1 КОРАБЛЬ
испанский "Сантисима-Тринидад" или точнее - Nuestra Señora de la Santísima Trinidad, что можно перевести как «Святейшая Троица».. в 1769 года его как Линейный корабль 1-го ранга с 3 деками (палубами) на 120 орудий. длина 59,54 метров; киль 50,83 метров; ширина 16,09 метров; глубина посадки 8,06 метра. Толщина бортов 60 см.. Правда, из-за веса он стал плохо управляемым и не очень быстрым. Но, с другой стороны, у него и задачи были другие.
Впоследствии его несколько раз переделывали, ради того, чтобы сделать из него этакий суперкорабль, который должен был держать англичан в узде, в том числе и психологически. Окончательную переделку произвели в 1799. На корабле дополнительно устанавливается четвёртая батарея, увеличиваются его размеры, а тоннаж доводится аж 1900 тонн. Теперь корабль несет 136 орудий: аж 32 36-ти фунтовые пушки (174-мм), 34 24-х фунтовых (147-мм), 36 12-ти фунтовых (116-мм) , 18 8-ми фунтовых (106-мм), 10 24-ти фунтовых мортиры и 6 "Эсмерильей". Экепаж составляет 1200 человек. Понятно, что увеличение массы и размеров еще больше ухудшили его мореходные качества и управляемость. Сама команда за глаза называло свой корабль «Тяжеловесом» (исп. El Ponderoso).
Свой последний и главный бой "Сантисима-Тринидад" провел 21 октября 1805 года и это был тот самый Трафальгар. Перед на верхней палубе было установлено ещё 8 мортир, тем самым количество его оружий увеличилось аж до 144! На "Сантисима-Тринидад" держал свой вымпел командующий испанской эскадрой Адмирал Дон Балтазар Хидальго. На нем и сосредоточился Нельсон, и после многочасового боя с 7 (!) английскими линкорами во главе с флагманом "Виктори" на корабле были сбиты все мачты, убито 312 и ранено 338 человек и он был захвачен англичанами. Несмотря на это потопить они его не могли - и "Сантисима-Тринидад" чуть ли не единственный из всей испано-французской эскадры сражался как лев.
Несправедливо было бы, если бы англичане оставили его в виде трофея.После сражения его попытались отбуксировать Англию для ремонта, но начался сильный шторм и «Святейшая Троица»
3 КОРАБЛЬ
«Месть королевы Анны» (Queen Anne's Revenge) — флагманский корабль легендарного капитана Эдварда Тича по прозвищу Чёрная Борода. Этот 40-пушечный фрегат изначально назывался «Конкорд», принадлежал Испании, затем перешёл ко Франции, пока наконец не был захвачен Чёрной Бородой. Под его руководством корабль укрепили и переименовали. «Месть королевы Анны» затопила десятки торговых и военных судов, вставших на пути знаменитого пирата.
История черной бороды
Э́двард Тич (англ. Edward Teach) по прозвищу Чёрная Борода (англ. Blackbeard; 1680, Бристоль, Англия — 22 ноября 1718 года, о. Окракок (англ.)русск., Северная Каролина) — английский пират, действовавший в районе Карибского моря в 1713—1718 годах.
Эдвард Тич[6] родился в 1680 году в Бристоле. О детстве и юношестве Тича мало что известно. Одни историки говорят, что Тич был сиротой, другие — незаконнорождённым. Детство Тича было безрадостным и закончилось в 1692 году, когда Тич, которому едва исполнилось двенадцать лет, поступил юнгой в военный флот.
В 1713 году Эдвард присоединился к пиратской команде Бенджамина Хорниголда, промышлявшего на островах Карибского моря. Тич довольно быстро получил собственный корабль, «Месть королевы Анны», и в период с 1714 по 1718 год стал известным пиратом.
