Ян Вермеер - один из величайших художников голландского и европейского искусства, не смотря на то, что его работы не исчисляются сотнями и тысячами, как в случае с другими художниками.
"Девушка с жемчужной сережкой", без сомнения, является самой известной картиной Яна Вермеера и до сих пор занимает особое место в мире изобразительного искусства. Как и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, это один из волшебных портретов, которыми восхищаются веками.
Это связано с необычайно удачным выражением лица девушки, ставшей моделью для Вермеера. Художник сумел вдохнуть жизнь и притягательный заряд в портрет с идеально разработанными мазками.
Но кого Вермеер увековечил в картине? Историки определяют три возможных кандидата. Первая из них - старшая дочь Вермеера, Мари, которой на момент создания картины было двенадцать лет. Согласно другой теории, это Магдалена ван Руйвен, дочь покровителя Вермеера и почитателя его творчества Пьетра ван Руйвена. Третья теория гласит, что красотка на картине - это Грит, дочь мастера по плитке, которая служила в доме Вермеера. Писатель Трейси Шевалье также выбрала эту версию в качестве основы для своего романа, по которому снят фильм со Скарлет Йоханссон в главной роли.
Йоханес (Ян) Вермеер ван Делфт родился 31 октября 1632 года, или несколькими днями ранее. Он был вторым ребенком в семье.
Отец Вермеера работал ткачом долгое время. Возможно, именно поэтому различные гобелены появляются во многих картинах Вермеера. Однако Вермеер старший также покупал и продавал картины и был владельцем гостиницы.
О ранних годах жизни художника мало что известно. В 1653 году Вермеер становится членом Гильдии Святого Луки. Там он подружился со многими художниками, в том числе с Бальтазаром ван дер Астом и Леонартом Брамером. Последний стал свидетелем церемонии женитьбы Вермеера на католичке Катарине Болнес в том же 1653 году.
В отличие от Вермеера, который в то время переживал трудную финансовую ситуацию и имел небольшой успех в живописи, Катарина имела хорошую финансовую подушку, в основном благодаря большому состоянию ее матери, которая владела несколькими фермами.
Однако Вермееру не потребовалось много времени, чтобы улучшить финансовое положение и хорошо обеспечивать свою семью. В этом счастливом браке появилось на свет то-ли пятнадцать, то-ли одиннадцать детей, но четверо из них умерли в младенчестве.
Он писал по два холста в год, принял бизнес от своего отца и являлся членом гильдии Святого Луки. Такая ситуация позволяла Вермееру жить безбедно и не продавать свои работы дешево.
К тому же он был уверен в своих способностях, поэтому часто из-за высокой цены на картины, заинтересованные покупатели покидали его, не заключая сделки. В основном он писал работы для своих покровителей, которые имели возможность по достоинству оценить его работу.
В отличие от других художников, работы Вермеера относительно скромны. Интерьер, изображенный на его полотнах всегда лишен особых изысков.
Его студия, вероятно, была лучшим местом для создания картин.
Уголок в кабинете у окна, сквозь которое пробивается мягкий естественный свет, он изобразил во многих своих работах: "Молочница", "Молодая женщина с кувшином воды", "Девушка, читающая письмо у открытого окна", "Географ", "Астроном", "Дама, стоящая у вирджиналя"
"Дама, пишущая письмо, со своей служанкой", "Офицер и смеющаяся девушка".
Среди наиболее известных работ Вермеера, несомненно, картина под названием «Молочница». На ней изображена женщина, которая наливает молоко на кухне.
Эта работа была написана около 1660 года. Несмотря на непритязательность и простоту темы, художник здесь невероятно правдоподобно запечатлел уникальный момент струящегося молока, совершенно настоящий свет, проникающий сквозь окно в комнату и придающий данной сцене неповторимый шарм. Мастерски запечатлено выражение лица женщины: слегка приоткрытый рот, и взгляд указывают нам на то, к какой любовью она это делает.
Мы можем смело назвать "Молочницу"одним из величайших шедевров всех времен. Благодаря этой работе у нас есть возможность увидеть совершенно новую красоту обычных, повседневных мотивов. Сегодня это художественное сокровище можно найти в Рейксмузеуме в Амстердаме.
Картины Вермеера были типичными для голландского искусства. Его темы повседневной жизни были такими же, как и у других художников. Возможно, это было причиной небольшого интереса к его личности, поэтому художник оставался не особо известным в широких кругах.
В девятнадцатом веке интерес критиков и общественности к Вермееру возрос. Французский искусствовед Торе-Бюргер, который восхищался талантом Вермеера и создал каталог с его работами, был ответственным за это. На тот момент голландскому художнику было приписано семьдесят работ. Однако со временем, после тщательного анализа, оказалось, что он нарисовал только около тридцати из них.
Последние годы жизни художника были трудными. Он оказался в сложной финансовой и жизненной ситуации. В 1672 году разразилась война между Францией и Нидерландами, и в качестве единственной защиты от наступающих французских войск было решено опустить плотины, что вызвало наводнение. В области искусственных паводков у свекрови Вермеера было много сельскохозяйственных ферм, и семья потеряла стабильный финансовый доход. Вермеер не продавал ни одной картины за этот период и поэтому не мог погасить долги.
Под тяжестью сложившейся ситуации Вермеер заболел и умер. Его похоронили 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Аудекерк. После смерти художника его жене пришлось продать все и отказаться от наследства матери, чтобы погасить долги.
Сохранившееся наследие Вермеера состоит всего из 37 картин, которые являются одними из самых редких за всю историю. Можно смело сказать, что Вермеер ван Делфт был неповторимым гением, и его работы сегодня являются одними из самых ценных сокровищ в галереях мира.