Найти в Дзене
Анастасия Шацкая

Анастасия Гирш: творчество стало моим спасением

Как научиться писать стихи? Этому нельзя научиться — и стихи надо просто писать. Не умеете? Да ладно, просто начните. Не надо корпеть над учебниками стихосложения, изучая сложные секреты рифмовки и зазубривая ритмы. Просто представьте, что поете — в своем ритме, рассказываете о своей душе. И не надо сразу ждать профессионального результата: мы же не собираемся получать литературные премии, нам надо просто вылечить душу. А стихосложение — отличный способ сделать это. Вначале это будут стихи для себя, как говорят профессиональные поэты - «в стол». И вообще-то для терапевтического эффекта этого достаточно: практически сразу, глядя на листок, исписанный ритмичными строками, начинаешь чувствовать себя так, словно выговорился перед кем-то, на исповеди, осознаешь, как уходит из сердца та тьма, что давила и не давала вздохнуть. Потом, возможно, стихи станут более причесанными, правильными, образы — красивыми и понятными не только автору. Вот тогда и можно браться за учебники и пытат
Оглавление



Как научиться писать стихи?

Этому нельзя научиться — и стихи надо просто писать. Не умеете? Да ладно, просто начните. Не надо корпеть над учебниками стихосложения, изучая сложные секреты рифмовки и зазубривая ритмы. Просто представьте, что поете — в своем ритме, рассказываете о своей душе. И не надо сразу ждать профессионального результата: мы же не собираемся получать литературные премии, нам надо просто вылечить душу. А стихосложение — отличный способ сделать это.

Вначале это будут стихи для себя, как говорят профессиональные поэты - «в стол». И вообще-то для терапевтического эффекта этого достаточно: практически сразу, глядя на листок, исписанный ритмичными строками, начинаешь чувствовать себя так, словно выговорился перед кем-то, на исповеди, осознаешь, как уходит из сердца та тьма, что давила и не давала вздохнуть. Потом, возможно, стихи станут более причесанными, правильными, образы — красивыми и понятными не только автору. Вот тогда и можно браться за учебники и пытаться стать профессионалом... если это нужно. Профессиональное поэтическое творчество — понятие весьма размытое, теоретические рамки довольно широки, чтобы точно определить, кто любитель, а кто — мастер.

Поэтическое мастерство заключается не в математически правильном ритме и не в точных рифмах. Мастер-поэт умеет не только лечить свою душу, но заставлять других чувствовать, сопереживать, мыслить. Изменяя себя, мастер изменяет окружающий мир.

Знакомьтесь!


Сегодня хочу познакомить вас с доброй и светлой поэтессой с Урала, Анастасией Гирш, которая творит под ником
Mandakini.

Ее творчество — это осознанная работа над собой. Каждый поэт создает своего собственного лирического героя (помните же классику Лермонтова и его героя под белым парусом?). И такой герой — это не самостоятельный образ, он во многом схож с самим поэтом. Лирическая героиня Анастасии Гирш — это она сама со своими проблемами и радостями, не приукрашенная для читателя. Иногда она даже может показаться странной, неудобной, но именно это и есть работа над своим внутренним миром: перенести себя на бумагу как можно более точно, создать свою копию, утрированную, приукрашенную или же немного обезображенную — а потом внимательно рассмотреть и принять к сведению все увиденные детали, которые сложно рассмотреть внутри себя. Постепенно поэтесса в результате такой работы меняется — приобретает новые черты и его лирическая героиня, становится более уверенной, спокойной, прекрасной. И начинает зачаровывать читателя.

-2

Свое творчество лаконично Анастасия описывает своими же стихами:

-3

"
Любое творчество, в частности, сочинение стихов, - это действие и труд души. А труд души предполагает работу над собой, осознанное изменение настроения и стремление оставаться на "светлой стороне жизни", то есть, со своим собственным светом. Когда я пишу, я чувствую себя трансформатором, переплавляющим негативные эмоции и мысли в нечто красивое и жизнеутверждающее. Такая привычка выработалась не сразу, а через годы упорной работы, когда я писала стихи буквально каждый день, не дожидаясь вдохновения. Это и стало моим спасением." - так Анастасия говорит о своем творчестве.