После ухода из команды Хорниголда Тич основал пиратский альянс и блокировал порт Чарльстон в Южной Каролине. Получив выкуп с местных жителей, Эдвард повёл корабль на песчаную отмель у Бофорта в Северной Каролине. Тич принял королевское помилование, но вскоре вернулся в море, что не осталось без внимания губернатора штата Вирджиния Александра Спотсвуда. Спотсвуд снарядил группу солдат и матросов для поимки пирата. 22 ноября 1718 года Эдвард Тич был убит небольшим отрядом моряков под командованием лейтенанта Роберта Мэйнарда.
В большинстве первоисточников его псевдоним указывается как «Тетч», что соответствует характерному внешнему виду Чёрной Бороды (англ. thatch — густая шевелюра).
Проницательный и расчётливый капитан Эдвард Тич избегал использования силы, полагаясь на свой грозный образ, вызывающий страх у тех, кого он собирался ограбить. Эдвард мудро и справедливо управлял экипажем. Не сохранилось ни одного свидетельства об убийстве или пытках пленных на его корабле. После смерти Тич был романтизирован и послужил прототипом для многих произведений о пиратах в разных жанрах.
Согласно предположению Роберта Эрла Ли (Robert Earl Lee), Эдвард Тич родился в богатой представительной семье[7]. Считается, что Тич был обучен грамоте, так как общался с купцами; кроме того, было найдено письмо на его имя от главного судьи и секретаря провинции Каролина Тобиаса Найта. Возможно, Эдвард Тич прибыл в бассейн Карибского моря в последние годы XVII века на торговом судне или невольничьем корабле[8]. Современник Тича, некто капитан Чарльз Джонсон, утверждает, что Чёрная Борода был матросом на каперском корабле на Ямайке во время Войны королевы Анныи «не раз проявил свою необычайную смелость и личное мужество»[9]. Точно не установлено, в какой момент Тич вступил в боевые действия[10].
Флибустьер
Первое документальное упоминание о Тиче относится к октябрю 1717 года (газета «Boston News-Letter»), когда он уже пиратствовал под началом капитана Бенджамина Хорниголда, грабившего испанские и французские суда сначала в качестве приватира, а затем на собственный страх и риск. Историки предполагают, что Тич участвовал в Войне за испанское наследство (известной также как Война королевы Анны) в качестве приватира, а после подписания Утрехтского мира, не желая бросать любимую профессию, примкнул к флибустьерам Хорниголда. Это косвенно подтверждает название, которое Тич позже дал флагману своего пиратского флота — «Месть королевы Анны».
Находясь в команде Хорниголда, Тич принял участие в большом количестве каперских операций против французов. Пользуясь тем, что Англия пребывала в состоянии войны с Францией, флибустьеры беспрепятственно использовали остров Ямайка в качестве своей базы. В конце 1716 годаХорниголд отдал Тичу в личное командование шлюп, захваченный у французов в ходе одного из рейдов. К этому моменту Тич уже имел репутацию бесстрашного и яростного пирата.
В начале 1717 года Тич (возможно, в компании с Хорниголдом) отправился к берегам Северной Америки. После отбытия с острова Нью-Провиденс, пираты захватили барк, шедший под командованием капитана Тюрбара с Бермудских островов. На борту барка оказалось 120 бочонков с мукой, однако пираты взяли с него только вино и отпустили. Затем им удалось захватить корабль с богатой добычей, шедший в Южную Каролину из Мадеры. После ремонта и обслуживания своих судов на побережье Виргинии, пираты вернулись к Вест-Индским островам.
В ноябре 1717 года шлюпы Тича атаковали и, после скоротечного боя, захватили крупное французское судно около острова Сент-Винсент. К этому моменту флот «Чёрной Бороды» состоял из двух шлюпов: один с 12 пушками и 120 членами команды, второй — с 8 пушками и 30 членами команды. Захваченным судном оказался фрегат работорговцев «Конкорд» (фр. La Concorde), шедший из Гвинеи на Мартинику под командованием капитана Доссета. Пираты привели «Конкорд» к острову Бекия в Гренадинах, где высадили французов и африканских рабов на берег. Французский юнга Льюис Арот и ещё несколько членов команды добровольно присоединились к пиратам и указали им на ценные грузы, которые скрытно перевозились на корабле. В результате, добыча с корабля оказалась очень богатой — в числе прочего на нём было найдено изрядное количество золотого песка и драгоценных камней.
