Реальности. Познай его. О благорождённый, твой разум пуст, он лишён формы, свойств, признаков, цвета; он пуст – это сама Реальность, Всеблагость. Твой разум пуст, но это не пустота Небытия, а разум как таковой – свободный, сияющий, трепещущий, блаженный; это само Сознание, Всеблагой Будда».

- Сияние Чистого Света - это тот свет, о котором говорят побывавшие в клинической смерти? - снова спросил Артем Марину.

- Наверное, - неуверенно ответила она.

- Осознание этого есть состояние абсолютной просветленности, Дхарма-Кайя; или, прибегая к знакомому нам языку, творческая основа всех метафизических рассуждений - само сознание, незримое, неуловимое проявление души, - продолжил Кригер. - Пустота - есть состояние за пределами каких бы то ни было суждений или утверждений, однако вся полнота ее многообразных проявлений скрыто пребывает в душе.

Далее в "Книге мертвых" говорится: "Твое сознание, сияющее, пустое, неотделимое от Великого Источника Света; оно не рождается и не умирает, оно – Немеркнущий Свет, Будда Амитабха».

- А Великий Источник Света, скорее всего, и есть Вселенский Разум, - предположил Артем и, увидев согласный кивок Марины, улыбнулся, довольный тем, что начинает понимать смысл сказанного.

- Душа, или индивидуальное сознание, не только не ничтожна, но она и есть Сияющее Божество. Запад или считает такое явление опасным и богохульным, или бездумно принимает его, страдая впоследствии от теософской инфляции. В этом вопросе мы всегда умудряемся занять неверную позицию. Но если бы нам удалось преодолеть себя и избежать своей главной ошибки - непрестанного желания что-то делать с вещами, находить им практическое применение, - возможно, тогда нам удалось бы усвоить тот важный урок, который дает "Книга мертвых": она открывает умирающему глубочайшую истину, согласно которой даже боги есть не что иное, как сияние и отражение нашей собственной души.

"Книга мертвых" говорит о первичности души, что крайне важно, ибо это единственное, в чем жизнь нас не убеждает. Наша жизнь настолько переполнена вещами, теснящими и подавляющими нас, что, окруженные ими как данностями, мы не находим времени поразмыслить: кем же они даны? Умерший освобождается от мира данностей; цель поучений "Книги мертвых" - помочь его освобождению. Если при чтении книги нам удастся поставить себя на место умершего, нас ожидает не меньшая, чем его, награда: с первых же строк мы узнаем, что податель всего данного пребывает внутри нас. Эта истина, вопреки всей очевидности ее проявлений как в великом, так и в малом, нам неизвестна, хотя знать ее жизненно необходимо. Конечно, такое знание годится только созерцателям, жаждущим постичь смысл существования, гностикам по темпераменту, верящим в спасение через "познание жизни". Для того, чтобы увидеть мир как "данный" сущностью нашей души, необходим коренной переворот в мировоззрении, требующий немалых жертв. Представление о том, что все происходит "для меня", более непосредственно и впечатляюще, и потому более убедительно, нежели мысль о том, что все происходит "из меня". Действительно, животная природа человека не позволяет ему видеть в себе творца своих обстоятельств. Вот почему любые попытки такого рода становились предметом тайных посвящений, которые достигали своего апогея в символической смерти посвящаемого.

- А он прав: мы помешаны на вещах, и это нас когда-нибудь погубит, - тихо сказал Артем, склонившись к Марине. - Знаешь, мне почему-то кажется, что Горин не мог убить свою подругу, даже в пылу ревности. Может быть, в его рассказе куда больше правды, чем мы думаем?

- Ты начал сомневаться? - улыбнулась она. - Ладно, Тема, обсудим это после, а пока давай послушаем.

- Хорошо, не буду тебя отвлекать.

- ...Итак, "Книга мертвых" описывает процесс посвящения, цель которого - вернуть душе божественную сущность, утраченную ею с физическим рождением. Единственная разновидность посвящения, которая известна в настоящее время на Западе, - это анализ бессознательного, осуществляемый врачом с психотерапевтическими целями. Такое проникновение в лежащие ниже уровня сознания слои есть разновидность рациональной майевтики по Сократу: выявление психического содержания, в зародыше пребывающего в подсознании. Первоначально психотерапия была связана с психоанализом Фрейда и сосредотачивалась в основном на сексуальных фантазиях. В "Книге мертвых" этой области соответствует Сидпа, последняя, низшая область, в которой умерший, не сумевший усвоить смысл поучений двух первых частей книги - "Чикхай Бардо" и "Чёньид Бардо", - становится жертвой своих сексуальных фантазий и прельщается видениями соединяющихся любовных пар. Наконец, одно из материнских чрев улавливает его и вновь рождает в этом мире. Как и следовало ожидать, в действие вступает эдипов комплекс. Если карма умершего такова, что он родится мальчиком, то он влюбится в свою будущую мать и возненавидит отца, и наоборот, будущая девочка почувствует влечение к тому, кто станет ее отцом, и отвращение к матери. Европеец проходит эту специфически фрейдистскую область, когда с помощью психоанализа извлекается на свет содержание его бессознательного, но он движется при этом в обратном направлении - от детских сексуальных фантазий к материнскому чреву. В кругах психоаналитиков была высказана гипотеза, что главная психическая травма обусловлена переживаниями в момент рождения; более того, психоанализ пытается восстановить воспоминания о внутриутробном периоде существования. К несчастью, европейский ум достигает на этом своего предела. Можно, казалось бы, ожидать, что психоанализ Фрейда успешно проникнет в область так называемых внутриутробных переживаний и пойдет дальше; произойди это - и психоанализ покинул бы область Сидпа и проник в низшие слои Чёньид. Однако, опираясь на современные биологические представления, это рискованное предприятие не может увенчаться успехом: основанной на нынешних научных предпосылках философской подготовки для этого явно недостаточно. Если бы путешествие все-таки удалось продолжить, это наверняка привело бы к постулату о предутробном существовании, то есть о подлинном существовании в области Бардо, при условии, что удалось бы обнаружить какой-нибудь след этого существования. Как известно, далее чистых гипотез относительно внутриутробного опыта психоанализ не продвинулся; даже пресловутая "травма рождения" обернулась обычным трюизмом вроде того, что "жизнь - это болезнь с неблагоприятным прогнозом, ибо исход ее всегда фатален".

