Итак, Тайвань.
Соединенные Штаты Америки сразу оценили стратегическое значение острова. Еще во время войны с Тайваня взлетали японские военные самолеты и досаждали американцам. Так что Вашингтон не только поддержал пораженцев-изгнанников, но тут же добился от правительства Чан Кайши принятия Закона о совместной обороне и взаимопомощи в октябре 1949 года.
Согласно договоренности, Тайваню предоставлялась военная и финансовая помощь, которой весьма активно пользовались лишенцы. Провокации, разведывательные полеты, диверсии, в том числе и против русских военнослужащих и просто служащих, ураган чернухи в средствах массовой информации. Можно бесконечно долго писать в стиле боевиков обо всех тех деяниях, что совершали чанкайшисты в первые годы раздельного сосуществования. И все при поддержке и финансировании США.
Достаточно быстро определились главные идеологические противопоставления. Согласно правительству КНР, Тайвань является неотъемлемой частью Китая и его воссоединение с родиной считается священной миссией китайского правительства и народа Китая.
Понятно, что Тайваньские власти придерживались изначально противоположной точки зрения – Гоминьдан считал своими все земли материкового Китая, вплоть до Внешней Монголии. Военное положение, введенное на Тайване в мае 1949 года, было в силе до 1987 года. Этот период длиной в 38 лет называется «Белым террором», унесшим жизни тысяч тайваньцев, подвергавшихся пыткам, тюремным заключениям и казням из-за подозрений в сотрудничестве с КПК и другими оппозиционными силами.
До 1972 года Тайвань даже представлял Китай в ООН. Понятно, что за этим стояли США, которые считали остров одним из важных союзников Соединенных Штатов в АТР (для тех, кто не знает – так обозначается Азиатско-Тихоокеанский Регион), который помогает сдерживать все возрастающее влияние Китая не только в регионе, но и в мире. Но с 1972 года в ООН Китай стала представлять материковая часть страны КНР. Удивительно, но большинство стран мира быстро признали этот факт.
США, несмотря на неоднократные требования КНР не вмешиваться в ее внутреннюю политику, с течением времени превратились в третьего участника в конфликте между Пекином и Тайбэем.
Роль США в «тайваньском вопросе» считается одной из основных на всех этапах взаимоотношений Китай - Тайвань, так как данный региональный конфликт стал своего рода образцом и примером американского вмешательства в дела других государств. В конечном итоге, противоположность позиций приняла следующий вид.
КНР в отношениях с Тайванем придерживается концепции "одна страна - две системы", предложенной в 1979 году руководителем КНР Дэн Сяопином. Она подразумевает одновременно неотъемлемость Тайваня от территории КНР и право на высокую степень самоуправления в качестве особого административного района.
Тайвань не принимает формулу КНР, выдвигает свою: "одна страна - две территории", предполагающую присоединение к материковому Китаю с
учетом сохранения суверенитета, что неприемлемо для Китая. Кроме того, до сегодняшнего дня Тайвань не отказывался и от своих прав на материковый Китай, хотя в последнее время заявляет о них все реже.
Позволю с уверенностью сказать, что объединение двух стран в обозримом будущем представляется маловероятным. А в свете последних угроз нового Президента США, Тайвань может играть дополнительную роль угрозы.
Суета американцев вокруг Тайваня, такая наглая и долгая, красноречивее всяких слов свидетельствует о причине столь резкой реакции Вашингтона на события в Крыму. Пройдет некоторое количество лет, сменятся одна и другая администрации в США и удивленный мир узнает, что из Крыма при полном согласии Киева Америка хотела сделать Тайвань для России.