Меньший из двух шлюпов пираты отдали французам, а сами перешли на «Конкорд», который Тич укрепил, оснастил 40 пушками и переименовал в «Месть королевы Анны».
Пират «Чёрная Борода»
В 1717 году новый губернатор Багамских Островов Вудс Роджерс объявил о начале беспощадной борьбы с пиратством. Хорниголд с частью своей команды решил сдаться на милость британских властей и получить обещанную королевским указом амнистию. Тич отказался прекращать своё ремесло и поднял над «Местью королевы Анны» чёрный флаг, тем самым окончательно поставив себя вне закона.
Путешествуя вдоль Малых Антильских островов, Тич атаковал и грабил все встречные торговые корабли (зафиксированы нападения около островов Сент-Винсент, Сент-Люсия, Невис, Антигуа). В окрестностях острова Сент-Винсент пираты захватили большое английское торговое судно под командованием Кристофа Тейлора. Забрав всё, что представляло ценность, пираты высадили команду на остров, а сам корабль подожгли. В декабре 1717 года флот Тича вышел из Пуэрто-Рико по направлению к Саманскому заливу на острове Эспаньола.
К январю 1718 года в команде Тича было уже около 300 человек. Курсируя в окрестностях островов Сент-Кристофер и Краб, пираты захватили ещё несколько британских шлюпов. В конце января «Месть королевы Анны» стала на якорь около города Баттаун (англ. Bathtown) в Северной Каролине. Этот небольшой городок, население которого в то время не превышало 8 тысяч человек, был хорошим убежищем для кораблей, идущих из Атлантики. Поселенцы с радостью скупали награбленный пиратами груз, поэтому Баттаун (Bathtown) понравился Тичу в качестве тыловой базы, и он неоднократно возвращался к нему.
В апреле 1718 года в Гондурасском заливе Тич захватил шлюп «Приключение» (англ. Adventure) и вынудил его капитана, Дэвида Хэрриота, присоединиться к пиратам (по другой версии, Хэрриот, сам будучи пиратом, добровольно присоединился к флоту Тича, но в последующем был отстранён от командования своим кораблём). Пираты пошли далее на восток, прошли мимо Каймановых островов и захватили испанский шлюп, шедший из Кубы, который также присоединили к своей флотилии. Повернув на север, они прошли через Багамские острова и подошли к берегам Северной Америки.
Блокада Чарльзтауна
В мае 1718 года «Месть королевы Анны» и три менее крупных пиратских шлюпа подошли к городу Чарльз-Таун в Южной Каролине. Они бросили якорь у берегов Чарльзтауна, устроив засаду. Таким образом за несколько дней было захвачено 9 кораблей, наиболее состоятельные пассажиры были отобраны в качестве заложников. Получив за них огромный выкуп деньгами и медикаментами, Тич отправился в Северную Каролину. Он подкупил губернатора Северной Каролины Чарльза Идена и продолжал заниматься разбоем.
Конец карьеры
Осенью 1718 года губернатор штата Вирджиния Александр Спотсвуд опубликовал прокламацию, в которой пообещал награду в 100 английских фунтов тому, кто захватит или убьёт Тича, а также меньшие суммы за рядовых пиратов.
Эдвард Тич был захвачен врасплох в своем логове в устье Окракока военно-морским отрядом, состоявшим из двух шлюпов и возглавляемым лейтенантом Робертом Мэйнардом. Многие пираты находились в увольнении в Бат-Тауне. В распоряжении Чёрной Бороды осталось всего 60 человек. Правительственные войска имели трехкратное численное преимущество.