И именно такой алгоритм важен для любого вида арт-терапии. Не надо ждать вдохновения, хорошей погоды, настроения. Это, как и таблетки, тоже лекарство, которое надо принимать постоянно, даже когда лень и грустно. Писать, как чукча в анекдоте: «что вижу, о том и пою»:

-4


Искать причину плохого настроения, сравнивать, делать выводы, контролировать себя: на бумаге и в жизни, предупреждая возможные ошибки и проступки: именно так, а не в гипотетическим вдохновением рождаются емкие и яркие образы:

-5


И не бояться описывать себя реальную. Это важно — не только про себя признать то, что есть на самом деле, но и озвучить, описать, а потом увидеть себя со стороны. И, увидев, понять, что не так, где неправильно, как именно надо в себе менять. В теории психиатрии самодиагностика невозможна, но в арт-терапии это один из методов самолечения:

-6

И вот уже в стихах не просто исповедь и попытка излить свою боль на бумаге: работа над собой в стихотворной форме дала результаты: стали понятны способы борьбы с проблемой, который могут быть полезны не только поэту, но и читателям, уже можно определиться с теми мелочами, которые помогут сделать жизнь светлее и проще, можно составить алгоритм жизни. Это уже не исповедь и самодиагностика, это схема лечения:

-7


Стихи Анастасии Гирш невероятно светлые и четкие. Она безумно любит свой край, называя его, как в старь — Пера Маа, глядя на него не глазами современного человека, а сквозь призму древней истории и природы. Для нее родина — не слово, и даже не понятие, а живое существо, что-то вроде Бога, без которого смысла жизни нет:

-8


Каким именно богам молится поэтесса? Это не важно. И даже не имеет смысла соблюдать словесные каноны, потому что молитва идет из сердца. По сути каждое слово, написанное поэтом — молитва, ибо это искренне и честно. Да и молитва ли это? Скорее, разговор с богами. А, когда разговариваешь, собеседник становится ближе и понятнее, роднее. И можно говорить и богах, как о соседях, как это делали наши предки

-9

Немного теории стихосложения


Анастасия умело играет не только словами, но и их звучанием, ритмическим и графическим строением стиха. В теории стихосложения есть такой термин — звукосимволизм, одно из фонетических средств выразительности. С помощью этого метода поэты Серебряного века достигали более глубокого погружения читателя в свою образную систему. Позднее учеными-лингвистами была обнаружена связь между определенными сочетаниями звуков и душевным состоянием человека. Так высокая частота сонорных звуков (кроме «р») в строке успокаивает, дрожащий переднеязычный «р» обладает эффектом психостимуляции, возбуждает, а шипящие способны вызвать или передать депрессивное состояние. Неровное разбиение строк в стихе позволяет точнее расставить смысловые и эмоциональные акценты:

-10

Более сложные фонетические средства выразительности (аллитерация, эпифора, ассонанс и другие) позволяют не только воздействовать на психику, но и создавать неповторимые и запоминающиеся образы. По сути использование фонетики как средства выразительности напоминает рисование в жанре экспрессионизма, когда на первом месте не форма, а цвет. Так и в стихах: сначала воспринимается звук, а следом формируется образ предмета, явления или действия:

-11


Причем, психолингвистические игры возможны не только с фонетикой. Изменение алгоритмов синтаксических конструкций позволяет создавать весьма интересные эффекты ускорения и замедления времени. Этим тоже активно пользовались поэты-символисты. Например, создавали ощущение скорости, быстрой смены образов с помощью неполных и нераспространенных предложений, изменения грамматических характеристик подлежащего и сказуемого:

-12

Легко играет поэтесса и с образами, оживляя то, что по определению не может быть живым, улыбаясь тому, что должно быть грустным. Кстати, смех сквозь слезы — не всегда признак истерики. Это вполне эффективный способ избавиться от напряжения и негатива. Это в жизни надо себя держать в руках, а на бумаге можно все — от острой эйфории на грани, до падения в бездну отчаяния. Так можно выплеснуть это наружу — и одновременно нарисовать словесную яркую картину, которая захватит окружающих своей выразительностью:

-13
-14

Найти источник света...


… боюсь, что даже после написанного мной непосвященному стихосложение все равно будет казаться трудным. Ведь примеры такие ровные и красивые. Но Анастасия Гриш считает, что не все так уж страшно:

«чтобы излить эмоции и чувства в стихотворной форме на бумагу, надо просто позволить себе сделать это, ничего не бояться, не бояться оказаться смешным или неправильным. Просто сказать внутреннему импульсу творить "да". Стать в каком-то смысле ребёнком, забыть все "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя". Тогда и открывается в душе неиссякаемый источник света и блага. Он ведь в каждом есть, в сердце каждого


Вы видели, как ребенок в автобусе смотрит в окно и поет обо всем, что там видит? Он не боится, что его песню назовут некрасивой, ему все равно, что строки кривые — ребенок счастлив. Именно это надо и нам — быть счастливыми. Не плакать всерьез, а лить слезы на бумагу звуками, смеяться рифмами, танцевать строками, раскрывать душу на распашку росчерками. «Не время давать волю слезам - но их незачем вытирать.»

Надеюсь, нам с Анастасией Гирш удалось доказать, каким простым и светлым может стать сочинение стихов? И мы обе желаем вам удачи в творчестве!