Публика оживилась, раздался сдержанный смех и редкие аплодисменты.

- А в самом деле интересно, каким образом зарождается сознание у младенца? - сказал Артем, воспользовавшись паузой. - По логике вещей, оно должно существовать уже в зародыше... Интересная книга, надо обязательно прочитать ее внимательно.

- Да уж, очень занимательно, - согласилась Марина, делающая какие-то пометки в блокноте. - Но одной этой книги, по-моему, недостаточно, чтобы познать тайну бытия. Она лишь приоткрывает завесу...

Кригер отпил из стакана и промокнул платком пот, выступивший на лбу. Было жарко, но он прекрасно держался, не подавая вида, насколько ему нелегко читать лекцию. Когда в зале снова стало тихо, профессор продолжил:

- Психоанализ Фрейда, по существу, не пошел дальше области Сидпа, то есть не сумел отделить себя от сексуальных фантазий и прочих "несовместимых" тенденций, порождающих беспокойство и иные аффекты. Тем не менее, фрейдизм предпринял первую на Западе попытку исследовать - хотя бы снизу, из сферы животного инстинкта, - ту область психики, которой в тантрическом ламаизме соответствует область Сидпа. Вполне понятный страх перед метафизикой помешал Фрейду проникнуть в сферу "оккультного". Согласно психологии "Сидпа Бардо", состояние Сидпа характеризуется мощным потоком кармы, уносящим умершего к "вратам материнского чрева". Из области Сидпа невозможно движение назад - она отрезана от области Чёньид интенсивным стремлением вниз, в сферу животного инстинкта и нового рождения. Это значит, что всякий, кто проникнет в область бессознательного на основе чисто биологических предпосылок, неизбежно застрянет в сфере инстинкта и, вновь и вновь выбрасываемый в мир физического существования, не сумеет её покинуть.

Состояние Чёньид - область "кармических видений", или иллюзий, проистекающих из психического опыта остатков прежних существований. Согласно восточным представлениям, карма - это нечто вроде психической наследственности, основанной на гипотезе о перевоплощении и - в крайней ее форме - на гипотезе о вневременности души. Ни европейская наука, ни европейский разум эту гипотезу принять не могут. К тому же мы слишком мало знаем о посмертном существовании души и не понимаем, как вообще об этом можно что-либо утверждать. Более того, из эпистемологии нам известно, что такого рода утверждения столь же недоказательны, как и утверждения о существовании Бога. Таким образом, принимая концепцию кармы, мы предусмотрительно истолковываем ее как психическую наследственность в самом широком смысле этого слова. Психическая наследственность действительно существует: черты характера, творческие способности, предрасположенность к определенным болезням и тому подобное, причем психологическая сущность этих сложных явлений ничуть не страдает от того, что естественные науки сводят их к тем или иным физическим явлениям, например, к генетической наследственности. Среди наследуемых психологических характеристик имеется класс свойств, не зависящих ни от рода, ни от расы, к которым принадлежит индивидуум, - универсальные характеристики сознания. Их следует понимать по аналогии с платоновскими формами, в соответствии с которыми сознание организует свое содержание. Можно описать эти формы как категории, аналогичные логическим категориям, этим основным предпосылкам разума. Однако формы, которые имею в виду я, относятся не к разуму, а к воображению. Так как плоды воображения в принципе визуальны, их формы с самого начала должны характеризоваться как образы, и более того - как типичные образы. Юнг назвал их архетипами. Сравнительная история религий и мифов, психиатрия и психология сновидений открывают богатейшие залежи архетипов. Поразительное единообразие этих образов и выражаемых ими идей послужило почвой, питающей самые фантастические построения "теории бродячих сюжетов", - хотя естественнее было бы задуматься над удивительным сходством человеческих душ всех времен и народов. Фантазии, имеющие архетипическую структуру, возникают самопроизвольно и в любое время и в любом месте, даже если всякая возможность для их взаимодействия отсутствует. Исходные структурные компоненты человеческой души столь же поразительно единообразны, как части человеческого тела. Архетипы - это, так сказать, органы человеческой души, извечно наследуемые формы и идеи, которые сами по себе лишены определенного содержания, но обретают его в течение жизни человека, чей опыт заполняет эти формы. Если бы архетипы не существовали повсеместно и в одинаковом виде, то как объяснить, например, следующее совпадение: почти на каждой странице "Книги мертвых" говорится о том, что умершие не знают, что они мертвы, - и с этим же утверждением то и дело сталкиваешься в незрелой и смертельно скучной литературе европейского и американского спиритуализма? Идея о том, что мертвые продолжают свое существование, не подозревая, что они бестелесные духи, эта изначальная, универсальная, архетипическая идея реализуется непосредственно и зрительно, когда кто-нибудь видит привидение. Примечательно, что во всех частях света привидения обладают рядом общих характерных черт...