В распоряжении Тича оставался шлюп «Приключение», вооруженный девятью пушками. Этот шлюп имел хоть какую-то команду, поэтому на нём Тич решил прорваться в море, бросив два остальных корабля. Шлюпы Мэйнарда начали преследование, пользуясь приливом. Тич повернул и дал бортовой залп картечью, убив гардемарина на шлюпе «Рейнджер», а также убив и ранив нескольких матросов. Шлюп лейтенанта Мэйнарда потерял ход.
Тич, недооценив численность команды на втором шлюпе, решил взять его на абордаж. Мэйнард же предусмотрительно спрятал большую часть команды в трюме, на палубе же остался сам Мэйнард и рулевой. Люди Тича, подойдя к шлюпу Мэйнарда, забросали его гранатами. Тич был уверен, что практически вся команда погибла и даже воскликнул: “ Все, кроме двух-четырех (людей Мэйнарда), получили по башке” и шагнул на борт шлюпа. И тут его и пиратов встретили спрятавшиеся в трюме англичане, которые легко одолели пиратов, благодаря численному превосходству.
В ходе боя Мэйнард сошелся в поединке с Тичем. Они обменялись пистолетными выстрелами, при этом Тич был ранен, а затем взялись за сабли. Оба какое-то время фехтовали среди боя, пока сабля Мэйнарда не сломалась. Тич уже был готов его убить, но тут на помощь Мэйнарду подоспел некий шотландец, который пронзил Тича саблей. Тич упал на палубу и умер, пытаясь взвести курок своего пистолета.
За спиной Тича один из его пиратов по кличке Чёрный Цезарь попытался взорвать крюйт-камеру корабля, бросив туда гранату. Эта попытка не удалась: Чёрный Цезарь потерял сознание прежде, чем успел бросить гранату.
Когда после боя обнаружили тело Чёрной Бороды, на нём насчитали пять пулевых и двадцать пять сабельных ран.
Мэйнард отрубил Тичу голову и приказал подвесить её на бушприте своего корабля. Все тринадцать схваченных живыми пиратов были осуждены в Вильямсбурге и казнены через повешение.
Флаг
Флаг пиратов Чёрной Бороды
На флаге изображен дьявол, держащий в руках песочные часы (символ неотвратимости смерти) и готовящийся пронзить копьем человеческое сердце. Флаг должен был предупреждать встречные корабли об опасности сопротивления пиратам — в этом случае всех пленных ждала жестокая смерть. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират.
Из-за незаурядной внешности и эксцентричного поведения Тича историки сделали его одной из самых известных фигур времен «Золотого века»карибского пиратства. Впрочем, его «карьера» была довольно короткой, а успешность и масштабы деятельности — гораздо меньшими, чем у многих его современников-пиратов. В дальнейшем возникло множество слухов и легенд, связанных с именем Тича. Что Тича и не настигало правосудие и он якобы выжил. Но подтвердить или опровергнуть легенды уже не представляется возможным.
Тич послужил прототипом для образа пирата Флинта в романе Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». При этом в самом романе есть реплика, что Чёрная Борода по сравнению с Флинтом — «сущий младенец».
Подражатель Тича, назвавшийся тем же именем, встречается в другом произведении Стивенсона — «Владетель Баллантрэ».
Долгое время среди пиратов и просто авантюристов ходили слухи, что незадолго до смерти Тич спрятал большое количество золота и других богатств на некоем необитаемом острове. Возможно, именно легенда о сокровищах Чёрной Бороды побудила Роберта Стивенсона написать знаменитый роман. Согласно современным данным, свои сбережения команда Тича действительно хранила на необитаемом острове Амилия, однако значительных ценностей там впоследствии найдено не было.
