Если вам нагрубил продавец или таксист обругал вас за маленькие чаевые, а вы не стали ни с кем спорить, а спокойно оставили жалобу на имя начальника и написали отзыв на компанию в интернете — поздравляем, скорее всего, вы канадец!
Канадский подход к конфликтам с персоналом или с коллегами на рабочем месте довольно сильно отличается от знакомого нам (довольно громкого) способа решения проблем. И нужно сказать, что большинству иммигрантов из СНГ такой подход очень сильно не нравится. Почему? Об этом чуть позже.
Как признаются некоторые достаточно долго прожившие в Канаде иммигранты, для того, чтобы понять непростые отношения в треугольнике “канадец — порядок — другой канадец”, нужно время.
В чем же выражаются эти отношения?
В Канаде не принято ругаться с персоналом, будь то продавец-консультант в магазине, кассир в банке или дворник. Личное выяснение отношений не практикуется и не одобряется. Составляется жалоба, отправляется начальству. Если происшествие зафиксировано на камеру наблюдения, то ваша правота будет подтверждена, нет смысла ничего доказывать.
После этого, вместо оглушительного, но малоэффективного трехэтажного мата на все заведение, провинившегося сотрудника (если он и правда провинился) уволят или отправят на специальный тренинг, где его научат уважать клиентов.
В рабочем коллективе от коллег вы тоже вряд ли услышите упреки. Но не расслабляйтесь — вместо вас они отправляются “наверх”, к тому, кто вас нанял, или кто отвечает за вашу дисциплину.
За что вас могут уволить в Канаде
И речь здесь не только про мелкие или крупные “косяки”, но и об отношении к работе в целом. Например, сотруднику, который своей ленью или некомпетентностью тянет команду вниз, не устроят партсобрание с товарищеской выволочкой. Его не будут пристыжать, ему тем более не будут угрожать — на него пожалуются супервайзеру.
Супервайзер же, будучи обучен и проинструктирован, как действовать в подобных ситуациях, быстро примет решение о восстановлении дисциплины в коллективе — тем или иным способом.
С другой стороны, лишние доносы тоже никому не нужны. Бывают случаи, когда особенно активных “информаторов” увольняют с работы даже при том, что все его доносы правдивы. В конце концов, человека нанимали работу делать, а не следить за коллегами.
Но почему канадцы так себя ведут? Является ли такой подход чертой национального характера?
И да и нет. Конечно, канадцы — спокойный и покладистый народ, и поэтому подобную неконфликтность хочется приписать банальному нежеланию вступать в спор. Это отчасти правда, но лишь отчасти: ведь конфликт не исчезает, он лишь направляется в другое русло.
Да, канадцы предпочитают “идти другим путём”, путём, который для объекта жалобы может казаться низким, трусливым или подлым. Ведь канадец не высказывается напрямую, не требует и не кричит — он идет к супервайзеру.
И здесь, как правило, у иммигранта из СНГ начинает дергаться бровь, а ладонь превращается в кулак. Слова “стукач” и “донос” застилают глаза пеленой праведного гнева. И канадский народ начинают клеймить обидными терминами с лагерной коннотацией.
Дискриминация по-канадски: за что вас могут унизить в толерантной стране
Но информирование о нарушении, как бы нам не хотелось назвать это “доносом”, этим самым доносом не является. Почему? Различие в целеполагании: канадец не лезет выяснять отношения напрямую не потому, что хочет подло ударить обидчика исподтишка, а потому, что он понимает, что это неэффективно.
Неэффективно ругаться, неэффективно спорить, неэффективно осуждать, пристыжать и требовать. Есть процедура, созданная для эффективного решения таких вопросов — она заключается во взаимодействии с представителями компании, уполномоченными принимать претензии и решать конфликты.
И этот простой и прагматичный взгляд на вещи канадцы проецируют на все сферы жизни.
Например, в 2012 году Канадское налоговое агентство (CRA) объявило, что начинает выплачивать вознаграждения за информацию о налоговых преступлениях. В случае, если такая информация позволит агентству вернуть в казну более $100 000 CAD неуплаченных налогов, информатор получит от 5% до 15% от этой суммы.
Конечно, как и у всякого явления, у “канадского” подхода к конфликтам есть обратная сторона. Его жертвой иногда становятся совсем невинные люди, да еще и по пустяковым поводам.
Так, в Канаде вам могут прислать нехилый штраф за нестриженный газон (серьезно!) по наводке вашего соседа. И не важно, что вы были в отпуске — сосед этого не знал, но пожаловался. При этом попытка личного разговора мгновенно выявила бы причину запущенности газона, и всей этой нелепости можно было бы избежать.
Или другой пример — девушку-иммигрантку уволили с работы за то, что она активно интересовалась работой коллег. Делала она это, разумеется, для более глубокого понимания деятельности компании, однако коллеги сочли такое поведение вторжением в личное пространство и неоднократно жаловались в HR.
И снова — простое замечание или разъяснение мгновенно исправило бы ситуацию, но никто не сказал ни слова напрямую. Как уточняет девушка, неприемлемыми оказались именно расспросы на рабочем месте — small talk на эту тему в перерыве за чашкой кофе был бы воспринят абсолютно адекватно.
Соцпакет по-канадски: необычные бонусы от работодателей
Чего больше в канадском подходе к решению конфликтов — системности или “безнравственности”? Каждый судит, исходя из своих представлений о прекрасном.
Между тем Канада находится на 6 месте рейтинга самых безопасных стран в мире по версии World Population Review. В маленьких городках люди часто даже не запирают входные двери!
Может быть, это имеет какое-то отношение к тому, как канадцы решают конфликты?
Хотите узнать больше о Канаде? Подписывайтесь на наш YouTube-канал!