- Может, Горин тоже видел привидение, а не ангела-хранителя или Сатану? - предположил Артем со скептической ухмылкой.

- А почему бы им ни явиться в таком виде? - ответила Марина вопросом на вопрос. - Мы с тобой об этом ничего не знаем, так давай слушать, иначе наше интервью с профессором будет до тошноты банальным.

- ...Я вполне удовлетворен гипотезой об универсальной, но дифференцированной психической структуре, которая, передаваясь по наследству, формирует и направляет индивидуальный опыт. Подобно тому, как органы тела - не просто конгломераты инертной пассивной материи, а динамические функциональные комплексы, настойчиво и властно заявляющие о своем существовании, так и органы психики - архетипы - это динамические подсознательные комплексы, в невероятной степени детерминирующие психическую жизнь. Вот почему Юнг назвал их доминантами бессознательного. Сфере бессознательного, состоящей из таких универсальных динамических структур, он присвоил название "коллективное бессознательное".

Насколько известно, индивидуальные воспоминания о внутриутробном и предутробном существовании не наследуются, но вне всякого сомнения существуют наследуемые архетипы, которые лишены всякого содержания, так как, прежде всего, не содержат личного опыта. Личный опыт проявляет их в сознании, делает видимыми. Как уже было сказано, психологическое состояние в Сидпа характеризуется желанием жить и быть рожденным. "Сидпа Бардо" значит "Бардо Стремления к Новому Рождению". Следовательно, это состояние препятствует опыту сверхличной психической реальности, если, конечно, индивид не сумеет решительно отказаться от нового рождения в мире. Согласно учению "Книги мертвых", в любом из состояний Бардо индивид имеет возможность достичь Дхарма-Кайи, при условии, что его не собьет с пути "тусклый свет"... Говоря другими словами, умерший должен отчаянно сопротивляться велениям разума - как мы его понимаем - и избавиться от господства своего "Я", которое разум считает сакральным. На практике это означает полное подчинение объективным психическим силам со всеми вытекающими отсюда последствиями, своего рода символическую смерть, которая соответствует в "Сидпа Бардо" Страшному Суду. Этот суд совершается внутри сознания умершего и символически представлен как борьба Доброго Духа со Злым, причем Судьей является сама совесть с ее строгой беспристрастностью и любовью к справедливости, а все аргументы и контраргументы Добра и Зла отражаются в зеркале-памяти. Такая смерть символизирует конец сознательного, рационального, морально ответственного существования и добровольное подчинение тому, что в "Книге мертвых" называется кармическим видением. Они порождаются верой в фантастический, крайне иррациональный мир, который не выводится из разума и не согласуется с ним, а является плодом свободного воображения. Любой здравомыслящий человек предостережет нас, что это явная фантазия и бред, и действительно, трудно с первого взгляда отличить такого рода видения от фантасмагории сумасшедшего. Нередко самого незначительного ослабления умственных способностей достаточно, чтобы породить этот иллюзорный мир. Мрак и ужас, которые царят в нем, сходны с переживаниями, описанными в начале "Сидпа Бардо". Однако содержание этого Бардо обнаруживает архетипы - кармические видения, появляющиеся в устрашающем облике. Состояние Чёньид подобно искусственно вызванному психозу.

Мы часто читаем и слышим об опасностях, связанных с йогой - особенно с Кундалини-йогой. Умышленно вызванное психопатическое состояние может легко перейти у человека с неустойчивой психикой в подлинный психоз - и к этому следует относиться со всей серьезностью. Подобные вещи очень опасны и не терпят нашего европейского подхода: здесь начинается игра с судьбой, способная потрясти основы человеческого существования и вызвать такой поток страданий, о котором обычный человек даже не подозревает. Эти страдания, соответствующие адским мукам области Чёньид, описаны в "Книге мертвых" так: "И тогда один из Палачей-Мучителей Бога Смерти набросит тебе на шею петлю и повлечет за собой. Он отсечет тебе голову, вырвет сердце, вывернет чрево, высосет мозг, выпьет кровь; он пожрет твою плоть и изгложет кости, но ты не сможешь умереть. Хотя тело твое будет разорвано на мелкие части, оно оживет вновь.