В середине января 2011 года группа археологов обнаружила фрагмент сабли, которая предположительно принадлежала Чёрной Бороде. Находка была обнаружена, когда флагманское судно пирата «Месть королевы Анны» поднимали со дна[11]. На тот момент предположительные останки «Мести Королевы Анны», затонувшей у берегов Северной Каролины в 1718 году, более 10 лет изучались подводными археологами. Как сообщил представитель Департамента Культурного наследия Штата Северная Каролина, удалось найти золотой фрагмент эфеса сабли французского дизайна, которая, вероятнее всего, принадлежала самому капитану Чёрная Борода[12]. В конце мая 2011 года со дна был поднят якорь «Мести Королевы Анны»[13][14].
История френсиса дрейка
Фрэнсис Дрейк Появившийся на свет в 1540 году Фрэнсис Дрейк был родом из обычной фермерской семьи, и ничто не предвещало, что он станет великим пиратом и мореплавателем. Крутой поворот в его судьбе случился в 12 лет, когда родители переехали в Кент. Там подросток стал юнгой на торговом барке. Владельцем корабля был его далекий родственник. Умирая, тот передал судно в наследство Дрейку. Так по удивительному стечению обстоятельств уже в 18 лет молодой человек оказался капитаном. Как и все остальные моряки-современники, Фрэнсис мечтал о далеких западных морях, где со времен их открытия продолжали хозяйничать испанцы. Самые известные пираты тогдашнего времени, как один, охотились на груженные американским золотом королевские галеоны. Испанцы действительно контролировали Вест-Индию и не собирались отдавать ее ресурсы англичанам. Между кораблями этих двух стран постоянно происходили стычки. В одной из них в 1567 году Фрэнсис Дрейк чуть было не лишился жизни. Из всей английской флотилии выжили только два корабля. После этого эпизода испанцы стали заклятыми врагами Дрейка. Фрэнсис получил от своих властей каперский патент и право на вольный грабеж вражеских баз. Пользуясь этой возможностью, пират захватывал испанские крепости и форпосты на Карибах. В 1572 году его отряд перехватил огромный груз серебра. В Англию разбойник приплыл с 30 тоннами благородного металла
Генри морган
Генри Морган Генри Морган родился в 1635 году в валлийской глубинке в семье землевладельца. Мальчик мог стать наследником своего отца, однако с детства его страстью было не сельское хозяйство, а море. Как показало время, любовь к далеким горизонтам оказалась оправданной. Самые известные пираты завидовали успехам Генри Моргана, ставшего живой легендой своего времени. Молодым человеком англичанин нанялся на судно, шедшее в гавань острова Барбадос. Оказавшись на Карибах, Морган начал строить удивительную пиратскую карьеру. Присоединившись к морским разбойникам, он перебрался на Ямайку. Юнга быстро стал участником рейдов, главной целью которых были грабежи попадавшихся под руку судов. За короткое время паренек познал все законы и обычаи морской жизни. Уже в молодости он стал обладателем немалого капитала, сколоченного из пиратской выручки и выигрышей в кости. На эти деньги Генри купил свой первый корабль. Очень скоро даже самые известные пираты прослышали об удали и удаче Моргана. Вокруг пирата сложилась группа единомышленников. К его кораблю стали присоединяться новые суда. Рост влиятельности не мог не привести к росту амбиций. В 1665 году Морган решил отказаться от грабежей кораблей и приступил к планированию операции по захвату целого города. Первой его целью оказался Трухильо. Затем разбойник захватил несколько испанских баз на Кубе. И простые каперы, и самые известные пираты не могли похвастаться такими успехами. Самым знаменитым военным предприятием Моргана стал его поход на Панаму, состоявшийся в 1670 году. К этому моменту в распоряжении разбойника был уже флот из 35 судов и команда в 2 тысячи человек. Эта ватага высадилась в Панаме и двинулась к одноименной испанской крепости. Хотя гарнизон насчитывал 2,5 тысячи солдат, он не смог защитить город. Взяв Панаму, пираты истребили всех сопротивлявшихся и разграбили все до чего смогли дотянуться. Город был подожжен и уничтожен. После этого рейда имена самых известных пиратов поблекли на фоне имени Генри Моргана Когда английский подданный вернулся на Ямайку, принадлежавшую короне, власти неожиданно арестовали его. Дело было в том, что накануне Лондон и Мадрид заключили мир. Пираты не действовали от имени государства, однако пользовались его благожелательным попустительством. Заключив мир с Испанией, английское правительство обещало приструнить своих пиратов. Генри Морган был выслан на родину. Дома его ждал суд, однако процесс оказался только бутафорской демонстрацией. Власти не собирались наказывать пирата, оказавшего им так много услуг в борьбе против испанского владычества на море. Вскоре Генри Морган вернулся на Ямайку. Он стал вице-губернатором острова и главнокомандующим его флотом и армией. В дальнейшем пират продолжал верно служить короне. Он скончался в 1688 году и был с почестями похоронен в церкви Порт-Ройала. Через несколько лет Ямайку сотрясло катастрофическое землетрясение, а могилу Моргана смыло в океан.
