Это республика Татарстан, входящая в состав РФ. Конечно благодаря миграции мечеть сейчас можно найти даже в Мурманске, но именно в Татарстане живёт титульный народ, с давних пор исповедующий ислам.
Поэтому именно в Казани существует мощный пласт особой мусульманской культуры. Современная мечеть Кул-Шариф оказалась весьма к месту в Казанском кремле.
Внутри она выглядит торжественно, но не вычурно. Правда, "неверных" пускают только на балкон.
На панно каллиграфической арабской вязью выписаны титулы Аллаха: наимудрейший, прекраснейший, милосердный и так далее.
Мечеть завершили в 2005 году к 1000-летию Казани.
Традиции особенно ярко проявляются в Татарской слободе. После завоевания Казани Иваном Грозным татары были выселены из города на берег озера Кабан. Так образовалась Татарская слобода. В конце XVIII века мудрая государыня Екатерина Великая разрешила татарам строить мечети. Самая старая мечеть Казани называется Марджани в честь имама, служившего в ней на протяжении 40 лет. Шигабутдин Марджани был не только богословом, но также историком и этнографом.
Ещё одна мечеть, почти точная копия мечети Марджани, зовётся Апанаевской. Отличительной чертой татарских мечетей служит то, что вход на минарет находится внутри мечети, а не на улице. Это объясняется в том числе суровым местным климатом.
Рядом стоят удивительные, ярко раскрашенные татарские дома.
По соседству сто с лишним лет назад татарские купцы-миллионщики Апанаевы возвели роскошный особняк. Мужскую половину отличала роскошная обстановка, выписанная из Парижа: мебель, часы, бронза. А на женской половине была 1001 ночь: яркие подушки, персидские ковры, обязательно самовар и расписная фарфоровая посуда.
Не менее роскошным был особняк генерала Шамиля, сына вождя кавказских горцев. Генерал Шамиль жил в Петербурге, но жениться поехал в Казань, потому что именно там обитали самые красивые и образованные мусульманские девушки.
В Татарской слободе находятся ещё несколько мечетей: Галеевская.
Соседний дом занимает медресе, то есть духовное училище.
Особо выделяется эффектная Сенная или Юнусовская мечеть конца XIX века. Её минарет "держит" угол Сенной площади.
Напоследок покажу витрину магазина, который вряд ли можно встретить в Липецке или Смоленске.
Казань - безумно интересный город. В статье я упомянул лишь мизерную часть его сокровищ. Лайки и положительные комментарии подвигнут автора на продолжение казанской темы.