И так будет продолжаться снова и снова, причиняя тебе ужасную боль и муку".

Этими мучениями удачно описывается реальный смысл опасности - расчленение целостного тела Бардо, представляющего собой нечто вроде тонкой материи, которая образует оболочку психического "Я" после смерти. Психологический эквивалент такого расчленения - явление диссоциации и ее крайняя форма - шизофрения, или расщепление личности. Это самое распространенное психическое заболевание связано, по сути дела, с упомянутым ослаблением умственных способностей, благодаря которому исчезает контроль со стороны сознания и открывается неограниченный простор для деятельности подсознательных "доминант"...

Артем бросил взгляд на Марину, что-то сосредоточенно записывающую в блокнот, и прочел: "Выяснить, не страдает ли Горин шизофренией или др."

- Вряд ли он сможет ответить на этот вопрос, не обследовав его, - сказал он подруге. - Но поговорить о Горине стоит.

Марина согласно кивнула головой и снова стала внимательно слушать лектора, который продолжал свой рассказ:

- Таким образом, переход из состояния Сидпа в состояние Чёньид характеризуется опасным изменением целей и намерений сознания, отказом от устойчивого "Я" и подчинением крайней неопределенности, воплощенной в хаосе форм. Фрейд продемонстрировал глубочайшую интуицию, назвав его "средоточием тревоги". Страх пожертвовать собой скрывается в глубине каждого "Я" и нередко свидетельствует о слабо сдерживаемых силах подсознания, готовых вырваться на свободу. Никто из стремящихся к обретению самости не избавлен от этой опасности, поскольку то, что вызывает страх, также принадлежит самости: это подсознательная область психических "доминант", от которых "Я" с огромным трудом, но лишь частично эмансипировалось ради достижения той или иной степени иллюзорности свободы. Безусловно, такая эмансипация необходима и даже героична, но ровно ничего не решает: она лишь создает субъекта, вынужденного во имя самоутверждения противопоставлять себя объекту. В мире объектов мы ищем и находим трудности, препятствия и врагов. Мы охотно помещаем добро и зло в видимые предметы, чтобы удобнее было побеждать, наказывать и уничтожать зло и наслаждаться добром. Но сама природа не позволяет длиться этому состоянию райской невинности вечно. Всегда находятся люди, которые открывают, что мир объектов и связанный с ним опыт по сути своей символичен и отражает лишь то, что пребывает в самом субъекте, в его собственной сверхсубъективной реальности. Эта глубочайшая интуиция, согласующаяся с ламаистским учением, помогает нам понять истинный смысл состояния Чёньид, что значит "Область Постижения Реальности". - Профессор прервал свою речь, чтобы выпить воды и утереть пот.

- Боже мой, а ведь все верно! - негромко воскликнул Артем. - Теперь я начинаю понимать, что и сам, пусть очень смутно, ощущал нечто подобное...

- Неужели? - лукаво спросила Марина. - Вот уж не думала, что ты так проницателен. Тебе не стоит казаться предо мной умнее, чем ты есть.

- Ладно-ладно, ты меня раскусила. Извини, - с улыбкой ответил Артем и добавил уже серьезно: - Нет, меня и в самом деле все это очень интересует. Вот только не могу понять, как связать "Книгу мертвых" с рассказом Горина. Какая-то связь есть. Но какая? Надо бы хорошенько попытать профессора.

Кригер снова продолжил лекцию:

- Думаю, приведенных мной разъяснений достаточно для того, чтобы вы получили представление о психологии "Книги мертвых". Книга описывает - в обратном порядке - обряд посвящения, который, в противовес эсхатологическим чаяниям христиан, подготавливает душу к нисхождению в мир физического существования. Имея в виду крайне рационалистическую и мирскую направленность европейского сознания, целесообразно читать "Книгу мертвых" с конца и рассматривать ее как описание восточного посвящения, хотя каждый волен заменить божеств "Чёньид Бардо" христианскими символами. В любом случае приведенная мной последовательность событий аналогична феноменам европейского подсознания, подвергшегося "обряду посвящения", или психоанализу. Происходящая в ходе психоанализа трансформация подсознания позволяет соотнести его с религиозными обрядами посвящения, хотя последние принципиально отличаются от психоанализа тем, что предвосхищают естественный ход событий и заменяют самопроизвольно возникшие символы тщательно отработанной системой символов.

Предание относит "Книгу мертвых" к числу сокровенных книг, в которых описан специфический способ магического исцеления души после смерти. С рациональной точки зрения культ мёртвых основан на вере во вневременное существование души, но его иррациональную основу следует искать в психологической потребности живых что-нибудь сделать для умерших. Эта потребность проявляется даже у «просвещённых» людей, переживших смерть близких или друзей, благодаря чему – независимо от степени нашей просвещённости – в Европе сохранились обряды, связанные с мёртвыми. Но, не считая католических заупокойных месс, эти обряды проводятся на очень низком уровне. И не потому, что мы не способны убедить себя в бессмертии души, а потому, что крайне рационализовали указанную психологическую потребность. Мы ведём себя так, словно её вообще нет и, независимо от нашей веры в загробную жизнь, ничего для умершего не делаем. Ни один из европейских обрядов не сравним с высочайшим духовным напряжением, запечатлённым в «Книге мёртвых». Её наставления столь подробны и столь приспособлены к малейшим изменениям в состоянии умершего, что каждый серьезный читатель вправе задать себе вопрос: "А что, если мудрые ламы и в самом деле заглянули за пределы трех измерений и сорвали завесу с величайшей из тайн?"

- Именно об этом я и подумал, - тихо сказал Артем, поддавшись общему оживлению в зале, но Кригер успокоил аудиторию жестом, и он не стал развивать свою мысль.

- Возможно, удел истины - приносить людям разочарование, но, читая "Книгу мертвых", буквально ощущаешь ее достоверность. Как неожиданно обнаружить загробное существование, относительно которого наше религиозное сознание сформировало самые величественные представления, окрашенные в мрачные тона кошмаров?! Истинное просветление умерший испытывает не в конце Бардо, а в его начале, в момент смерти, после чего начинается погружение в область иллюзий и неведения, постепенная деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире. Духовная вершина достигается человеком в момент завершения жизни; следовательно, жизнь - есть средство для достижения высшего совершенства; именно она порождает карму, открывающую умершему возможность обрести извечный свет Пустоты, остановиться в центре колеса рождений, освободиться от иллюзий возникновения и разрушения. Пребывание в Бардо не связано ни с вечным блаженством, ни с вечными муками: это нисхождение в очередную жизнь, которая приближает человека к его конечной цели, высочайшему завершению его трудов и стремлений в период земной жизни. Трудно не признать возвышенный и героический характер этой точки зрения.

Нисхождение в области Бардо подтверждается западной спиритуалистической литературой, производящей, впрочем, отвратительное впечатление своими банальными и бессодержательными сведениями. Действительно, трудно отрицать тот факт, что в целом "Тибетская книга мертвых" порождена архетипическим содержанием бессознательного, за которым европейский разум совершенно справедливо усматривает не физическую или метафизическую, а "всего-навсего" психическую реальность. Но независимо от того, как дана вещь, субъективно или объективно, она есть. "Книга мертвых" и не утверждает ничего большего: ее пять Дхьяни-Будд - не что иное, как психические феномены. Умерший должен понять, если он не понял этого при жизни, что его психическое "Я" и податель всего данного - одно и то же. Мир божеств и духов - это коллективное бессознательное внутри меня. Чтобы прочесть эту фразу в обратном порядке: "коллективное бессознательное - это мир божеств и духов вне меня", нужны не просто логические способности, а вся человеческая жизнь и даже, возможно, несколько жизней всевозрастающей полноты. Заметьте, я не говорю "всевозрастающего совершенства", ибо тот, кто совершенен, делает открытия совсем иного рода.

Закончив выступление, Кригер сдержанно улыбнулся и сказал:

- На этом психологический комментарий к "Книге мертвых" закончен. Сделаем небольшой перерыв, а затем перейдем собственно к книге.

В зале раздался гул голосов, кое-кто встал со своих мест и потянулся к выходу. Профессор тоже неспешно пошел к двери, на ходу утирая платком лицо. Артем быстро встал и последовал за ним, опережая двух солидных мужчин, видимо, тоже желающих обратиться к Кригеру. Он догнал профессора у самой двери и о чем-то заговорил с ним. Марина с беспокойством наблюдала за ними, пока оба не скрылись за дверью. Она боялась, как бы Артем своей напористой наглостью не вызвал у профессора неприязнь. Но минут через пять тот вернулся с довольной улыбкой.

- Все в порядке. Он согласился на интервью и даже пригласил нас вместе поужинать в ресторане гостиницы. После лекции мы поедем к нему.

- Как тебе удалось? - удивилась Марина.

- Ничего особенного. Немного искреннего восхищения, заинтересованности, изысканной вежливости, и старик растаял, - ответил Артем, садясь на свое место. - Шучу, конечно. А вообще, он не зануда и не напыщенный индюк. С ним просто общаться, хотя он сразу понял, что я абсолютный профан.

- И почему же он согласился?

- Я заинтриговал его, намекнув, что, возможно, обладаю информацией, способной доказать правоту "Книги мертвых". Так что у нас появилась возможность не просто взять интервью, а поговорить с профессором в неофициальной обстановке.

- Это хорошо, но не поспешил ли ты с Гориным? - засомневалась Марина. - Еще неизвестно, как Кригер отнесется к его рассказу, да и к нам тоже.

- А с нас какой спрос? За что купили, за то и продали, - усмехнулся Артем. - Зато узнаем мнение специалиста: болен ли Горин, или в его рассказе и в самом деле есть нечто... В любом случае мы ничего не теряем.

Лекция закончилась через два часа. Попрощавшись со всеми, Кригер взглянул на часы и подождал, когда Артем и Марина подойдут к нему. По пути в гостиницу они разговаривали, не затрагивая сложных тем, а придерживаясь обычных в таких случаях вежливых рамок биографических подробностей гостя, его работы с доктором Юнгом и тому подобных вопросов. Профессор оказался хорошим собеседником и охотно отвечал на вопросы журналистов.

Вскоре они подъехали к гостинице и, пройдя в ресторан, выбрали удобный столик и сделали заказ. В ожидании, когда принесут блюда, Артем спросил:

- Скажите, Артур Карлович, а сами вы допускаете возможность того, что "Книга мертвых" написана на основе реальных знаний древних, а не является плодом, пусть даже гениальных, но умозаключений? То есть, возможно ли на самом деле существование всех этих миров Бардо и Нирваны?

- Сложный вопрос... Если бы я знал на него точный ответ, то стал бы величайшим из ученых, - с улыбкой ответил Кригер. - Если говорить серьезно и сугубо не для печати, то мне кажется, что "Книга мертвых" действительно имеет в своей основе фактический материал. Кстати, и в наше время есть множество фактов, косвенно подтверждающих некоторые постулаты книги.

- А вы могли бы привести примеры?

- Да, конечно. Только следует иметь в виду, что все они считаются спорными с точки зрения официальной естественной науки. Возьмем, к примеру, перевоплощение душ, или реинкарнацию. На протяжении столетий подобная вера существовала у многих народов. Сейчас она в основном распространена в странах Востока. Там сотни миллионов людей убеждены, что после смерти физического тела остается некое информационно-энергетической образование, несущее в себе то, что мы называем душой. Через определенное время душа воплощается в новое тело. И так далее. Ну, вы уже с этим знакомы. Так вот, в какие-то моменты человек якобы может вспомнить эпизоды из своих прошлых жизней. Этой проблемой занимались и занимаются многие ученые. В частности, американский профессор из университета в Вирджинии Янг Стивенсон изучал людей, переживших необычные состояния сознания. Особенно его поразили дети, которые вспоминали, как были... взрослыми. Стивенсон проверил их рассказы, действительно обнаружив селения и людей, о которых говорили дети. Причем поселения были индейскими, а дети - белыми. Когда их привезли на место, они чувствовали себя как дома и прекрасно ориентировались на местности и в обычаях. Таких примеров можно приводить множество. Исследуемые порой видят картины прошлых жизней настолько ярко и в таких подробностях, что они кажутся реальнее самой действительности. До последнего времени большинство ученых все же склонны считать этот феномен фантазиями. Но появляется все больше фактов, которые заставляют усомниться в верности традиционной позиции безоговорочного отрицания. Например, в необычных состояниях сознания малограмотные люди сообщают такие подробности

о культуре древних времен, которые известны лишь очень немногим историкам и археологам.

- Но может, это не воспоминания "прошлых жизней", а что-то другое? - спросила Марина. - Хотя бы телепатия...

- Есть такая гипотеза. До окончательного объяснения подобных феноменов еще далеко. Пока же психологи только составили картографию переживаний в необычных состояниях сознания. Они весьма разнообразны. Так, сознание может сузиться - и человек начинает ощущать себя частью своего тела или даже клеткой. Ученые с удивлением убеждались: рассказы испытуемых соответствуют данным современной медицины и биологии, которые большинству из них неизвестны. Их сознание может и расширяться. Тогда они начинают идентифицировать себя с группами людей - семьей, народом, человечеством. Сознание человека способно... покинуть его тело. Он вдруг начинает видеть, что происходит за пределами лаборатории, города, страны. Проверяли, насколько это соответствует действительности. Большинство описаний оказались верными. Подобные феномены изучает новая наука - трансперсональная психология. Если помните, в "Сидпа Бардо" упоминаются сверхъестественные способности, обычные в посмертном мире, которые присущи каждому человеку и могут быть развиты посредством йоги. Будда упоминает некоторые из них, - профессор на мгновение задумался, вспоминая цитату, и прочел ее с необычайной точностью: - "Представьте, что некто наделен всевозможными мистическими способностями: из одного становится многим; из многих - одним; из видимого превращается в невидимого; беспрепятственно проходит сквозь стену или гору, словно сквозь воздух; идет по воде, не погружаясь в нее; летит по воздуху..." В книге говорится и о чудотворной силе, которой наделен умерший и которая - не результат самадхи или медитации, а возникает естественно и имеет кармическую природу. Эта сила выражается в способности по своему желанию исчезать и появляться вновь, в одном лице или в нескольких, огромным или крошечным. Развитые при жизни йогическими упражнениями, эти сверхъестественные способности укореняются и могут быть использованы как в земном теле, так и вне его. К вышесказанному можно относиться по-разному, но не настораживают ли вас такие совпадения повествования книги с приведенными примерами?

- Да, пожалуй... - задумчиво ответил Артем. - И вы думаете, что все эти чудеса реальны?

- К сожалению, мы слишком мало знаем о способностях человеческого тела и сознания, чтобы делать какие-то выводы. Недаром буддизм рассматривает человека как микрокосм в макрокосме мироздания. Как одно, так и другое не имеет пределов в познании, - ответил профессор. - В ясновидение и телепатию тоже не очень-то верили. А левитация? А телекинез? Я уже не говорю о телепортации. Споры не утихают и сейчас. Кто-то считает это шарлатанством, а кто-то уверен в реальности подобных чудес. Вся беда в том, что наши знания в естественных науках очень ограничены. Мы не можем найти таким явлениям правильного объяснения, не можем выявить физических причин и вывести формулы, а потому прощу вообще отрицать факты, отчего страдает, прежде всего, сам человек, остающийся невежественным дикарём, несмотря на все его достижения в технике. Что касается моей веры в «чудеса», то могу сказать, что я нахожусь в поисках Истины. Этот путь бесконечен, но невероятно интересен.

Принесли заказ, и все трое принялись за ужин, продолжая беседу. Ресторан постепенно заполнялся посетителями, становилось шумно, и профессор предложил продолжить разговор у него в номере.

Поднявшись на третий этаж в одноместный люкс, компания расположилась в креслах у журнального столика, на который Кригер поставил бокалы и упаковку запотевших бутылок пива из холодильника. Было душно, и профессор раскрыл окно, за которым появились первые предвестники грозы - свинцово-серые облака, надвигающиеся со стороны Волги.

- Угощайтесь, прошу вас, - предложил Кригер с улыбкой, указывая на пиво и присаживаясь к столу. Ужасная жара... - Взяв бутылку, он откупорил ее и налил в бокал янтарный пенный напиток. Отпив глоток, профессор сказал: - Артем, вы говорили мне о каком-то странном случае, который заставил вас заинтересоваться всеми этими проблемами. Так в чем дело?

- Не знаю, как вы отнесетесь к этому, Артур Карлович, но мне пришлось столкнуться с действительно странными вещами, которым очень хотелось бы найти объяснение. Думаю, что и вас это тоже заинтересует, - Артем налил пиво в бокал Марине. - Понимаете, я собирался написать статью на тему психологии бытовых убийств, и недавно в нашем городе произошло именно такое преступление. В своей квартире была убита девушка, а ее друг оказался главным подозреваемым. Предполагается, что он убил ее в состоянии аффекта на почве ревности. Дело казалось простым, имелась масса улик и показаний, свидетельствующих против него, но подозреваемый категорически отрицает свою вину...

Артем коротко рассказал профессору историю Горина и его странное толкование происшедшего, а затем спросил:

- Скажите, Артур Карлович, вам не кажется, что во всей этой истории есть что-то таинственное? У нас с Мариной почему-то возникло ощущение, что этот человек не симулирует помешательство, а говорит... правду. Кстати, он серьезно изучал буддизм и другие религии, разбирается в философии и, наверное, в психологии. В общем, этот парень - интеллектуал и, насколько нам известно, честный и совестливый человек.

- Мне трудно судить о его психологическом состоянии со слов. Чтобы сделать определенный вывод, нужна очная встреча и обстоятельная беседа. Однако ваш рассказ довольно интересен...

Внезапно зазвонил телефон, и Кригер встал с кресла, извинившись перед собеседниками. Сняв трубку, профессор ответил звонившему:

- Да, я. Кто это?.. Доктор Фабер? Борис Михайлович?! О, я рад, что вы мне позвонили... Да, я пробуду у вас три дня. Читаю лекции в университете… Что такое?.. Понимаю… Понимаю… Да, разумеется, смогу. Лучше завтра с утра. Только я не знаю, как к вам проехать… Подъедите сами? Замечательно! Тогда буду ждать вас к девяти. Устроит?.. Договорились. До встречи.

Вернувшись к гостям, Кригер сел в кресло и, задумчиво помолчав, спросил:

- Так вы хотели знать мое мнение: возможно ли реальное проявление феноменов такого рода в нашем земном мире? Ведь именно это вас больше всего волнует?

- Да, Артур Карлович, - смущенно сказала Марина.

Профессор понимающе кивнул и с улыбкой ответил на свой же вопрос:

- Скажу честно: я этого не знаю. Даже для меня такое кажется слишком невероятным. Хотя, если пофантазировать, опираясь на все имеющиеся факты и более-менее проработанные теории, можно предположить, что модель мироздания имеет примерно такую структуру... - Кригер задумался, выстраивая в уме какую-то конструкцию, и продолжил: - В самом примитивном и упрощенном виде Дхарма-Кайя, Самбхога-Кайя и Нирвана-Кайя, или три тела Будды, являются не чем иным, как надмирным сознанием в различных его аспектах. Другими словами, это - разумная компонента Вселенной, которая организует и направляет развитие всего мироздания. Если угодно, ее можно назвать и Вселенским Разумом. Не знаю, будет ли когда-либо обнаружено и доказано его существование с физической точки зрения, но гипотетически, помимо пространства, времени, материи и энергии, мир имеет пятый элемент - сознание. Именно оно из хаоса создает упорядоченные структуры звезд, галактик, физические законы и жизнь на планетах, которая, как я полагаю, так же многообразна и бесконечна, как мир. Любые формы жизни являются как бы частичками Вселенского Разума, как бы нейронами гигантского мозга. Человек же - лишь крошечная его часть. Так вот, человек живет на Земле, даже не подозревая о своем совершенстве, а оно заключается в том, чтобы, прежде всего, достичь духовного совершенства. Лишь единицам удается это к концу жизни. Затем, как следует из "Книги мертвых", после смерти он попадает в промежуточное состояние Бардо или в некий, параллельный нашему, мир, где его поток сознания стремится к освобождению от сансары. Если освобождение достигнуто, что возможно только при высочайшем духовном развитии личности, то душа умершего попадает в Царство Будд, или Нирвану. Другими словами, индивидуальное сознание человека проходит своего рода чистилище Бардо и через его алхимию сливается с надмирным сознанием, привнося в его "информационный банк" свою крупицу. Возможно, что Вселенский Разум существует с виде какого-то неизвестного науке энергетического поля или тонкой материи, которое пронизывает весь мир. Причем ее матрица сохраняется в этом всеобъемлющем поле... Те же, кто не достиг освобождения, вновь возвращаются в сансару и рождаются в одном из миров Бардо или в нашем земном мире, но в другом теле. И колесо рождений и смертей продолжает вращаться до тех пор, пока человек не достигнет подлинного совершенства. Можно предположить, что сансарические миры действительно существуют в виде параллельных нашему. В этом нет чего-то фантастического, так как давно существуют теории о многомерности пространства и даже математические модели. Однако таких миров может быть вовсе и не шесть, как утверждается в «Книге мёртвых», а гораздо больше. Быть может, даже бесконечное множество. Теперь, если фантазировать дальше, то можно предположить, что обитатели некоторых высших миров могут проникать в наш мир, что, собственно, утверждает и буддизм, и «Книга мёртвых», говоря о том, что дэвы или боги обладают такой способностью. Их иногда «видят» ясновидящие и даже иногда общаются с ними. Конечно, это очень спорное утверждение, но, тем не менее… Привидения тоже могут иметь подобное объяснение. Всё сказанное, разумеется, лишь моя личная гипотеза, и к ней не следует относиться слишком серьёзно, но, может быть, она удовлетворит вас на первых порах, чтобы как-то истолковать те странности в случае с вашим героем, - с улыбкой закончил Кригер и взглянул на часы.

Марина поняла вежливый намек профессора и смущенно сказала:

- Большое спасибо, Артур Карлович, за интересную беседу. Прошу нас извинить, что заняли у вас столько времени. Нам пора...

- Ну что вы! Мне тоже было интересно побеседовать с вами, молодые люди. Нечасто видишь среди молодежи такую заинтересованность и стремление к знанию, - Кригер встал с кресла вслед за гостями. - Если сможете, приезжайте завтра на мою лекцию. Возможно, мы продолжим нашу дискуссию.

- Большое спасибо, - ответили Марина и Артем почти хором и заулыбались.

- Да, если у вас будут какие-то новости или подробности по делу того человека - звоните. Можно вечером, я поздно ложусь спать, - сказал Кригер, провожая их к двери. - Ну, всего хорошего...

Попрощавшись с профессором, Артем и Марина вышли из гостиницы. Едва они успели сесть в машину, как ослепительно сверкнула молния и так громыхнуло, что даже автомобиль вздрогнул. Налетел шквал, и вмиг стало темно от поднятой пыли. А через секунду по стеклам и крыше забарабанили крупные капли дождя.

- Вот это да! - воскликнул Артем с восхищением, осматриваясь по сторонам. Повсюду уже бушевала стихия, а зазевавшиеся пешеходы опрометью бросались под укрытия. - Придется выждать. Ни черта не видно...

- Хорошо-то как, - вздохнула Марина. - Наконец-то от жары отдохнем. Чувствуешь, какой воздух?

Артем с шумом вдохнул через нос и с удовольствием улыбнулся:

- Чистый озон, - ответил он, включая зажигание. - Пожалуй, поедем потихоньку, а то неизвестно, когда все это кончится. Осторожно выехав на улицу, Артем повел машину по направлению к Московскому шоссе, внимательно вглядываясь в дорогу сквозь потоки воды, с которыми не справлялись дворники.

- Ну и как тебе гипотеза профессора? - вдруг спросила Марина.

- Довольно занятно. По крайней мере, в этом что-то есть. Если Горин не врет, то другого объяснения, пожалуй, не найти.

- Ну почему же? А инопланетяне? Возможно, Горин тоже - контактер. Согласись, такое более вероятно, чем гипотеза профессора. Тем более что мы располагаем и вещественным доказательством...

- Ты думаешь, что случай с Гориным связан с тем, что произошло с другом Валерия?

- Конечно. Это не может быть простым совпадением.

- Хм-м... Пожалуй, ты права. Но Горин говорил о контакте иного рода.

- Вовсе нет. Ты вспомни: Валерий тоже рассказывал, что видел рядом с Евгением его двойника. Возможно, что "зеленые человечки" - не единственные представители внеземной цивилизации, изучающей нас, или они способны менять свой облик...

До дома они добирались почти два часа и все это время спорили и обсуждали накопленную информацию. Ливень стих лишь на въезде в город. Артём не стал отгонять «Жигули» на стоянку, припарковав машину возле подъезда Марины. Войдя в квартиру, они проверили записи на автоответчике, сварили кофе и ещё долго продолжали беседу, пока, наконец, Артём не выдержал и, молча подхватив Марину на руки, понёс свою подругу к постели.