Сокровища Черной Бороды
В 1966 недалеко от берегов Северной Каролины археологи обнаружили останки кораблекрушения, связав его с кораблем знаменитого пирата по прозвищу Черная Борода. Но загвоздка в том, что ни единой унции сокровищ не было найдено нигде вокруг судна. Черная Борода является самым печально известным из всех пиратов, накопившим огромное количество золота и других богатств. Многие предполагают, что сокровище все еще покоится где-то у берегов Каролины, но очень трудно определить его местонахождение. Даже сам Борода как-то сказал, что “только я и дьявол знаем”, где оно. По приблизительным оценкам, стоимость золота может составлять около $2,5 млн.
Сокровища с корабля Flor de la Mar
200 сундуков с драгоценностями: алмазы размером с кулак, золотые статуи слонов, тигров и обезьян, китайский фарфор — сокровища султанов Малакки, а также богатства, захваченные конкистадорами в Африке и на Аравийском полуострове, в Индии и Сиаме, так и не добравшиеся до португальского короля Мануэла I
Кладоискатели называют сокровища с корабля Flor de la Mar («Цветок моря») самым большим кладом в мире, а само судно — самым ценным когда-либо затонувшим кораблем. На нем португальцы везли значительную часть трофеев, добытых при взятии Малаккского султаната. Однако видавшее виды парусное судно так и не довезло трофеи королю: оно затонуло в 1511 году и уже 300 лет лежит на дне Малаккского пролива в неизвестном месте. Кладоискатели со всего мира готовы в любой момент ринуться на поиски сокровищ в Индонезию. Так, американец Роберт Маркс, специализирующийся на кладах с затонувших кораблей, заявлял, что готов потратить $20 млн, чтобы найти и поднять на поверхность груз Flor de la Mar. Однако индонезийские власти все предложения отвергают, надеясь отыскать клад без помощи чужеземцев. В июле этого года было объявлено об археологической подводной экспедиции у берегов острова Суматра. По словам археолога Али Акбара, отыскать «Цветок моря» в Малаккском проливе будет непросто, так как это один из самых оживленных морских путей в мире — в нем может оказаться порядка 400 кораблей, затонувших в период между 1500 и 1800 годами: пойди разберись, где лежит тот самый, золотой…
Пиратские клады
На острове Кокос, на Каймановых островах и на Панамском перешейке — клад Генри Моргана; на островах Сент-Мари, Реюньон и Сейшельских островах — клады Оливье Левассера; на острове Горда — клады Эдварда Тича по прозвищу Черная Борода, на острове Ангела (Энджел) — клад Фрэнсиса Дрейка
По оценке одного американского банкира, все вместе пираты запрятали кладов на сумму в несколько миллиардов долларов, причем на сегодняшний день найдено не более 7% этих сокровищ. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, в этом году у берегов Мадагаскара археологи нашли 50-килограммовый серебряный слиток с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. «Те, кто скрывал сокровища, почти всегда оставляли записи об этом. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра. Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела (Энджел) на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка.
Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой.